Эта статья будет отвлеченной.
В процессе изучения истории, нам, разумеется, встречаются те или иные персонажи, которые, собственно, эту самую история и творят. Благодаря медийному влиянию мы знаем о них больше или меньше, делаем акцент на одной или другой стороне их личности. Все зависит от того, на что ориентированы сильные мира сего.
Я часто задумываюсь, какие личности привлекают меня. Как правило, это твердые и принципиальные люди, не отступающие от своих убеждений и отстаивающие их. Своим примером доказывающие веру в свои жизненные правила. При этом, наверное, не столь важно, разделяю ли я эти убеждения. Привлекательными персонажами для меня могут быть как революционеры, народовольцы или анархисты, так и приверженцы монархии.
В истории Имперского периода России таких личностей несколько – из императоров, конечно, Петр, вовсе изменивший жизненный уклад в стране.
Разумеется, Суворов, с его всегда простой и четкой позицией по любому вопросу.
Михаил Сперанский с его нереальной работоспособностью.
Константин Победоносцев, «серый кардинал» при нескольких императорах, имеющий репутацию «великого инквизитора» при монархической России эпохи упадка.
По мере приближения к 20 веку и нарастанием революционных идей число таких людей увеличивается: Перовская, Ленин, Сталин.
Одним из таких очень симпатичный мне персонажей стал государственный деятель, вершивший свою карьеру при нескольких императорах. Как мне кажется, он обладал потрясающим аналитическим мышлением, был способен видеть такие тренды и зависимости, которые вообще редко кому открываются. А судьба неоднократно забрасывала его в ситуации, когда он «ходил по лезвию бритвы». Но в итоге сумел оказаться не только правым во всех вопросах, которых касался, но и обскакать своих «оппонентов» на несколько шагов вперед.
Это – Сергей Юльевич Витте.
Начнем с того, что шансы, что Сергей Юльевич вообще появится на свет, были минимальны. Ибо он был рожден от брака бедного дворянина работающего управляющим в каком-то поместье и, на минуточку, дочери губернатора Саратовской губернии. Уж как состоялся столь неравный брак, никому неизвестно. Можно, наверное, любовные романы писать по этому сюжету.
Родился Сергей Юльевич в 1849 году в Тифлисе, там прошло его детство, потом учился математике - в совсем новехоньком, в те года только что открывшемся, Новороссийском университете, располагающемся в Одессе. И самым большим его желанием было заниматься математикой и дальше, идти в науку и в преподавание. Ан-нет, родственники были категорически против такого пути, и поскольку, наш герой был еще юн и неопытен, поддался на уговоры и попал работать на железную дорогу, в частную ж/д компанию. В то время, понятно, был бум ж/д строительства. Очень-очень перспективное направление. Молодому специалисту довелось поработать и в кассе, продавать билеты, и в ремонтных работах поучаствовать, то есть, ознакомиться со всеми процессами в компании. Таким образом через несколько лет дослужился Сергей Юльевич до должности исполнительного директора этой самой частной Одесской железной дороги.
И тут произошло следующее событие, которое вполне могло привести к тому, что ни о каком Сергее Витте мы с вами никогда бы не узнали.
Катастрофа поезда с большим количеством человеческих жертв. Обрушилась насыпь через речку Телегул, где проходили железнодорожные пути. Погибло 140 человек, в основном, призывники-новобранцы, следовавшие до своих воинских частей. Дело вызвало колоссальный общественный резонанс. Судебное разбирательство носило показательный характер и широко освещалось в прессе, которая называла фигурантов дела (среди которых был и Сергей Юльевич), «убийцами» и прочими нелицеприятными терминами. Что ж, ответственность есть ответственность.
Знаменательно, что на время всех этих судебных разборок от работы Витте никто не отстранял. А тут, как раз, 1776 год - очередная русско-турецкая война, и ж/д перевозки в этом направлении приобрели стратегическое значение. И с логистическими задачами подсудный исполнительный директор Одесской железной дороги справился прекрасно. Настолько, что приговор в отношении него был максимально смягчен.
