На самом деле и женщины, и мужчины любят только этот стиль. Как ни поворачивай модное колесо, а жабо, кружева, рюши и пристрастие к мягким пастельным цветам переносят нас в Галантный XVIII век или в Эпоху Возрождения, или в Средневековье. И до сих пор самые красивые и чувственные в 99 % случаев «принадлежат» стилю романтизм.
Исторический дизайн Вивьен Вествуд был квинтэссенцией эстетики новых романтиков, которые прибегали к избытку прошлого в период кризиса 1980-х. Это было время субкультур, и новые романтики были одной из самых ярких и значимых.
Например, Зара отличается от масс-маркета именно романтичными вещами. Рукава-буфы, цветочные принты разного размера, кружева и безграничная чувственность. Stradivarius пробовали повторять за ними, это же один холдинг, но там это не так качественно. А хотя зачем их обсуждать — уехали и ладно!
Вивьен Вествуд прославилась благодаря особой гранжерской романтике. Микс бохо, 18 века, Эпохи Возрождения, готики, панка, рока и милитари. В начале 80-х годов Вивьен Вествуд начала официально «баллотироваться» в качестве дизайнера мирового уровня, представив первый показ под названием «Пираты», в котором, по ее словам, мог бы сыграть даже сам Джек Воробей: «Первая коллекция вдохновлена пиратом Джеронимо и Французской революцией со всеми ее обещаниями перемен», — вспоминала Вествуд.
Если в жизни Вивьен Вествуд был важный союз, то это, несомненно, была музыка. Все известные группы прошли через ее магазин.
Из Sauvages она «переехала» в Buffalo Girls, которая включала ссылки на культуры Северной и Южной Америки. Некоторые из её вещей появлялись в музыкальных клипах её тогдашнего партнера Малкольма Макларена, группа Buffalo Gals (1982).
Важно помнить, что в 80-е был разгар деловой женской моды. Широкие плечи, брюки, массивная бижутерия, эмансипация и бизнесвумен. В то время костюм был обычной женской униформой, поэтому коллекция Вествуд казалась каким-то волшебством из сказок братьев Гримм.
Вместо черного и синего — яркие тона и целая палитра цветов. Работа Макларена в качестве музыкального представителя связала его карьеру с музыкой и на этом этапе: от ношения панк-одежды до Sex Pistols, он продолжил делать то же самое с Bow Wow Wow и в своей коллекции Pirate. Adam & The Ants также продемонстрировал эту эстетику, как никто другой: пиратская куртка и белая полоса, как у могикан.
Но давайте не будем терять нить повествования. Какое отношение пираты Вивьен Вествуд имеют к нашим статьям по истории моды и культуры? Самое прямое. Дело в том, что слово «романтический» широко вошло в обиход в эпоху романтизма в литературе. Лорд Байрон, ранний Пушкин и Лермонтов, даже Карамзин — это было самое важное культурное течение начала XIX века.
Именно тогда пираты начали романтизироваться и целый пласт европейской литературы посвящён пиратству. Даже в сказках Вильгельма Гауфа это есть. Фигура пирата, которой так восхищается романтизм, носит маргинальный и свободный характер. Помните костюмы из «Пиратов Карибского моря»? Чистый романтический стиль как у мужчин, так и у женщин.
Рубашка с оборками, которую «спасла» Вествуд, была примером явления, которое вторглось в Лондон — это родной город как лорда Байрона, так и самой Вивьен. Их разделяло полтора века: это явление известно как Новый романтизм.
В этом объединении субкультур и поколений в конце 1970-х годов появилось движение, которое отреагировало на агрессивность панков: «Мы были уничтожены новыми романтиками. Они считали нашу одежду вульгарной», — говорил в то время Дэйв Уэйклинг, участник ска-группы The Beat.
В Лондоне глэм-рок стал провозвестником этого нового романтического движения с Рокси Мьюзик и Дэвидом Боуи во главе. Их музыка играла каждый вторник в Billy's Bowie nights, в логове, где все началось.
Ходячие произведения искусства
Клуб Blitz (это в нём Боуи снимается в клипе Ashes to Ashes) славился костюмами и макияжем в стиле глэм-рок. Там был очень жёсткий дресс-код: «Когда люди спрашивали, почему они не могут войти, охранники брали зеркало и говорили им: "Ты смотрел на себя?"». Это заставляло людей стараться усерднее, и, возможно, через неделю или две они могли войти.
Стиль барокко объединился с движением New Romantics. Вот что говорили о посетителях клуба Blitz: «Это были творческие люди, которые выглядели как ходячие произведения искусства, а не пьяные подростки, воняющие пивом».
