«Московские новости» подготовили пеструю подборку книг о мужчинах и для мужчин. Наряду с новинками в нее вошла классика мировой психологии и сексологии, путеводитель «по токсичной мужественности» соседствует с справочником молодого отца, а монография, выросшая из треда в Twitter*, — с популярными исследованиями уважаемых юнгианцев.
Джастин Бальдони. «Новая мужественность»
Джастин Бальдони — актер («Зачарованные», «CSI: Место преступления Нью-Йорк», «Герои»), режиссер («В метре друг от друга», «Девственница») и продюсер («Звездные войны: Путь сквозь Вселенную»). А еще — основатель студии цифровых медиа, отец двоих детей и талантливый спикер. В 2017 году его выступление на TED «Почему мне надоело притворяться «настоящим мужчиной» собрало более 10 млн просмотров: Бальдони искренне рассказал о своем личном пути к «нетравматичной» мужественности. А потом решил выпустить книгу — не «волшебную пилюлю» или «мотивационный тренинг», а трогательную личную историю.
Больдони считает, что привычку быть неискренними с самими собой, избегать чужой помощи, заглушать чувства страха и уязвимости мы некритично унаследовали от своих отцов, те — от своих и так далее. Эту цепочку можно разорвать, если прекратить сравнивать себя с другими, забыть лженаучные постулаты об альфа-самцах и вычеркнуть из словаря слова «не будь девчонкой» и «ну что ты как баба».
Автор призывает мужчин стать достаточно храбрыми, чтобы признать свою уязвимость, достаточно сильными, чтобы признать чувствительность, и достаточно уверенными в себе, чтобы уважать других. Иначе, говорит Бальдони, юноши так и останутся вечными «актерами», которым «удостоверение мужчины» выдается за способность играть роль самца.
Мартин Робинсон. «Быть мужчиной. Современная мужественность без насилия, доминирования и страха»
Современные мужчины «намного чаще, чем люди предыдущих поколений, кончают жизнь самоубийством», пишет Мартин Робинсон, журналист Men’s Health и GQ и автор книги «Современная мужественность без насилия, доминирования и страха». В попытке понять причины боли и жесткости, которые, по его наблюдениям, копит в себе каждый современный мужчина, Робинсон отправляется в путешествие за рамки стереотипов традиционной маскулинности.
В этом путешествии вы вместе с автором посетите группы психоаналитической поддержки, тюрьмы, школы-пансионы, дом солдата спецназа, собрания активистов и даже арену мужских боев. И, возможно, согласитесь, что без стремления «к этичному поведению, глубине личности, знанию, интеллекту, эмоциональной широте» ничего не получится: чтобы победить тревогу, депрессию, агрессию и зависимости и в конце концов стать счастливее, мужчине нужна достаточная смелость.
Джеймс Холлис. «Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление»
На заре цивилизации каждый юноша вынужден был проходить травматичную инициацию, проводившую четкую грань между детством и зрелостью, узнавая буквально «на собственной шкуре», чего стоит стать мужчиной. Но человечество развивалось, инициация исчезала, и роли постепенно становились чем-то неосознаваемым, унаследованным как данность.
Мальчиков уже давно не учат, что такое «ощущать себя мужчиной (как отмечает терапевт Р. Хопке, мужчине требуется год посещать психотерапевта, чтобы достичь того состояния, в котором женщина, как правило, начинает терапию, — с точки зрения его способности выражать свои актуальные чувства и переживания).
В своей книге «Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление» юнгианский психоаналитик Джеймс Холлис предлагает семь шагов к исцелению мужской души от «слез, ненависти и гнева», глубоко, но достаточно популярно разбирая причины их появления.
Читайте также: Роберт Джонсон, «ОН: Глубинные аспекты мужской психологии» (Когито-Центр, 2017).
Пегги Оренстейн. «Парни & секс. Молодые люди о любви, беспорядочных связях и современной мужественности»
Отцы нечасто говорят с сыновьями об интимном, надеясь, что знания об отношениях, безопасном сексе, противостоянии давлению и насилию придут как-нибудь сами. Но «как-нибудь» обычно приходят знания стереотипные, полные мифов, а зачастую и вредные как для молодого человека, так и для его партнеров. Пегги Оренстейн опросила за два года более 100 молодых людей в возрасте от 16 лет до 21 года и отразила в книге их надежды, страхи, гнев, стыд и тревогу — то, что толкает на следование канонам «токсичной мужественности» и в конечном счете мешает счастью. Бонус — данные актуальных исследований, связанных с юношеством.
