Закончив Копенгагенскую академию художеств, двадцатисемилетний скульптор Бертель Торвальдсен отправился в Рим. С тех пор 8 марта 1797 года, дату въезда в Вечный город, он праздновал как свой второй день рождения. Ведь именно там датчанин познакомился с античным искусством, которое взял за эталон. Благодаря своим неоклассическим работам сын резчика по дереву и крестьянки со временем поднялся к самым вершинам славы и заслужил прозвище «датский Фидий».
В Риме его взял под своё крыло Джордж Зоега, археолог и нумизмат. Торвальдсен был частым гостем в его доме и именно во время этих визитов он познакомился с бывшей горничной Анной Марией Маньяни. На момент знакомства она была замужем за немецким археологом Вильгельмом фон Уденом и родила ему двух детей. Несмотря на это, Анна Мария стала любовницей Торвальдсена и ушла от мужа в 1803 году, чтобы быть со скульптором. В 1806 году у них родился сын Карлос Альберто, а в 1813 году — дочь Элиза. Однако в 1811 году Карлос Альберто трагически утонул.
Элиза выжила. (Сначала она вышла замуж за полковника Фрица Паульсена, а затем – за Пьетро Джорни, от которого у нее было два сына). Тем не менее, датчанин не женился на Анне Марии. Весной 1818 года он сильно заболел. Именно в это время за ним ухаживала шотландская медсестра по имени Фрэнсис Маккензи. Торвальдсен сделал предложение ей в 1819 году, но менее чем через месяц помолвка почему-то была расторгнута. Затем Торвальдсен влюбился в другую женщину, Фанни Каспер, и разрывался между ней и Анной Марией. Он так и не решил, на ком жениться, и всю жизнь оставался холостяком.
«Я не хочу… ни к кому привязываться; если мне суждено жить, то только для Искусства», - заметил как-то Торвальдсен. Вместе с тем в работах скульптора ярко прослеживается тема любви: «Купидон», «Амур и Психея», «Три грации и Амур» и другие. Когда в России познакомились с его творчеством, то прозвали «амурных дел мастером». Но, похоже, мастером он был только в скульптуре.
Вот некоторые из его работ
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Бертель Торвальдсен (1770-1844) - датский художник, скульптор, представитель направления неоклассицизма. Родился в Копенгагене 19 ноября 1770 года. Отец, исландец по происхождению, был резчиком по дереву и, желая иметь в сыне помощника, пристроил его в ученики Копенгагенской академии художеств. Всего два года спустя он был награжден по классу скульптуры малой и большой серебряными медалями, а в 1793 году большой золотой медалью, с которою было соединено право на получение стипендии для трехлетнего пребывания в чужих краях. В 1796 году отправился в Италию. Там Торвальдсен провёл большую часть своей жизни, около сорока лет, никогда не забывая своей маленькой родины. Торвальдсен, черпая сюжеты из греческой и римской мифологии, создал новую эру в скульптуре и воскресил античное искусство. По мнению мастера, античность была тем эталоном, к которому должно было стремиться современное ему искусство. Образы величественных героев древности вдохновляли скульптора на протяжении всего его творческого пути. Подобно мастерам античности Торвальдсен ваял в основном в мраморе. Работал он неутомимо, причём обыкновенно прежде, чем приступить к лепке задуманной модели, набрасывал её карандашом и разрабатывал в эскизах, иногда до 20 и более раз. Вслед за успехом статуи «Ясон» молодой ваятель, поддержанный Кановой, быстро завоевал громкую славу. Его гармоничный стиль, полный идеалистического изящества, великолепно вписывался в ампирную моду на «ожившие антики». Он получал самые престижные заказы, создавая фигуры и группы для украшения архитектуры, портреты, памятники и надгробия, неизменно проникнутые духом возвышенной и благородно-сдержанной героики. В 1820 году Торвальдсену поручают скульптурное оформление главного собора Копенгагена — собора Богоматери. Художник создаёт ансамбль, включающий двенадцать фигур апостолов, размещённых вдоль стен собора, фигуру Христа и изображение коленопреклоненного ангела. С 1838 года жил на родине. Первый датский художник, получивший широкое международное признание, Торвальдсен активно заботился о развитии искусства в своей стране. Президент римской Академии Святого Луки, в 1833 году он возглавил и копенгагенскую Академию художеств. Он был также почётным членом Французской и Российской академий художеств, академий Берлина, Мюнхена, Флоренции, Милана. Торвальдсен много работал над заказами разных европейских стран Польши, Германии, Англии, Италии, Дании. В основном это памятники-монументы Копернику, Шиллеру, Байрону... Собрал ценную античную коллекцию, которую разместил вместе со своими работами (80 статуй, 130 бюстов и 240 рельефов) в специально построенном для этого здании в Копенгагене; здесь был открыт музей Торвальдсена и искусства его времени. Торвальдсен скончался внезапно, в Копенгагене, 24 марта 1844 года, присутствуя на вечернем спектакле в Королевском театре. Его тело погребено под простой каменной плитой в середине двора собственного музея. Бертель Торвальдсен — наиболее значительное имя неоклассической скульптуры.#ОльгаКраева