Найти тему
Михаил Мокеев

Войны и военные слухи, часть А

Православный курс выживания, урок 69 - Войны и военные слухи, часть А - размышление на Страстной седмице о состоянии наших душ.

Опубликовано 20 апреля 2022 год православным священником Стивеном Алленом. Перевод мой, Михаила Мокеева.

Икона Архангела Михаила "Трубящий Ангел"
Икона Архангела Михаила "Трубящий Ангел"

Оригинал публикации на английском, текст: http://orthodoxtruth.org/uncategorized/orthodox-survival-course-class-69-wars-and-rumors-of-wars-part-a-a-holy-week-reflection-on-the-state-of-our-souls/

Аудиоверсия на английском: https://www.spreaker.com/user/youngfaithradio/osc69

Куда боятся ступить Ангелы

Поскольку цель нашего Курса Выживания - предоставить "православную линзу", через которую можно рассмотреть течение истории для того, чтобы лучше понимать наше сегодняшнее положение, то вполне естественно, что как спектакль "Короны" в 2020 и 2021 годах, так и "драма дня" 2022 года, война в Малой России - также известной, как Украина - должна побудить наших читателей и слушателей задать вопрос о том, как с пользой смотреть на то, что происходит с православной точки зрения.

Наша аудитория - это люди всерьез относящиеся к тому, как приложить свою веру к своей жизни, и это означает приложение к жизни того, как Святые отцы учат понимать мир вокруг нас. Они осознают, что в настоящее время они должны или вероятно должны будут сделать нравственный выбор, впереди минуты личного кризиса, вызванного кризисами в большом мире вокруг них. Когда они сталкиваются с Чем-то Огромным, о чем беспокоятся все остальные, они естественно спрашивают: "Как я должен реагировать?"

Действительно, не должна ли Церковь кое-что сказать об этом? Она есть mater et magistra - мать и учитель - народов. Её пастыри держат ключи от царствия небесного, дарованные Самим Христом святому Петру и через него всем апостолам и их преемникам епископам. Разве Церкви нечего сказать нам уникального, более действительного, более точного - об этой продолжающейся прямо сейчас войне, - кроме пересказа одних и тех же наскучивших гуманитарных банальностей о солидарности с пострадавшими и необходимости "молиться о мире", - бесплодных и нравственно недорогостоящих сентиментальностей, которые произносят каждый еретик, гуманист, сторонник светскости, атеист и откровенный язычник на лице земли?

Я прошу прощения у тех, кто ожидал услышать от меня что-то об "Украине" ранее, но, вы знаете, глупцы торопятся туда, куда ангелы боятся ступить; и я не хотел быть глупцом, или, по крайней мере, глупцом в большей степени, чем я уже являюсь. Кроме того, не решаешься говорить об одном и том же набившем оскомину предмете, о котором говорят все вокруг, - чувствуешь немного излишним, если не сказать нелепым, - добавлять что-то к окружающему шуму.

Вдобавок, запрос сказать что-нибудь о войне пришел незадолго до Великого поста, когда война только началась, и я не люблю комментировать что-то, что только лишь началось, до того, как понаблюдаешь за ним по крайней мере хоть немного времени. К примеру, недели через две после начала "мероприятия" с Короной в 2020 году было вполне очевидно, что происходит, - тем не менее благоразумно было подождать несколько месяцев, прежде чем сказать что-нибудь. Обычно полезно подождать, обдумывая нечто не вполне ясное для стороннего наблюдателя.

И в этом случае, с "мероприятием" войны весной 2022 года, мы входили в Великий пост, и я подумал, что возможно, хорошая идея - написать о Притчах Соломоновых, которые мы читали на вечерне во время поста, и не очень хорошая идея - покуситься на примечания к программе абсурдной постановки в театре теней Большого Брата, "Океания против Евразии", - для моих сокамерников, вперившихся в заднюю стену платоновской пещеры Великого Стереопроектора, - какими бы нужными эти усилия ни были.