А дальше еще интереснее. Как-то раз по одесской дороге (железной, естественно) проезжал, возвращаясь из Ливадии, император Александр III со всей семьей и двором. Лето, жарко, станция. Император, который, как известно, был богатырского телосложения и имел склонность к скромному быту, вышел прогуляться по платформе, размяться, так сказать.
И стал свидетелем интересного диалога между своим управляющим и неким служащим железной дороги, который, не стесняясь в выражениях, объяснял царедворцу, что увеличивать скорость тяжеленного императорского локомотива разрешения не даст, ибо не хочет, чтобы поезд сошел с рельс, что вполне возможно при такой жаре и такой нагрузке.
Император не вмешался в разговор, и благополучно добрался до места назначения. Однако вскорости на другом участке железной дороги (не на Одесской) произошла известная катастрофа императорского поезда.
И вот тогда император Александр вспомнил того «выскочку» на одесской железной дороге, отыскал его и пригласил на аудиенцию. Выскочкой, понятное дело, был Сергей Юльевич.
В тот же день Витте получил предложение, «от которого не смог отказаться». Ему предлагалось возглавить департамент железных дорог, создаваемый при министерстве финансов (Ведомство отвечало за тарификацию, а также финансирование крупных проектов строительства дорог, ведь в стране был настоящий железнодорожный бум.) В первый момент Сергей Юльевич отказался, ибо жалование директора частной железнодорожной компании многократно превышало жалование чиновника, даже такого высокого уровня. Александр III назначил ему доплату из личных средств. Так в 1889 году началась карьера Витте-чиновника. Одним из условий его работы было право самостоятельно набирать команду, отталкиваясь не от обычного русского "сват-брат", а от образования, нестандартного мышления и опыта работы в частных железнодорожных компаниях.
Дослужившись до министра путей сообщения, Сергей Юльевич стал воплощать идеи, результатом которых мы пользуемся по сей день – выкуп железных дорог в государственную казну (ибо это стратегические объекты), строительство Транссибирской магистрали, а также единая система тарификации.
С 1892 года Витте занимает должность Министра финансов.
Начинается взлет его карьеры, но одновременно наиболее яркое проявление всех сложностей пути реформатора, когда «вроде делаешь правильные и нужные вещи, но тебя никто не любит».
На посту министра финансов Витте осуществил две реформы, которые имели долгосрочное положительное воздействие на экономику.
Во-первых, с именем Витте связывают государственную монополию на производство водки – разлив и продажа водки передавалась казенным винным заводам, обеспечив, тем самым, бесперебойное поступление денег в государственную казну.
Общественность и пресса набросились на Витте с обвинениями, что мол, он спаивает Россию.
Однако качество производимого продукта значительно повысилось. Золотой стандарт водки 40% спирта и 60% воды был утвержден именно при Витте.
Примечательно, что во многом обвинительные статьи в прессе носили «заказной» характер, ибо наиболее недовольными были владельцы частных винных заводов, которые потеряли лакомый кусочек.
Вторая реформа – денежная. В 1897 году Витте ввел золотой стандарт рубля, отказавшись от серебряного. В результате Россия на период до первой мировой войны получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. (золотых приисков в то время было больше, нежели серебряных)
Во время своего пребывания на посту министра финансов, Витте пишет две частные аналитические записки императору Николаю II. Эти самые записки иллюстрируют, насколько прозорливым был Сергей Юльевич.
Первая записка –в 1898 году - про необходимость ликвидации общины и оттока крестьян в города и коммерциализацию земельного рынка в России. Ничего не напоминает? Конечно, это же аграрная реформа Столыпина, осуществленной им в пик крестьянских восстаний 1906 году. Вот только Сергей Юльевич додумался до этого гораздо раньше, когда и накал страстей в обществе был совершенно другой. Но Витте проигнорировали. И получилось так, как получилось.
