Найти тему

"Рассказы о любви". Впечатления от прочтения книги

Первая публикация: 1914-1968 года (рассказы) / Время чтения: 6 часов 52 минуты
Первая публикация: 1914-1968 года (рассказы) / Время чтения: 6 часов 52 минуты

Примечание: возможны спойлеры

Когда собираешься читать сборник под названием "Рассказы о любви", то изначально думаешь скорее о романтических историях, в основу которых заложена тема любви и всего к ней относящегося, но никак не ожидаешь встретить в нём выходящие на первый план темы бытовых отношений, героических подвигов, рекламы колхозов и пропаганды коммунистических ценностей, занятной работы с формой, содержанием и названием.

Здесь 15 рассказов разных советских писателей и лишь где-то в треть этих небольших историй закладывается любовь (романтические отношения). В остальных же рассказах любовь — это либо оправдание к действию на фоне совершенно других событий, либо какие-то её производные продукты по типу измены или типичной бытовухи (то есть не любовь в центре повествования, а что-то другое), либо её понимают как-то номинально по типу того, что она как бы есть, но говорить мы будем совершенно о другом. И подобного перед прочтением явно не ожидаешь. Ну да ладно, сборник есть сборник, лучше перейдём к самим рассказам.

А есть здесь и очень даже приятные неожиданности. Люблю я читать то, не зная что, потому что к разочарованию ты готов всегда, а вот что-то удивительное, занятное или даже душевное считается чуть ли не личным сокровищем, найденным на просторах бумажных изданий. Поэтому сперва о тех рассказах, которые мне действительно приглянулись или чем-то смогли зацепить. Но без лишних расписываний.

-2

Буквально первый рассказ в книге смог меня поразить — М. Горький "Рассказ об одном романе" (1924 г.). Вся его прелесть заключается в названии, которое играет со значением слова "роман". Его можно понять как рассказ о романтических отношениях, так и в качестве рассказа о романе как литературном жанре. И содержательно нам рассказывают и о том, и о том, хотя второго здесь скорее больше.

По сюжету здесь героиня встречает мужчину, который оказывается героем романа, недописанного одним писателем, который в свою очередь подкатывает к этой героине. Она вместе с этим мужчиной общается, хотя там скорее каждый о своём думает. А затем он уходит как призрак, растворившись на фоне природы. После чего героиня пишет писателю письмо, в котором рассказывает о случившимся и в котором уничтожает персонажа этого романа. А в конце героиня, вроде бы, и от мужа уходит. Но это и неважно. Конец.

Сюжет действительно в этом рассказе не шибко важен, потому что здесь больше диалога писателя рассказа с читателем этого рассказа, здесь больше заметок о литературном творчестве и том, как оно реализуется на письме (в том числе и о читателях, как важной части любого произведения), чем интересно рассказанной истории. Да тут даже сам автор напрямую обращается к читателям в виде отступления, а затем вообще уходит в размышления о том, как этот рассказ закончить (с фразами не характерными для художественного произведения: "... а рассказ-то надо кончить. Да." [с. 24]).

Сюжетно тут лишь занятно то, что реальность самой героини ставится под сомнение, так как здесь есть оживший герой романа, который это сомнение вводит. И занятно это ещё больше, так как мы как читатели понимаем, что она является героиней рассказа, то есть уже по факту не реальной. В этом плане, где границы между героями произведения, читателем и писателем начинают стираться, рассказ действительно очень интересен и этим он цепляет. В общем, до неожиданности занятно.

Следующий рассказ из понравившихся — это К. Паустовский "Снег" (1944 г.). Он простой, приятный и очень душевный. Вся его прелесть заключается в гармоничности небольших событий, где в нужной последовательности тебе показывают и трагичность, и драматичность, и домашний уют с заботой, и романтичность, и не забывают добавить ко всему случившемуся немного забавного.

По сюжету во время войны певицу эвакуируют в одну деревню. Хозяин дома, в котором она жила, умирает, но у него остался сын, который приезжает с фронта и узнаёт о смерти отца. Он решается перед отправкой мельком глянуть на свой родной дом издалека и здесь его приглашает внутрь певица, где он видит тот домашний уют, о котором писал в письмах отцу. Он уезжает, но пишет письмо певице, где говорит о том, что они уже виделись раньше в Крыму, и предлагает ей свою любовь. Певица принимает его любовь, хоть она и не была никогда в Крыму. Конец.

В общем, это самый душевный и приятный рассказ во всём сборнике.