Те, кто не следил за этими беседами на Притчи, могут найти их в нашем аудиопроекте, названном "Начало мудрости": https://www.spreaker.com/show/the-beginning-of-wisdom_1    

Священнику следует избегать всякой саморекламы, но ради душ наших слушателей, я буду настолько смел, что выскажу мнение, что если вы послушаете эти чтения Притч с моими последующими небольшими беседами, ваш разум будет чище и лучше подготовлен к изучению настоящих событий в Восточной Европе, чем если вы прослушаете 100 часов вашего любимого медиа-комментатора, разглагольствующего об этих событиях. Нам не удалось выпустить беседу на каждый из тридцати будних дней Великого поста, но мы смогли выпустить двадцать. 

Однако, сейчас святая Четыредесятница закончилась, и сейчас началась Страстная седмица. Страстная седмица - это преимущественное время для того, чтобы вспомнить, что Господь сделал для нас, и таким образом также размышлять о нашей вечной участи. Это время кризиса, греческого слова, которое означает "суд": на каждой Страстной седмице мы вспоминаем великий кризис, великий суд, когда Господь стоял перед синедрионом, когда руководство Ветхозаветной Церкви сделало свой роковой выбор - отвергнуть Бога Авраама, Исаака и Иакова, Который стоял во плоти перед ними, и вместо Него покланяться самим себе, - идолослужение, которое является сутью анти-библейской религии Талмуда. На деле это они, а не Христос, были судимы. Они судили не Его, но самих себя своими словами; Он судил их Своим молчанием.

Мы не синедрион, но мы тоже стоим перед выбором, покланяться истинному Богу или чему-то другому, что не является Богом. На каждой Страстной седмице, когда мы слышим толпу, кричащую "осанна" в Вербное воскресение и ту же самую толпу, кричащую "распни его" в Великую Пятницу, мы понимаем, что мы нисколько не лучше их, ибо мы предаем Бога каждый день, по крайней мере в наших мыслях, и если не в наших словах и делах. Мы подходим лицом к лицу с кризисом: перед нами выбор обновить наши обеты, данные при крещении, - не нашими устами, а нашей жизнью, - или отвергнуть Того, Кого они отвергли. Это мы, а не Христос, находимся под судом. Страстная седмица - это вершина призывов к покаянию, увенчивающая всё множество призывов к покаянию, которые мы слышим во время Четыредесятницы. Это может быть нашей последней Пасхой на земле. Это День Спасения. Мы не знаем часа нашей смерти. Покаялись ли мы действительно во всех наших грехах мыслями, словами и делами? Может быть, это наш последний шанс.

Страстная и великая седмица, таким образом, дает нам наилучшую линзу, с помощью которой можно духовно обогатиться от понимания войны на Украине. Это линза вечности. Движемся ли мы на небо или в ад? В конце концов, не это ли имеет значение? Не ради этого ли Христос умер за нас?

Итак, давайте воспользуемся нынешними событиями в Восточной Европе, как побуждением к размышлению о состоянии наших душ, в то время как мы вспоминаем величайшее Событие из всех, которое затмевает, судит и дает смысл всем остальным событиям до и после него, вплоть до конца мира.

Спасение душ

Это отрезвляет - и разочаровывает - заметить, что большинство православных людей, реагирующих на нынешнюю войну, одержимы полностью теми же самыми вопросами, что и все остальные: Чья вина в этой войне? Кто плохие и кто хорошие? Какими будут последствия для экономики? Будет ли мировая война? Ядерная война?

Всё это сводится к "В опасности ли я? Придется ли и мне пострадать?"

Но еще более поражает то, что даже более благородные чувства обеспокоенности страданиями тех, кто в опасности или горя о тех, кто погиб, - являются полностью мирскими - присутствует человеческое сочувствие их нынешним страданиями и безвременной смерти, что само по себе и похвально, но что заметно отсутствует, так это обеспокоенность Единственным, что Имеет Значение: Что случается с этими людьми после того, как они умрут?

Мы не знаем, сколько в точности людей погибло на войне, и уж точно мы не можем знать, сколько еще погибнет. Эти данные всегда подтасовываются воюющими правительствами с обеих сторон, и нет никакого смысла пытаться разобраться здесь до конца. Тем не менее, несомненно, что многие солдаты и гражданские, являющиеся православными христианами, погибли, - и как православных христиан, нас в первую очередь должна заботить не их физическая смерть, потому что, в конечном итоге, мы все умрем.