Игорь Кон. «Мужчина в меняющемся мире»
Классик отечественной сексологии и психологии Игорь Кон последовательно, деликатно и эмпатично рассказывает о феномене маскулинности сегодня и 200 лет назад. В этой книге «никогда и ни при каких условиях ничего не утверждается о мужчинах и женщинах «вообще», без учета социально-экономических, этнокультурных и иных средовых параметров». Кон разворачивает мировые тенденции изменения канона маскулинности и отмечает, как и почему вслед за ними меняются и психологические черты, приписываемые «настоящим мужчинам».
Читайте также: Игорь Кон, «Мальчик — отец мужчины» (Время, 2017). Эта невероятно увлекательная книга — отчасти продолжение предыдущей, только акцент в ней смещен на феномен «мальчишества».
Анатолий Ноготочки (Анатолий Капустин). «Новая маскулинность: что такое и зачем она нужна»
Эта книга Анатолия Ноготочки (блогера Анатолия Капустина) выросла из треда, который набрал в Twitter* более 3 млн просмотров. В нем автор задался целью собрать все вопросы, которыми задаются современные мужчины, в формате «нормально ли это?» Оказалось, многие ставят свою «мужскую природу» под сомнение, если обнаруживают, что им нравится готовить, ухаживать за своими детьми, пить сладкий алкоголь, лежать в ванной, признаваться в своих чувствах женщине и — о боже! — ходить к врачу.
Все это нормально, отвечает автор. «И если вы сомневаетесь, делают ли так мужчины, то знайте: мужчина тут — вы, и если вы так делаете, то да, они так делают». Оценка общества может привести вас к комплексам и даже серьезным проблемам со здоровьем, но «каждый мужчина может стать свободнее и счастливее, начав оценивать себя по своим личным критериям, подходящим его картине мира».
Джон Готтман, Джули Шварц. «Испытание ребенком. Как не дать счастью разрушить отношения»
Семья Готтманов — основатели и руководители Центра исследования семейных отношений в Сиэтле и авторы множества книг, признанных золотым стандартом психологии. За несколько десятилетий они изучили тысячи супружеских союзов, причем чаще всего к ним за помощью обращались те пары, в которых «страсть, секс и нежность остались в прошлом», и «оба страдают от недооценки, пренебрежения партнера и одиночества».
Без нравоучений, спокойно и заботливо Готтманы объясняют, как молодым родителям подготовиться к «испытанию ребенком», что делать, если вы проходите через него прямо сейчас, и как не допустить психологического истощения и взаимного отдаления. Бонусом — таблицы для самоанализа, алгоритмы и памятки, благодаря которым книга способна стать «семейным терапевтом».
Оота Тосимаса. «Самый лучший папа! Как оставаться в сердце ребенка, когда работаешь с утра до вечера»
Чтобы быть значимым для ребенка, достаточно и трех минут в день, — но каких именно минут? Как по-настоящему ощутить себя отцом, чтобы воспитание перестало быть «трудовой повинностью»? Как «прописаться» в сердце ребенка, если каждый день возвращаешься с работы за полночь?
Название этой книги — по-японски эмоциональное и нежное — идеально отражает ее суть. Здесь нет никаких секретных методик — только система простых и кратких советов, как поддерживать гармонию и уют в семье.
Читайте также: Олег Батлук, «Записки неримского папы» (АСТ, 2021). Веселый и трогательный дневник отца, в котором он искренне делится впечатлениями о своей новой роли. Живая и очень неформальная история с по-настоящему русским колоритом.
Жан-Пьер Винтер. «Будущее отца. Как изменится его место в семье и обществе?»
Мы любим наших отцов или ненавидим, приравниваем то к «богам», то к «воспитателям», то к «шутам», то к «мучителям», осмысляем их роль в нашей жизни через книги и фильмы. Равны ли как отцовские фигуры биологический отец и мужчина, ставший отцом чужому ребенку? Остается ли мужчина отцом своим детям, если больше не живет с ними? Сколько отец как символ живет в сознании ребенка? И какие последствия ожидают человечество, если этот символ исчезнет вовсе?
Французский психоаналитик Жан-Пьер Винтер осторожно касается неоднозначных моментов отцовства как социального и культурного феномена и признается, что полноценных ответов на эти вопросы еще нет.
Владимир Яковлев. «Возраст счастья»
Эта невероятно трогательная книга посвящена тем, кто перешел рубеж зрелости и перестал верить в себя, и тем, кто опровергает стереотип о старости как о времени медленного угасания. Здесь собраны биографии людей, «которые, несмотря на возраст, живут полной, активной, здоровой и интересной жизнью», — и делают это и «в 70, 80, 90 лет, ярко и насыщенно».
Они покоряют горы. Они берут награды на спортивных фестивалях и художественных конкурсах. Прыгают с парашютом, начинают карьеру в шоу-бизнесе и предпринимательстве, бегают марафоны — и, похоже, чувствуют себя намного счастливее, чем в юности.
*Соцсеть заблокирована в России по решению Роскомнадзора в связи с распространением недостоверной общественно значимой информации.