Начиная с положительных комментариев на сайтах и соцсетях до приоритета любимого политика над партией: политические фандомы становятся все более организованными и громкими в Интернете.
«Фандомная политика» — последнее модное словечко в южнокорейской политике. Оно попало в заголовки после того, как Пак Джи Хён, молодая женщина-политик и бывший сопредседатель временного руководящего комитета Демократической партии Кореи, заявила в прошлом месяце, что она реформирует партию, чтобы быть политиком «для народа, а не для фандомов».
Пак Джи Хён сделала это замечание, раскритиковав культуру партийной терпимости к проступкам собственных членов при одновременной критике оппонентов за любые мелкие проступки.
Она ушла в отставку вместе с другими членами чрезвычайного руководящего комитета после сокрушительного поражения партии на июньских местных выборах.
Но дебаты о «фандомной политике» не собираются прекращаться в ближайшее время.
Фандом означает состояние поклонника кого-то или чего-то, но также относится к группе фанатов, рассматриваемых коллективно как сообщество.
В книге «Фанократия» (Fanocracy) ее автор Дэвид Мирман Скотт (David Meerman Scott) утверждает, что фандома являются самой мощной маркетинговой силой в мире, причем теперь не только для знаменитостей, но и для любого бизнеса или некоммерческой организации, которые решили сосредоточиться на вдохновении и воспитании истинных фанатов.
Чаще всего это слово ассоциируется с поп-культурой, такой как телешоу или артисты. Легко сразу вспомнить о фандоме Гарри Поттера или фандомах корейских групп BTS и Blackpink, известных как Army и Blink.
Однако в последние месяцы это слово продолжает появляться и в политическом дискурсе по всему политическому спектру.
В то время как обычные политические сторонники решают поддерживать политиков, которые разделяют их политические взгляды, политические фандома заставляют человека-избирателя менять свои взгляды, чтобы они больше соответствовали взглядам их любимых политиков, считает Ким Нэ Хун (김내훈), исследователь медиакультуры и автор книги «Радикальные 20-е: K-Популизм и политическое» (급진의 20대 - K-포퓰리즘, 가장 위태로운 세대의).
«Я считаю, что фандомная политика — это когда вы продолжаете корректировать свои политические взгляды в соответствии с человеком, которого поддерживаете, — говорит он. — Наличие фанатов, которые добровольно создают мемы и делятся ими, означает большое преимущество для политика».
Фан-клуб первой леди
У первой леди Ким Кон Хи, которая является не политиком, а политическим деятелем, связанным с правым крылом у власти, растет онлайн-фандом. Только на веб-портале Naver фанклуб насчитывает более 94 тысяч членов.
В онлайн-сообществе для всеобщего доступа выложены топики-руководства по опровержению критики в адрес Ким Кон Хи, которая в предвыборное время была вовлечена в ряд скандалов. Также там можно найти инструкции для членов фандома, как организовываться и работать для достижения общей цели.
Один закрепленный пост призывает людей оставлять положительные комментарии к статье о присутствии первой леди на публичных мероприятиях. Другой пост, написанный одним из участников, призывает людей подписать петицию против постановления о правах студентов в Сеуле, которое было внесено либерально настроенными педагогами.
Такие скоординированные действия напоминают тактику, традиционно используемую фандомами K-pop, для усиления позитивного освещения в СМИ своих любимых исполнителей или заглушения негативных комментарией.
В то время как поклонники K-pop используют хэштеги, фиксированные фразы и мемы, чтобы обеспечить более широкое распространение в социальных сетях постов или репостов о своих любимых группах, политические фандома используют онлайн-пространства, чтобы пытаться повлиять на общественное мнение в Интернете.
Но фраза «фандомная культура» также использовалась в последние недели в негативном ключе — как ярлык, характеризующий чью-либо политику как не инклюзивную.
Член палаты представителей Демократической партии Кореи Ли Сан Мин в своем посте на Facebook заявил, что поведение фандомов равносильны «слепому повиновению» и призвал свою партию к революционным преобразованиям.
«Хотя лейбл может быть новым, фандомная политика существует уже давно. В прошлом политиков боготворили еще больше. Если довести это до крайности, можно утверждать, что фандомная политика существовала всегда, за исключением того, что за последние 10 лет эта фраза использовалась для унижения оппонентов», — сказал он.
Первым политиком, чьих сторонников назвали фанатами, был бывший президент Мун Чжэ Ин.