Нашей наибольшей и главной заботой должно быть: "Были ли они готовы к смерти? Умерли ли они в благодатном состоянии? Были ли они действительно православными христианами, в истинной Церкви, или они были в фальшивой церкви под руководством еретичествующих, раскольнических или отступивших от веры епископов? Исповедали ли они свои грехи перед смертью? Приняли ли они Святое Причастие?" Вкратце: "Будут ли они спасены?".

Значительный нравственный упадок, из-за которого произошло это духовное бедствие, - это не злодейство светского Западного истеблишмента или пост-коммунистического российского правительства. Злодейство, в конце концов, это то, чего мы и ожидаем от подобных людей, и их действия не мешают и не помогают нашему спасению; они только создают общий фон для нашего духовного выбора. Куда большее злодейство происходило в течении 100 лет до войны, а именно всемирное отступничество (апостасия) исторически православных учреждений, отступничество, которое на местном уровне очевидно из ужасающего беспорядка в церковной жизни Украины в течении долгих десятилетий перед войной.

Сколькие из русских и украинских солдат, отправляющихся на смерть, или гражданских, находящихся под страхом смерти от последствий войны, считающих себя православными христианами, были на самом деле в Церкви? Сколькие были на самом деле крещены? Сколькие приступали к истинным Святым Тайнам перед тем, как умереть? Какими были их последние мысли, когда они встретили смерть? Достигли ли они сердечного раскаяния и плакали ли они о своих грехах? Простили ли они своих врагов? Предали ли они себя и всю свою жизнь Христу, нашему Богу? Покрыла ли Матерь Божия Своим пречистым омофором все изъяны их душ, возникшие ли по вине епископов и священников или по их собственному пренебрежению, и послал ли Бог светлых ангелов, чтобы проводить их души в Рай, несмотря на всё это? В конце концов, это единственное, что имеет значение.

Каждая душа настолько дорога в глазах Бога. И это об этих вещах мы должны плакать и рыдать; именно необозримая трагедия вечной потери одной души, за которую умер Христос, должна быть главной темой нашего горя из-за страданий, вызванных войной, в то время как мы готовимся прославлять Его несравнимые ни с чем страдания ради нашего спасения.

Мир Мой даю вам

В ночь перед Своей смертью, наш Господь сказал своим ученикам: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается". В Четверг вечером на этой седмице, на службе Двенадцати Евангелий, мы еще раз услышим эти слова. Какого рода мир был у апостолов после победы Господа над смертью? Это не был мир, который дает этот мiр. Они оставили семью, друзей и имущество. Они отправились проповедовать миру, встретить постоянную ненависть и противодействие, невероятные страдания, и в конце концов ужасную и мучительную смерть. Это не подпадает под мирское определение мира, слово, под которым люди мiра сего подразумевают просто отсутствие конфликта или беспорядка, позволяющего проводить комфортабельную жизнь в этом мире ради удовлетворения своих падших желаний. Истинные христиане, хотя и благодарные за любую передышку в бедствиях, которая подается Богом в этой жизни, - ибо Он знает бренность нашего естества и относится к ней с состраданием, не спрашивая с нас больше, чем мы на самом деле можем сделать, - тем не менее не рассчитывают иметь мир, даруемый этим мiром, зная, что его никогда не будет.

Единственный мир, на который они надеются, - есть единственный мир, который действительно существует, которого мiр сей не может дать и не может отнять. Это мир глубоко в сердце, основанный на чистой совести, которая порождает твердую надежду на вечное спасение, дар благодати, данный тем, кто находится в Церкви и кто живет в благодатном состоянии, что значит, в состоянии души, свободной от тяжких грехов, которые были бы неисповеданны или нераскаянны. 99 процентов нашего внимания должны быть обращены на приобретение этого мира, и один процент на мирские пустые вопли о мире в этой жизни, который никогда не наступит, или, скорее, когда он наступит, будет делом Антихриста.

Итак, давайте примем этот кризис, этот суд, который Страстная седмица производит над нами весной 2022 года по Рождестве Христовом, как благодатную возможность быть спасенными, и давайте молиться о вечном спасении тех, кто пострадал от последствий этой войны, пустые внешние побочные эффекты которой грозят отвлечь наше внимание от Единого на потребу.

Что же касается более полного православного понимания войны на Украине, основанного на богословии, истории, геополитике и тому подобном, - что же, как мы говорим о прочих неотложных делах, "поговорим об этом после Пасхи". Это будет часть B.

Благословенного всем Воскресения!