Ещё одним рассказом из приглянувшихся является — В. Панова "Конспект романа" (1965 г.). Интерес он вызывает тем, что содержательно это действительно не рассказ — им больше свойственна ситуативность, выдернутое из контекста событие, — а именно что роман, который законспектировали. Мы действительно получаем подробное жизнеописание героя, где фигурируют множество персонажей, но при этом очень сжатое. И даже при таком подходе, в котором всё и вся сокращают и в котором не тратят лишних слов на описание, читается произведение крайне занимательно.

По сюжету нам двух парней презентуют. Один из них во всём хорош, а второй совершенно обычный. И вот второй и является ГГ. В старших классах он устраивается шофёром. После армии встречает девушку, женится на ней и они начинают жить вместе с его матерью. Но жена оказывает ещё той стервой, которая пытается мать ГГ изжить из её же дома. Первый же парень хоть и хорош во всём, но как-то не так по жизни крепко устраивается. Даже заводит отношения со школьницей, хотя сам является учителем. Правда он уезжает (сбегает), а она себе вены режет, но выживает. Мать же ГГ встречает мужчину и женится на нём, так что это единственная пара в рассказе, у которой всё хорошо заканчивается. А у ГГ рождается ребёнок, но живёт герой всё равно плохо, только теперь ещё не только с женой, но и с тёщей. Конец.

Любви тут особой нет, но зато есть бытовые отношения, которые очень даже неплохо описаны. В общем, интересное чтиво.

Последним рассказом из действительно понравившихся является — Ю. Казаков "Голубое и зелёное" (1956 г.). Мне в особенности понравилось как он написан, точнее как в нём происходит повествование. Здесь всё происходящие описывается не сюжетной последовательностью событий, а мыслями героя, больше похожих на записи в личном дневнике.

По сюжету парень начинает встречать с девушкой. Они много проводят времени вмести. Влюбляются друг в друга. Целуются. Но потом как-то девушка начинает отдаляться. А на одну из встреч приводит другого парня, а героя просто отталкивает. А под самый конец, после женитьбы с этим новым парнем, зовёт героя попрощаться, так как они уезжают. А герой дальше живёт своей жизнью, но порой вспоминает о своей первой любви. Конец.

Сюжетно рассказ действительно цепляет. Ты даже немного недопонимаешь происходящего, так как всё повествование — это буквально мысли героя. Мы всё по сути видим от первого лица, а значит недосказанность происходящего это нормально здесь. Мы не видим картины в целом, скорее мы проживаем жизнь героя вместе с ним. И это действительно оказывает должное впечатление.

Хотя, если говорить про сюжет, то это прям как-то жёстко со стороны девушки подобные поступки совершать и считать их приемлемыми. Как бы она не говорит прямо — "мы расстаёмся" и всё то, что было между нами является лишь детскими шалостями; а прям приглашает на встречу и заявляет: "вот смотри, теперь я с другим". А потом ещё и через год о себе напоминает как ни в чём не бывало. Герой, конечно, и сам тормозил, но по крайней мере вёл себя вполне достойно. Понятно, что тут типичная история погуляли и не сошлись характерами, но рассказ этим своим занятным повествованием умело выводит на ощущение переживаний героя и странности ситуации, как будто сам в его шкуре оказываешься.

В общем, впечатляет как содержанием, так и повествованием.

-3

Следующие рассказы входят в категорию "чутка не дотянули". Они либо несут в себе занятную идею, но без интересного содержания, либо они рассказывают хорошую историю, но цеплять им нечем.

Первый такой рассказ — это М. Шолохов "Двухмужняя" (1925 г.). Идея тут кроется в самом названии и в целом она мне кажется занятной. Пропаганда коммунистических ценностей и коллективизации через женщину, у который два мужа — "белый" и "красный".

По сюжету после гражданской войны "белый" муж женщины долго не объявляется, поэтому "красный" предлагает ей замужество. Всё у них хорошо, её задействуют в коллективном хозяйстве, относятся как к равной, обучают грамоте. Но приходит "белый" муж и сманивает к себе. Она бежит к нему, конечно. Но он её использует по полной, скорее она как раба в его доме теперь, а сам он пьянствовал только и "блевотиной расписывал стены и пол" [с. 102]. А потом так вообще её унижает, избивает ногами, после чего она возвращается к "красному". Конец.

Идея сама по себе прикольная, но реализована она очень грубо и прямолинейно — "красные" хорошие, "белые" плохие. Всё прямо в лоб без какой-либо подковырки. Тем более уж и сама пропаганда слишком манипулятивная через насилие и жалость к положению женщины при "белом" муже. В общем, как рассказ — такое себе.

