Найти тему
Культурный Петербург

«Казнь»: нуарный детектив о неуловимом советском маньяке

Клипмейкер Ладо Кватания успешно дебютировал в полном метре. Ранее режиссер снимал клипы для Манижи, Оксимирона (клип на песню «Fata Morgana») и Хаски (например, клип на песню «Реванш», где застолье превратилось в кровавую бойню), которые преимущественно сняты на пленку и выглядят как «кино». Так что полнометражный фильм для неординарного и талантливого клипмейкера был лишь вопросом времени.

Премьера «Казни» состоялась на прошлом фестивале Fantastic Fest в Остине. В России – 21 апреля 2022 года.

1991 год. Исса Давыдов в кругу семьи и коллег празднует свое повышение до подполковника. Около 10 лет он потратил, чтобы поймать серийного убийцу, который охотился на молодых женщин. Маньяк был пойман и осужден, а старания Иссы – по достоинству оценены начальством. Однако праздник прервал срочный звонок – найдена новая жертва убийцы. Почерк тот же: земля во рту, ножевое ранение в спину. Только одно «но»: жертва выжила. Следователю по особым делам ничего не остается, как отправиться на место преступления и пытаться всеми силами оправдаться в глазах системы правосудия, под давлением которой он закрыл дело. В полусгнившем и затерянном доме развернется основная часть сюжета и именно в нем преступника настигнет его же деяние.

Сначала может показаться, что это простой детективный сюжет: вот убийца, осталось разгадать, как его поймали. Однако, как сказал Ладо Кватания о своем фильме: «Нелинейная структура повествования, организованная по принципу разрушенного пазла: в начале фильма он как будто почти собран, а потом выясняется, что его надо пересобирать заново».

Нужно быть готовым и к тому, что хронология показана в фильме хаотично. Нить повествования все время перебрасывает зрителя из прошлого в настоящее, подбрасывая подсказки и постепенно раскрывая историю.

В начале фильма рассказывается об ужасающем способе казни – убийцу плотно привязывают к телу жертвы, после оставляют их до тех пор, пока они не станут единым целым. Именно такую казнь режиссер показывает зрителю.

«Справедливое наказание» - сказал справедливо наказанный преступник.

Особую атмосферу создает контраст цвета, который резко сменяется на протяжении всего фильма в зависимости от настроения главного героя: из жара в холод. Напряжение же создается медленным движением камеры и музыкой. Сама картинка всегда красивая: отстраненные кадры сменяются тесными и портретными.

«Казнь» выигрывает среди других уже создавших определенную традицию российских сериалах о поисках маньяков: «Метод», «Чикатило» и т.д. Фильм собирает в себе сразу несколько образов известных безжалостных убийц таких как: Сливко, Чикатило, Пичушкин. Режиссер говорил, что с соавтором Ольгой Городецкой они изучили дела всех жесточайших преступников с 1950-х. Также сценам насилия не уделяется особого внимания, что нехарактерно для отечественных аналогов. Они немногочисленны и коротки, но и в таком виде вызывают ужас. Ладо Кватанию не интересуют визуальные проявления зла, ему важно выявить их причину, проследить последствия. Прежде всего «Казнь» - история о том, как при столкновении человека со злом, оно начинает поглощать его изнутри.

Елизавета Хрущева

#обзорнафильм #рецензиянафильм