Его активные сторонники, известные как «Мунппа» (Moonppa - Мун + оппа (обращение девушки к парню или старшему родственнику)), широко представлены в социальных сетях, включая Твиттер, и встают на его защиту всякий раз, когда его критикуют. Официальный аккаунт Муна в Твиттере, который он использовал в качестве президента, также может похвастаться 2 миллионами подписчиков (@moonriver365).
В статье под названием «Двойственные характеристики фандома Мун Чжэ Ина» профессор О Хён Чхоль из Национального университета Чонбук утверждает, что фандом Мун Чжэ Ина является типичным примером «новой волны политического фандома» в политической культуре Южной Кореи. Ученый приводит оставление положительных комментариев в Интернете, критику СМИ и создание мерча в качестве примеров деятельности фандома.
Но сторонников Муна критикуют и за враждебное отношение к тем, кто не разделяет их взглядов, и за то, что они якобы объединились против критиков в киберпространстве.
Член палаты представителей Ли Джэ Мён, бывший кандидат в президенты от либерально-демократической партии Муна, также не был свободен от критики по поводу фандомной политики.
Бывший губернатор Кёнгидо создал свой собственный фандом, известный под названием «кетталь», что буквально означает «собачьи дочери», и в основном состоит из прогрессивно настроенных молодых женщин-избирателей. Когда Пак Чжи Хён, активистка против цифровых сексуальных преступлений, присоединилась к его кампании, Ли Джэ Мён сделал все возможное, чтобы обратиться к молодым женщинам-избирателям, и фандом начал расти.
Хотя ярые сторонники Ли Джэ Мёна оказались для него политическим активом на выборах, их критиковали даже внутри партии. В интервью MBC Radio член палаты представителей Хон Ёнпё, занимавший кресло четыре срока, заявил, что он получил «до 2000 текстовых хейтерских сообщений» от «кетталь» после того, как обвинил Ли Джэ Мёна в поражении своей партии на местных выборах.
«Solo stan»: когда лояльность к мемберу превосходит лояльность к партии
«Соло стэны» или «акгэ» (악개) относятся к фанатам, чья лояльность принадлежит только одному члену группы, даже в ущерб остальным. Эти фанаты часто считают, что с их любимым участником обошлись несправедливо или что он слишком хорош, чтобы быть в группе, котоаря тянет его назад, и ему было бы лучше вести сольную карьеру.
Эта концепция не чужда и политике. Во время президентских выборов в США в 2016 году некоторые сторонники сенатора Берни Сандерса отказались поддержать Хилари Клинтон после того, как она выиграла праймериз от Демократической партии. Эта часть фанбазы называлась «Берни или Бюст» (Bernie or Bust).
По данным экзитполов, проведенных KBS на президентских выборах 2022 года в Южной Корее, каждый четвертый избиратель, поддержавший Мун Чжэ Ина (Демократическая партия) на выборах 2017 года, проголосовал за Юн Сок Ёля (консервативная «Сила народа»), который сейчас и является президентом.
Опросы показали, что некоторые сторонники Демократической партии, которые поддержали бывшего премьер-министра Ли Нак Ёна (이낙연) на праймериз, не поддержали затем выигравшего праймериз Ли Джэ Мёна. И он проиграл консерватору Юн Сок Ёлю с рекордно низким отрывом в 0,7 процента.
Поскольку распри между фракциями Демократической партии продолжаются и поныне после ее поражения на местных выборах, «фандомная политика» может стать все более значимым фактором, считает профессор Юн Чон Бин из Университета Мёнджи.
«Если наша политика будет зрелой, победителей и проигравших можно будет объединить внутри одной партии, но, похоже, это не так, — сказал профессор. - Было бы хорошо, если бы это был призыв к партии быть новаторской. Но тот факт, что сторонники Ли Нак Ёна просто прямо говорят «нет» Ли Джэ Мёну, кажется, показывает, что они не устранили раскол, вызванный выборами. «Фандомная политика» мешает партийной политике».
* * *
Прислать свою новость или сообщение о предстоящем мероприятии/событии вы можете здесь.
Оригинал статьи находится на нашем сайте FanAsia.ru здесь.
Больше информации на FanAsia.ru.
* * *
#Южная Корея #выборы #Фандомная Политика #фандом #Фанократия #Ли Джэ Мён #Ким Кон Хи #Юн Сок Ёль #Мун Джэ Ин