Найти тему

Оживающий гербарий, или Краткий курс плоскостной флористики. Урок четырнадцатый

Картина Л. Новиковой с использованием бересты.
Картина Л. Новиковой с использованием бересты.

В конце весны -- начале лета художнику - флористу нелишним будет заготовить хотя бы небольшое количество бересты. Она может пригодиться.

Нужно взять немного белоснежного внешнего слоя, на котором имеются чёрточки, так называемые чечевички. Через них берёза дышит, производит газообмен. Но наиболее ценны для нас внутренние слои.

Береста не однородный материал, а состоит из тончайших слоёв, которые образуются в процессе роста дерева. Каждый слой бересты -- это своего рода годичное кольцо. По количеству этих колец можно судить о возрасте дерева. Из-за различных погодных условий того или иного года цвет у каждого слоя бересты будет отличаться. И в этом есть плюсы для мастера. Это дает ему большое количество возможностей по декорированию разных изделий.

-2

Не надо брать сырья больше, чем вы сможете освоить до следующего сбора (хоть береста и может храниться до 3 лет). Со свежей берестой работать намного приятнее и легче, чем с залежавшейся. Характеристики её от старости только ухудшаются.

Хорошей считается слоистая и ровненькая береста, чечевички которой должны быть узкими и небольшой длины, примерно от одного до трёх сантиметров. Чечевички не должны быть темными и очень выступать на поверхности.

Если берёза растёт на открытой, солнечной местности, то цвет её бересты будет золотисто - жёлтым. А если вы решили снять бересту с дерева, которое растёт в гуще леса, да ещё в низком месте, близко к воде, то её береста будет иметь различные розовые оттенки.

Можно снимать бересту и с мёртвых, валяющихся на земле берёз. Причём, в любое время года. Вас могут приятно удивить разные оттенки коричневого, бордового, чёрного и даже серо - голубоватого цвета этого материала. А зачастую попадаются и пятнистые куски, где присутствуют и коричневый, и розовый, и бордовый цвета вместе -- словом, три в одном.

Дома желательно сразу расслоить бересту, подсушить и спрессовать. Если пластов много, можно сложить их ярусами, "лицом к лицу" или наружными сторонами друг к другу. Но во время сушки между этими ярусами должно быть хоть немного воздуха. То есть, нужно положить у краёв и посередине между пластами какие - нибудь дощечки. Иначе береста может заплесневеть, покрыться некрасивыми пятнами.

Я редко использую бересту -- не мой "профиль". Но посмотрите, какие интересные работы делают мастера флористической живописи из этого материала.

Работа В. Кругловой
Работа В. Кругловой

Работа В. Варущкиной
Работа В. Варущкиной

Работа  Г. Лядова
Работа Г. Лядова
Работа Н. Тихомировой
Работа Н. Тихомировой
Работа С. Дидух
Работа С. Дидух