Иоганн Вольфганг фон Гёте – многие о нём знают, многие о нём слышали, а его знаменитый «Фауст» так вообще вошёл в список «Всемирной библиотеки (100 лучших книг всех времён и народов)». Но гениален ли «Фауст»? Безусловно, но…
Об этом НО мы как раз и поговорим.
Стыдно признать, но до Гёте я добрался только в свои 25 лет. Хотя, если честно, то это как раз тот возраст, когда многие произведения можно оценить трезво, без юношеского максимализма и преклонения перед «гениальными и непогрешимыми писателями, поэтами (нужное слово подставите сами)». А вот с самим Фаустом я познакомился раньше, но только у Александра Сергеевича Пушкина в его «Сцене из Фауста».
«Мне скучно бес…
Что делать, Фауст?...»
Правда полностью понять данную «Сцену» было не вполне возможно в силу незнания сюжета оригинального произведения Гёте, по первой части которого Пушкин и написал свой стих. Но сам диалог, его философия и подача удались настолько, что я с удовольствием принялся за прочтение немецкого оригинала.
И тут я столкнулся с тем, что «Фауст» у Гёте далеко не равномерное произведение. Если первая часть меня захватила по самую душу, я без преувеличения был буквально на седьмом небе от счастья от того, что такое вообще возможно написать…, то вот вторая часть оставила очень дурное послевкусие.
Пробежимся очень кратко по сюжету. Фауст – это учёный, познавший многое, но от этого и страдающий от своего всезнания. Явившийся к нему сначала в образе собаки, а потом и в своей плоти Мефистофель (он же дьявол) заключает с Фаустом пари, ценой которого является душа учёного. Мефистофель показывает учёному мир и людей. Забулдыги в табаке и шабаш ведьм никак не трогают Фауста, а вот завладение молодой девушкой Гретхен становится его маниакальным желанием. Нечистый помогает ему в этом деле. Конечным итогом этой драмы является трагическая гибель девушки. А Фауст? Вместо гибели с Гретхен он выбрал Мефистофеля. Этим и окончилась первая часть.
Вторая часть представляет из себя одну сплошную аллегорию, через образы Древнегреческих и Древнеримских Божеств и прочих мифических сущностей (сфинксов, Фавнов и т.д.) Гёте пытается передать нам философию о вечном стремлении людей к богатству, их расточительности и многих других грехах человеческих. Любовная линия во второй части вновь становится основой сюжета, но вот только Фауст влюбляется в Елену, героиню древнегреческой «Илиады». И там немецкого поэта занесло в такие дебри, что мне аж стало не по себе. Вы только вдумайтесь сами. Фауст в какой-то альтернативной реальности заключает брак с мифической героиней Древнегреческой мифологии и в конечном итоге у них рождается сын Эвфорион, который (НА УДИВЛЕНИЕ!) также является героем мифов. Извините, но это чушь.
«Ну ты и балбес! Сам ничего понять не можешь у великого Гёте, иди проспись и не притрагивайся к великому произведению!» - так и чувствую, как данные упрёки сейчас полетят в мою сторону. А вот вы сами разве не ассоциируете себя при прочтении с героем, не пытаетесь ли проникнуться в происходящее и рассмотреть события с разных углов? Я пытаюсь, но вот только для этого я должен хоть немного верить тому, что происходит на страницах, в первой части я чувствую себя сопричастным к происходящему, чувствую эти старые немецкие улочки, переживания молодой Гретхен, а взгляд Мефистофеля и его дьявольская хитрость пугает не на шутку. Во второй части Гёте пытается через образы средневекового Фауста и античной Елены соединить воедино два мира – современный и прошлый. Философских мыслей можно найти там много, но я в происходящее просто-напросто «НЕ ВЕРЮ!».
Но кто я такой, чтобы судить поэта?
Ответ на это будет очень прост.
Я лишь канал Ютуба или Дзена,
Я ИНКВИЗИТОР, и этим я не прост.