Найти тему
Ольга Краева

ДАТСКИЙ ФИДИЙ ИЛИ АМУРНЫХ ДЕЛ МАСТЕР

Портрет Торвальдсена работы Кристоффера Эккерсберга, 1814 г.
Портрет Торвальдсена работы Кристоффера Эккерсберга, 1814 г.

Закончив Копенгагенскую академию художеств, двадцатисемилетний скульптор Бертель Торвальдсен отправился в Рим. С тех пор 8 марта 1797 года, дату въезда в Вечный город, он праздновал как свой второй день рождения. Ведь именно там датчанин познакомился с античным искусством, которое взял за эталон. Благодаря своим неоклассическим работам сын резчика по дереву и крестьянки со временем поднялся к самым вершинам славы и заслужил прозвище «датский Фидий».

Портрет Анны Марии Маньяни работы Кристоффера Эккерсберга, 1814 г.
Портрет Анны Марии Маньяни работы Кристоффера Эккерсберга, 1814 г.

В Риме его взял под своё крыло Джордж Зоега, археолог и нумизмат. Торвальдсен был частым гостем в его доме и именно во время этих визитов он познакомился с бывшей горничной Анной Марией Маньяни. На момент знакомства она была замужем за немецким археологом Вильгельмом фон Уденом и родила ему двух детей. Несмотря на это, Анна Мария стала любовницей Торвальдсена и ушла от мужа в 1803 году, чтобы быть со скульптором. В 1806 году у них родился сын Карлос Альберто, а в 1813 году — дочь Элиза. Однако в 1811 году Карлос Альберто трагически утонул.

Альберт Кюхлер (1803 - 1886). Фриц» фон Паульсен,  офицер датской армии и придворный, с женой Элизой, урожденной Торвальдсен, и детьми.
Альберт Кюхлер (1803 - 1886). Фриц» фон Паульсен, офицер датской армии и придворный, с женой Элизой, урожденной Торвальдсен, и детьми.

Элиза выжила. (Сначала она вышла замуж за полковника Фрица Паульсена, а затем – за Пьетро Джорни, от которого у нее было два сына). Тем не менее, датчанин не женился на Анне Марии. Весной 1818 года он сильно заболел. Именно в это время за ним ухаживала шотландская медсестра по имени Фрэнсис Маккензи. Торвальдсен сделал предложение ей в 1819 году, но менее чем через месяц помолвка почему-то была расторгнута. Затем Торвальдсен влюбился в другую женщину, Фанни Каспер, и разрывался между ней и Анной Марией. Он так и не решил, на ком жениться, и всю жизнь оставался холостяком.

Музей Торвальдсена в Копенгагене
Музей Торвальдсена в Копенгагене

«Я не хочу… ни к кому привязываться; если мне суждено жить, то только для Искусства», - заметил как-то Торвальдсен. Вместе с тем в работах скульптора ярко прослеживается тема любви: «Купидон», «Амур и Психея», «Три грации и Амур» и другие. Когда в России познакомились с его творчеством, то прозвали «амурных дел мастером». Но, похоже, мастером он был только в скульптуре.

Вот некоторые из его работ

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Бертель Торвальдсен (1770-1844) - датский художник, скульптор, представитель направления неоклассицизма. Родился в Копенгагене 19 ноября 1770 года. Отец, исландец по происхождению, был резчиком по дереву и, желая иметь в сыне помощника, пристроил его в ученики Копенгагенской академии художеств. Всего два года спустя он был награжден по классу скульптуры малой и большой серебряными медалями, а в 1793 году большой золотой медалью, с которою было соединено право на получение стипендии для трехлетнего пребывания в чужих краях. В 1796 году отправился в Италию. Там Торвальдсен провёл большую часть своей жизни, около сорока лет, никогда не забывая своей маленькой родины. Торвальдсен, черпая сюжеты из греческой и римской мифологии, создал новую эру в скульптуре и воскресил античное искусство. По мнению мастера, античность была тем эталоном, к которому должно было стремиться современное ему искусство. Образы величественных героев древности вдохновляли скульптора на протяжении всего его творческого пути. Подобно мастерам античности Торвальдсен ваял в основном в мраморе. Работал он неутомимо, причём обыкновенно прежде, чем приступить к лепке задуманной модели, набрасывал её карандашом и разрабатывал в эскизах, иногда до 20 и более раз. Вслед за успехом статуи «Ясон» молодой ваятель, поддержанный Кановой, быстро завоевал громкую славу. Его гармоничный стиль, полный идеалистического изящества, великолепно вписывался в ампирную моду на «ожившие антики». Он получал самые престижные заказы, создавая фигуры и группы для украшения архитектуры, портреты, памятники и надгробия, неизменно проникнутые духом возвышенной и благородно-сдержанной героики. В 1820 году Торвальдсену поручают скульптурное оформление главного собора Копенгагена — собора Богоматери. Художник создаёт ансамбль, включающий двенадцать фигур апостолов, размещённых вдоль стен собора, фигуру Христа и изображение коленопреклоненного ангела. С 1838 года жил на родине. Первый датский художник, получивший широкое международное признание, Торвальдсен активно заботился о развитии искусства в своей стране. Президент римской Академии Святого Луки, в 1833 году он возглавил и копенгагенскую Академию художеств. Он был также почётным членом Французской и Российской академий художеств, академий Берлина, Мюнхена, Флоренции, Милана. Торвальдсен много работал над заказами разных европейских стран Польши, Германии, Англии, Италии, Дании. В основном это памятники-монументы Копернику, Шиллеру, Байрону... Собрал ценную античную коллекцию, которую разместил вместе со своими работами (80 статуй, 130 бюстов и 240 рельефов) в специально построенном для этого здании в Копенгагене; здесь был открыт музей Торвальдсена и искусства его времени. Торвальдсен скончался внезапно, в Копенгагене, 24 марта 1844 года, присутствуя на вечернем спектакле в Королевском театре. Его тело погребено под простой каменной плитой в середине двора собственного музея. Бертель Торвальдсен — наиболее значительное имя неоклассической скульптуры.#ОльгаКраева