Полковник госбезопасности Марков в «Ошибке резидента», заведующий парикмахерской Мымриков в "Неисправимом лгуне" , отец в «Золоте партии» и целых три Гиммлера – в «Семнадцати мгновениях весны», «Думе о Ковпаке» и картине о генерале Карбышеве «Родины Солдат». Исполнитель этих и множества других кино- и театральных ролей, народный артист РФ Николай Прокопович (1925-2005) служил в театре им. Пушкина. О своем старшем друге и наставнике рассказал телеведущий, актер, режиссер Александр Мягченков, он работал в театре имени Пушкина в 1975-1983 годах."
Не совсем советский тип
На роль Генриха Гиммлера в «Семнадцати мгновениях весны» Николай Прокопович, тогда, в начале 70-х - заслуженный артист РФ, член партбюро и худсовета театра имени Пушкина, был утвержден без проб. Во-первых, из-за внешнего сходства с рейсхфюрером СС, многие говорили – одно лицо. А во-вторых, немцев он уже играл. Его первой ролью, еще в студенческие годы, стал немецкий офицер в легендарной «Молодой гвардии» Сергея Герасимова. Потом был Вильгельми, начальник немецкого шпионского центра в трилогии о «Сатурне», потом шофер Шульц в культовом фильме «Щит и меч».
- Он был характерный артист, такое тонкое точеное лицо, обаяние, во многом отрицательное, не совсем советский тип, потому эти кинороли ему и удавались, - говорит Александр Мягченков. - И в театре тоже, он же воспитанник школы-студии Таирова при Камерном театре, служил на этой сцене 34 года, пластика, походка – он умел создать характер.
Рыба с черного хода
В советское время «звезд» в сегодняшнем понимании слова не было, но киноактеры пользовались бешеной популярностью, -
– После «Семнадцати мгновений весны» Прокоповича узнавали на улице, просили автограф, - говорит Александр Мягченков. - Как и у других известных артистов, у Николая Константиновича были связи. С черного хода Елисеевского ему выносили колбасу, рыбу, другие продукты, не доступные обычным советским гражданам.
Как вспоминали участники съемок «Семнадцати мгновений» , работа шла при постоянном консультировании куратора со стороны КГБ. Он постоянно присутствовал на съемочной площадке. Главная задача была - не допустить, чтобы на экране вольно или невольно были показаны реальные методы работы контрразведки.
Многие фразы из «Семнадцати мгновений» стали крылатыми, повторялись на кухнях и в анекдотах: «Хорошо бы мне стать заместителем Гиммлера», «Пропагандистская шумиха, можете не переводить!», «Гиммлер знал, что Шеленберг курил только Кэмел» - повторяли на кухнях, в курилках и анекдотах.
«Против кого будем дружить?»
Александр Мягченков пришел в театр Пушкина после ГИТИСа, в 1975 году, когда Николай Прокопович был ведущим актером этого театра, заслуженным артистом, членом худсовета.
- Мне к Николаю Константиновичу было страшно и подойти. Это сейчас сотни телеканалов, а тогда было только четыре - и кино. Артист, снявшийся в фильме, получившем известность, сразу становился человеком с экрана. Но он оказался очень демократичным, сказал мне с юмором: «Привет, против кого будем дружить?» Я не понял сначала, переспросил. Он поясняет: «Да у нас, понимаете ли, тут всякие группировки…Но вы внимания не обращайте, вы молодой артист и не должны в это вмешиваться, будем дружить!»
Дворец на Лубянке
Артисты театра имени Пушкина были завсегдатаями Дома актера, располагавшегося неподалеку, на улице Горького.
- Однажды я зашел, а Николай Константинович там сидит, увидел меня и к столу приглашает. Я говорю: «Неудобно как-то, извините…» А он – «Да, ничего, садись!» И пошел у нас разговор. Он такой весь свободный был в тот день, благодушный. Мы здорово посидели, и он говорит: «Пошли ко мне в гости!» Он жил в переулках на Лубянке. Мне показалось, что я попал во дворец, квартира по тем временам была роскошная, чешский унитаз, раковина необычная.
«Когда город спит»
Летом театр уезжал на гастроли. Тогда они длились по два-три месяца.
- К примеру, в июне играли где-нибудь в Красноярске, сразу на двух площадках, в июле - уже в Иркутске. Объездили весь Союз. Кроме того, во всех городах у него были концерты, помню, такая афиша висела: «Они снимались в кино».
Вместе на сцену они выходили нечасто. Прокопович играл главные роли в спектаклях, где были заняты и другие заслуженные и народные артисты – «Сокровище» по Пристли, Простаков в «Недоросле», пан Дульский, Мухояров в «Обломове», «Поднятая целина» - его деда-Щукаря выдвигали на Государственную премию.
- Но была одна пьеса, которую поставил режиссер Леонид Танюк, «Когда город спит». По тем временам, очень дерзая, боялись, что ее не пропустят. Суть в том, что несколько старых друзей встречаются после долгого перерыва и начинают изливать душу, говорить о том, что наболело – сколько неправды вокруг, какие все бездуховные живут. Прокопович играл там играл какого-то начальника или партработника, а у меня было два небольших эпизода, я играл его сына – спорил с ним, обвинял в чем-то, говорил, что он не так живет.
Танкист, командир отделения
Создавать яркие образы военных периода Второй мировой войны, как советских, так и вражеских, Николаю Прокоповичу помогал личный жизненный опыт. Он воевал, ушел на фронт в 1943 году, в 17 лет, сразу после окончания школы. Был танкистом, в составе 4-й танковой армии прошел боевой путь от Воронежа до Германии. За месяц до конца войны его ранило. День Победы командир отделения старший сержант Николай Прокопович встретил в госпитале под Берлином, был награжден орденом Отечественной войны II степени.
Миф вместо мифа
Анализируя успех «Семнадцати мгновений», историки кино отмечали парадоксальную вещь. Фильм, снятый накануне 30-летия Победы положил конец одним киномифам о Третьем Рейхе –как о скопище тупых, патологически злобных негодяев, лишенных человеческих черт.
И положил начало другому мифу: о том, какими обаятельными могли быть главные нацистские преступники в красивой форме с вышитыми шевронами, как правильно и разумно может быть устроено тоталитарное государство, как условна грань между «нашими» и «фашистами», которую главные герои фильма то и дело пересекают в челночном режиме – туда-обратно и снова туда. Внесли в это свой вклад и всенародно любимые советские актеры, сыгравшие нацистских вождей, в том числе – Николай Прокопович.