Обычно перевес в легкую фигуру и пешку вполне достаточен для победы. Путь к цели элементарно прост и состоит из двух этапов - сначала нужно превратить пешку в ферзя, а затем уже с помощью ферзя дать мат.
Здесь вы познакомитесь с рядом исключительных позиций, где большой перевес невозможно реализовать.
Пешка на пороге превращения, но последний шаг ей сделать не удается: мешает черный король, а вытеснить его из угла невозможно.
1. Крс5 Крb7 2.Крd6 Кра8 3.Крс6 Пат. Ничья.
Конь белых мог находиться также на с6 или с8.
Теоретическое значение имеет следующая позиция.
Пешке стать ферзем в этой позиции мешает собственный король, занявший поле ее превращения, а король черных сторожит все ходы и выходы. Но ведь у белых есть еще и конь. Действительно, если ход белых, то конь может помочь королю выбраться из заточения.
1.Крd3 Крf8 2.Ке5 Крe7 3.Крg7 с выигрышем.
Однако, если ход черных, то конь оказывается бессильным отогнать короля противника.
1... Крf8 2.Кd3 Крf7 3.Кe5+ Крf8
и из-за цугцванга конь вынужден отступить и снять удар с поля f7.
Когда вы только знакомились со свойствами коня, уже отмечалось, что конь попеременно перескакивает с поля одного цвета на другое.
В данной ситуации король черных, перемещаясь по полям f7 и f8, также переходит с белого поля на черное и обратное. Нарушить это взаимоотношение белым при ходе черных не удается. Для победы им нужно передать очередь хода противнику, постоять на месте, а это невозможно.
Для подобных позиций существует простое правило - слабейшая сторона добивается ничьей, если при своем ходе ей удается стать королем на поле того же цвета, на котором находится конь.
Известны позиции, где перевес в слона и пешку оказывается недостаточным для победы.
Причиной того, что белые не могут здесь провести пешку в ферзи, является крайне неудачная позиция слона, который никак не может поддержать движение пешки.
А в этом положении слон не может помочь своему королю вытеснить короля противника из угла. Знать рассмотренные позиции весьма полезно. Это избавит от многих ошибок. Вот только один пример:
Для ничьей здесь черным необходимо занять королем угловое поле h8, однако белые точными ходами могут перерезать ему дорогу и провести пешку в ферзи.
1.Се6!
Только к ничьей вело 1.h6 Крf7, и король проникает в угол.
1... Кре7 2.h6! Крf6
Король грозит занять поле g6.
3. Сf5! Крf7
Король пытается попасть на поле g8 и занять поле h8
4.Ch7!
Таким оригинальным путем слон закрыл королю проход к пешке через поля g6 и g8.Ho остается еще поле g5.
4...Крf6 5.Крf4!
В дело вступает король, отнимая у черных последнюю возможность спасения.
5... Крf7 6.Крf5 Крf8 7.Крf6 Кре8 8.Крg7 и белые выигрывают.
Вот такие позиции могут встретиться в партии с которыми вы познакомились и сможете оценить, где позиция выигрывается, а где она ничейная.