«Романтическая» рубашка стала одним из элементов идентичности движения новых романтиков. Любимая группа леди Ди, Duran Duran, также была связана с движением: нередко можно было видеть принцессу Уэльскую в точно таких же образах, которые носили в клубе Blitz.
Со временем он из подвала превратился в модное место, куда стремились абсолютно все. Расти Иган признался в интервью газете Independent, что его и Стива Стрэнджа приглашали на шикарные богемные вечеринки, которые проходили в Челси: "Мы пошли в ванную, посмотрели друг на друга и сказали: "Черт возьми, что мы здесь делаем?"
Хотя они были членами той же сцены, которую журналист Роберт Элмс крестил как «безымянный культ» в репортаже для The Face, New Romantics получили множество эпитетов: «романтические повстанцы», «блиц-дети» или «позёры».
До того, как термин «Новые романтики» был официально обобщен статьей, опубликованной в журнале Sounds в 1980 году, также появились любопытные имена, которые поставили их в контакт с явлением, возникшим в середине романтизма: о них говорили как о «dandis dilettantes» или «новых денди», фигурах 19 века, одержимых безупречной внешностью и стилем.
Новых романтиков считали аполитичными, пустыми и поглощенными самими собой. Однако у движения были очень сложные отношения с экономикой, социологией и с политикой.
Это подчеркивает Эмили Бернхард Джексон из Эксетерского университета и связывает новых романтиков с романтизмом XIX века. Если романтики использовали для распространения своего послания слова, новые романтики сделали свое тело оружием и полем битвы.
Соединенное Королевство 1970-х годов, в котором выросло поколение новых романтиков, погрузилось в растущую инфляцию и государственный долг с двумя нефтяными кризисами (73 и 79 годов) и демонстрациями рабочих, а также с терроризмом в Северной Ирландии.
А самое странное, что большинство новых романтиков — выходцы из рабочего класса. Участники Spandau Ballet или Boy George выросли в рабочих семьях в Лондоне, Duran Duran приехал из Бирмингема, двух областей, наиболее опустошенных экономическими изменениями десятилетия: «Хотя кажется, что на первый взгляд реакция новых романтиков на этот серый мир может быть пустой и нелепой, на самом деле оба движения отреагировали на насущные страдания и консерватизм, которые окружали их, отступив в романтизированный мир».
В то время как романтики искали спасательный клапан в индустриализации страны, новые романтики пытались сбежать от той, в которой «индустриализация была так же хорошо развита, как и декадентство».
Если глэм-рок совпал во времени с первым нефтяным кризисом и пытался убежать от реальности через эксцентричность, новые романтики пришли сделать то же самое несколько лет спустя: «Эти люди работают с девяти до пяти, а затем выходят и живут своими фантазиями. Они счастливы одеться и убежать с работы, от всей этой депрессии», — сказал Стив Стрэндж об этом движении.
Как одеваться-то надо?
Романтики интересовались Средневековьем, а точнее, готическими и крестьянскими костюмами. Отсюда обилие шнуровки, бархата, корсетов.
Нередко женщины одевались в духе французской королевы Марии Антуанетты, стиль которой заимствует Вивьен Вествуд на протяжении многих десятилетий: «Я проникла глубоко в историю за романтизмом», — говорит она в своих мемуарах. Её первая пиратская коллекция взята со страниц таких изданий, как The Cut of Men's Clothes Норы Во (исторический обзор мужской одежды с 1600 года).
Также немало идей взято из книги Бенджамина Каппса о великих индейских воинах и вождях, которая вдохновила на стиль бохо. Вечные пиратские ботинки, которые носили Сиенна Миллер и компания в золотой век бохо-шика.
Историзм является одной из отличительных черт Вествуд, которая прошла путь от пиратских рубашек до корсетов и кринолинов. Её коллекции вдохновили двух дизайнеров, чьи сказочные миры известны всем и каждому: это Джон Гальяно и Александр Маккуин. Готический романтизм стал основной линией их стиля. Правда, у Маккуина романтизм более трагический.
А у вас нет чувства ностальгии по романтике? Особенно в такой сложный политический и социальный момент.
Благодарим любимых читателей и подписчиков за то, что прочли этот пост. У нас много интересной и актуальной информации о мире beauty&fashion! А вообще у нас в блоге так круто, что не передать. Впрочем, судить вам. Вот ссылочки на последние статьи:)
Стыдно не знать: самый гламурный фотограф высокой моды — аристократ из Российской империи
Роскошь за три копейки: плетёная шапочка-арабеска всегда выглядит изысканно и аристократично
На старую шею чокер не надеть, но с другой стороны, он прекрасно камуфлирует возрастные изменения