Во мне течёт кровь викингов, и она повелевает мне совершать набеги! Правда, в основном на холодильник...
На самом деле я сперва немного не понял, почему вокруг обычной инди-выживалки, тем более в early access, поднялся такой хайп. Взял Valheim потому, что очень люблю жанр, и ни на секунду не пожалел. Тридцать часов за три дня - для меня это многовато, если честно. Давайте попробуем разобраться, что же в этой игре такого, и что она может предложить при весе в один гигабайт и очень раннем доступе.
Один, Мидгард, Вальхалла, Десятый мир... Valheim - пособие по скандинавской мифологии!
Когда-то Один собрал всех своих врагов в десятом мире, Вальхейме, обрубил ветвь Иггдрасиля и тем самым отправил Вальхейм в вечное странствие по просторам вселенной. Враги плодились и размножались и стали сильны и многочисленны.
Нашего героя, павшего викинга, забрасывают в Вальхейм, где ему придётся убить нескольких могучих противников, чтобы доказать, что он достоин Вальхаллы.
В игре, в отличие от многих выживалок, имеется конечная цель, правда не весь контент пока доступен, но пять боссов можно убить уже сейчас. Для этого придётся попотеть: мы не знаем, где именно находится враг, что нужно для его призыва, и как с ним сражаться. Всё это придётся выяснять самостоятельно в процессе исследования мира.
Главное в выживалке - хорошо пожрать и сладко поспать!
Вальхейм - выживалка в сеттинге скандинавской мифологии, в ней есть все сопутствующие жанру атрибуты: куча гринда, обширный список крафта, строительство базы, добыча полезных и не очень ресурсов, садоводство, животноводство, бои с агрессивными мобами, данжи (правда, однообразные) и так далее, но... Садясь играть в Valheim, мы должны держать в голове ряд вещей.
Кстати, несмотря на early access, в игре довольно много контента.
Во-первых, биомы. Начинаем мы, по традиции, в самой простой и дружелюбной к игроку местности: на Лугах. Мобы тут довольно безобидные, ресурсов начального уровня достаточно, так что можно вполне комфортно изучать основы. Первый босс находится именно на Лугах, он, я бы сказал, "разминочный", а вот после его убийства нам придётся отправиться в Чёрный лес. Тут и враги жирнее, и ресурсы (те же ядра суртлинга) придётся поискать, так что сперва героя нужно подкачать и поприличнее одеть, чтобы он не выглядел, как бомж с вокзала. Потом будут болота, гора, равнины... и для каждого биома характерны свои черты. В общем, чем дальше в лес, тем злее партизаны.
Во-вторых, прокачка. Она очень простая: качается тот навык, которым в данную секунду пользуется наш викинг. Рубим деревья? Качается - внезапно! - рубка деревьев. Бежим? Качается бег, что логично.
В-третьих, физика. Нас может запросто убить ствол срубленного дерева (который, кстати, придётся потом рубить на более мелкие части), а ещё он может повалить пару-тройку деревьев поменьше. Это касается, разумеется, не только деревьев, со строительством тоже нужно замарочиться. Меня, например, убил упавший конёк крыши.
Кстати, о строительстве. Оно тут реально классное. Не выйдет соединить четыре стены, навесить крышу и получить дом. Части строений без опоры запросто могут рухнуть, а те части дома, на которые воздействуют силы природы (дождь, снег, ветер), будут со временем приходить в негодность.
В-четвёртых, сон, который нужен для получения бафа "Бодрость" и для того, чтобы пропустить ночь. Спать можно только на кровати, только в доме и только рядом с костром. Если с кроватью и домом всё более-менее понятно, то с костром придётся повозиться. Его можно сделать на улице, возле той стены, где стоит кровать (про навес от дождя не забываем), но это не так интересно, как внутри дома. И вот тут нам понадобится построить дымоход, так как заполняющий помещение дым будет отравлять нашего викинга.
В-пятых, путешествие по океану. Сперва нужно построить плот или корабль и только потом отправляться в плавание. С управлением тоже не всё так просто: главный двигатель нашего плавстредства - ветер. Придётся потренироваться. Молчу про то, что океан тоже попытается нас убить, в нём свирепствуют штормы, а ещё есть недружелюбные монстры.
Кстати, мир в игре довольно обширен, и для того, чтобы добраться до многих интересных мест, придётся изрядно попутешествовать, как на своих двоих, так и на корабле.
В-шестых, крафт. Он, с одной стороны, довольно удобный и интуитивно понятный, а с другой - сложные рецепты будут открываться по мере исследования мира и нахождения новых ресурсов.
В-седьмых, база. Мало построить дом, его придётся защитить, к примеру, частоколом и рвом, ведь раз в несколько дней монстры будут устраивать набеги на наше жилище и могут знатно его покоцать.
В-восьмых, бои. Боевая система несложная: удар - ЛКМ, блок - ПКМ, перекат - пробел. Можно пользоваться дубинами, алебардами, мечами, копьями, топорами, ножами... всё зависит от предпочтений и стиля игры. А ещё есть лук - просто незаменимая вещь, но к стрельбе из него придётся немного привыкнуть. В целом, бои не напрягают, а умираем мы, в основном, из-за слишком большой толпы мобов или же от собственной самоуверенности, когда неподготовленными лезем в высокоуровневый биом (привет комарам!).
И, в-девятых, готовка. Можно питаться дарами леса, можно добывать мясо и жарить его на костре, а после открытия котла нам станут доступны сложные рецепты и медовуха. Последняя, кстати, даёт разные и очень полезные эффекты, но для её приготовления потребуются бродильные бочки и несколько игровых дней.
В принципе, викинг может не есть от слова "совсем", но еда увеличивает цифры здоровья и выносливости. Стамина - важнейший параметр нашего героя, она расходуется на абсолютно любые действия. Если мы промокли или устали, то скорость восстановления выносливости снизится. А если вдруг она закончится во время плавания, то мы банально утонем.
Кстати, после смерти мы возрождаемся на базе с голой ж*пой и для того, чтобы забрать свои вещи, придётся бежать к месту гибели.
А ещё в игре есть кооператив, дающий возможность выживать в большой компании, и моды, которые могут изменить как геймплей, так и визуал.
Про графоний и музоний
Весит игра всего гигабайт, и, если вы не падаете в обморок от неказистых текстур и недостатка полигонов, то картинка отторжения не вызовет. Биомы разные, мы побываем на лугах, в чёрном лесу, на болотах и равнинах, в заснеженных горах и в неспокойном океане. А что касается освещения - то тут всё просто здорово. Технически игра работает стабильно, не считая фризов во время автосохранения.
Музыка в Valheim подобрана классно. Каждому биому соответствует своя мелодия, мы услышим спокойные, умиротворяющие треки на тех же лугах, более мрачные в черном лесу и на болотах, а битвы сопровождаются вполне себе эпичными композициями.
Итог
Я понял, почему игру так хвалят. В Valheim уже сейчас имеется сюжет с конечной целью, довольно неплохой в графическом исполнении мир, отличный саундтрек и совершенно изумительный геймплей, который наверняка придётся по душе любителям жанра. На строительство базы может уйти не один десяток часов, а на исследование мира - не одна сотня.