Ещё один рассказ из этой категории — это Ю. Нагибин "Срочно требуются седые человеческие волосы" (1968 г.). Здесь нам уже рассказывают неплохую любовную историю, хоть тема тут ближе к одиночеству и ощущению ненужности в этом мире. К тому же здесь много про Ленинград говорят с его улочками, домами, построенными различными архитекторами, жизни творческой молодёжи и не только.

По сюжету мужчина встречает девушку, они гуляют по городу. Он ей показывает свой Ленинград, она ему свой. Под конец такого спонтанного свидания она его к себе приглашает. После же чего он уезжает к себе, где у него жена, с которой у них отношения уже давно перестали быть отношениями. В итоге он всё же решается всё бросить, что у него есть в Москве, и вернуть к этой девушке, которая также его ждёт. Конец.

Не понравилось мне то, на каком словосочетании рассказ заканчивается. Странная, конечно, претензия. Просто оно в заблуждение немного вводит. Там герой стоит перед домом, смотрит на жену в окне, хочет ей на прощание помахать, издаёт заместо этого какой-то звук и "поворачивает назад". Как бы по логике вещей понятно, что раз он стоял лицом к дому, то, "поворачивая назад", он отправляется к девушке в Ленинград. Но данное выражение ведь часто употребляется в сочетании со смыслом отменить принятое решение. И вот из-за этого я прям завис на последних словах рассказа, пытаясь всё же понять, куда герой в итоге направился. В общем, неплохой рассказ, но он мало чем цепляет.

Последним же рассказом из категории будет — В. Астафьев "Руки жены" (1961 г.). Он просто хороший и приятный, а также про любовь. Сюжет тут про жизнь мужика, которому кисти рук оторвало, и про то, как он с женой живёт, точнее как у них любовь произошла и она его не бросила. Вот и всё.

Дальше же идут рассказы, которые ничем не смогли мне приглянуться и которые забылись сразу же, после прочтения.

Самый примечательный из них — это В. Шукшин "«Раскас»" (1967 г.). Про мужика, от которого ушла жена и который по этому поводу написал "раскас", чтобы его в газете напечатали, но не вышло. Коротко и грустно.

А. Толстой "Наташа" (1914 г.). Про невесту, которую очень сильно опекали. Занятно тут лишь описано появление влюблённости, когда пара в одну секунду болтает ни о чём, а в другую уже смущаются друг друга; да и сама эта излишняя опека над невестой, где девушка сама начинает верить, что она болезненная.

К. Федин "Тишина" (1924 г.). Мужик изменил, через много лет сбил гнёзда грачей, после чего его, вроде как, простили. Лишь описание деревенской жизни может приглянуться.

Г. Марков "Смоленский гость" (1943 г.). Не любовь, а реклама колхозов. Даже сюжетно ничего описывать не буду.

В. Кожевников "Март — апрель" (1942 г.). Про капитана и радистку в тылу врага на войне, где они дали наводку на вражеский аэродром. Рассказ неплохой, но ничем не выделяется, кроме героини-красавицы, которая решила пойти на войну.

Ю. Бондарев "Незабываемое" (1948 г.). Про любовь между медсестрой и солдатом в окопе, где последнего ранят и его увозят в госпиталь, а медсестра остаётся на передовой. Рассказ хорош именно как рассказ, то есть как ситуация вырванная из контекста.

В. Белов "На Росстанном холме" (1964 г.). Про то, как баба мужика с войны ждала, но не дождалась. Тут как бы про верность, но как-то она уж слишком болезненной выглядит, когда женщина не может смериться со смертью мужа и теплится одной надеждой о его возвращение, забывая о том, что нужно жить дальше.

И последняя категория с последним рассказом. То, что мне не понравилось (даже удивительно, что всего лишь один рассказ в данную категорию входит). А. Платонов "Фро" (1936 г.). Какая-то тупая хрень, которую я вообще не понял. Про эгоистичную бабу, которая скучает без любви и которой кроме этой любви в жизни ничего не надо. Эта баба начинает скучать уже в тот момент, когда её муж уехал на год на работу, а через две недели, после его отъезда, она ему так вообще телеграмму отправляет о том, что она умирает и чтобы он приезжал её хоронить. Если это пропаганда с социалистическим посылом о рабочих тружениках, то как-то всё совсем здесь плохо. Воспринять мне такое было не по силам, поэтому и не понравилось.

В общем, если подводить итог в целом по книге, то я достаточно много интересных рассказов для себя обнаружил. Люблю такие неожиданности.

Дневник человека. Четыре стены и мысли