Когда речь заходит о хорошем тексте, интересном сюжете, мы неизменно слышим строгое отрицание любых штампов и клише. Но почему же мы постоянно с ними сталкиваемся в литературе? И во вполне успешных произведениях. Почему?
1. Узнавание важно,
Человек, читая что-либо, прежде всего ищет знакомое, понятное, близкое ему. И начиная читать книгу с названием "Пламенная для дракона" он как раз и ожидает нечто клишированное. Человек использует произведение как способ найти в себе определенные эмоции.
И он готов и желает именно такого рода эмоций. Большинство в таком случае не хотят никаких сюрпризов, сложных для понимания текстов, концепций, заковыристых сюжетов.
2. На языке читателя,
Именно на нем автору стоит разговаривать со своим читателем. И далеко не все из них обладают высоким и утонченным литературным вкусом. Но это не значит, что им литература не интересна и не понятно. Вот только да, говорить с ними надо понятно, доступно, привычно.
Тогда и будет интересно и востребовано. Искусство ради искусства - это ровно такая же утопия, как и коммерция в искусстве без творческого процесса.
Мало того, людей может пугать даже непривычное построение предложений, мешать им усваивать текст. Он становится сложнее, а такое в литературе легкого жанра - неприемлемо. Это не научный труд и к подобной литературе есть определенные требования. В том числе и легковесность повествования.
3. Когда клише - это объективно плохо,
Когда ничего, кроме штампов в тексте нет. Нет оригинального хоть сколько-то сюжета, нет внятной линии повествования. Пустота. Вот тогда - это объективно очень плохо. При этом оригинальное произведение некоторое количество штампов в тексте, или ожидаемый, но внятный и полноценный сюжет не испортит.