Вторая записка моего героя называлась «Самодержавие и земства», где Витте предугадал, что из выборной земской общественности, недовольной своим положением, выйдет со временем политическая сила, которая станет оппозицией самодержавию. И предлагал расширить права земств, при этом сохраняя жесткий контроль. Но и в этом вопросе Витте проигнорировали. Консерваторы сочли, что он хочет дать земцам огромную степень свободы, а либералы сочли, что их хотят обвести вокруг пальца. Не угодил ни тем, ни тем. Остался в стане врагов. Такова судьба реформатора.
В 1903 году император Николай II снимает Витте с поста министра финансов, назначив его на более высокую, но совершенно номинальную должность Председателя кабинета министров.
И на этом, собственно, карьера Витте могла закончиться. Но ведь это Витте, далеко не стандартный государственный чиновник. Он проявил себя еще неоднократно.
Во-первых, в 1905 году Николай II, отправил его в США во главе делегации для заключения Портсмутского мира. После позорно проигранной Русско-Японской войны ожидать хороших условий заключения мира не приходилось и любой, кто подпишет этот мир так или иначе должен был принять на себя бремя этих соглашений, явно невыгодных для российской империи. Разменять Витте Николаю было не жалко.
Но Сергей Юльевич (который, между прочим, был абсолютно против русско-японской войны и вообще каких-либо активностей на дальнем востоке), оказался умнее. В США он вел себя совершенно «по-американски»: был открыт, общался с прессой, посещал все мероприятия, и таким образом, завоевал расположение американцев, которые выступали посредниками в тяжелых переговорах. В результате Россия теряла только южную часть Сахалина, что было, по сути, весьма и весьма неплохо. Конечно, в Санкт-Петербурге, таким раскладом остались недовольны, ведь посыл со стороны императора был «ни пяди земли русской». Однако не нужно забывать, что мы с треском проиграли войну.
Западная пресса всячески восхваляет Витте, поэтому Николаю II ничего не остается, кроме как наградить героя. Витте был присвоен титул графа. «Слить» бывшего министра не удалось.
В этом же году Витте представил императору еще одну аналитическую записку, ставшую основой исторического «манифеста 17 октября», даровавшего основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства — Государственную думу.
Интересно, как описывает эту ситуацию Витте в своих мемуарах. Во время аудиенции у императора, когда Витте убеждал известного своей нерешительностью «хозяина земли русской» в необходимости обозначенных реформ, в кабинете присутствовал великий князь Николай Николаевич, дядя Николая II, который «подстегнул» племянника к принятию решения. Он достал свой револьвер и сказал: «Никки, через 10 минут на этой бумаге будет либо твоя подпись, либо мои мозги». Однако эти сведения не подлежат проверке, так как иных свидетельств, кроме мемуаров Сергея Юльевича, не осталось.
После этого случая Витте ушел в отставку по собственному желанию. Он не стал дожидаться, когда его «уйдут» и принялся писать мемуары, живя во Франции на своей вилле в Биарице.
После кончины Витте в 1915 году, царская разведка сильно охотилась за этими мемуарами, опасаясь их публикации. Но Сергей Юльевич и здесь подсуетился, спрятав рукопись в банковской ячейке, открытой на имя его супруги.
Сергей Юльевич Витте скончался в 1915 году в возрасте 65 лет. Официальная причина смерти- менингит. Похоронен в Санкт-Петербурге, на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Во время поездки в Санкт-Петербург в 2021 году я побывала в некоторых местах, связанных с жизнью моего героя, а также в музеях встретила ряд его портретов.
Также на экспозиции Главного штаба я видела воссозданный кабинет министра финансов, который занимал в том числе и Сергей Юльевич.
И, наконец, особняк Витте, на Петроградской стороне, на Каменноостровском проспекте.
Эта поездка в Питер запомнится мне глинтвейном в кафе рядом с метро Горьковская, в двух шагах от скромного дома на Каменноостровском проспекте. Там, на Петроградской стороне, где много раз, наверное, проезжал в экипаже к своему дому мой сегодняшний герой.