Найти тему
InFocus

«НЕ ВСЕ МЫ УМРЕМ, НО ВСЕ ИЗМЕНИМСЯ…»

После конца истории…

Когда часы переживут время, а корабли на всех парусах понесутся по песчаным волнам «сплошного прошлого»…

Туда, где  возникнет безжалостная способность видеть – себя, окружающее, где пробудится  стремление дойти, как писал один ныне почти забытый философ, «до дна не просто любой мысли (что не так трудно, как кажется), но самомалейшего опыта, мельчайшего ощущения». И с мукой, восторгом, страстью завоевателя останется только все силы направить на то, чтобы преодолеть ру-тину времени, течение истории, которая, наконец, растворится в мироздании… Извечно пребудет лишь яркая  вспышка в небе над дорогим сердцу деревенским пейзажем – след от пожертвовавшего собой в лихую годину зайца, ставшего алым облаком… Так стародавняя буддийская притча о «лунном зайце» обретает русский смысл…

Эти мысли и образы навеяны чтением прозы Максима Шмырева. И теперь, когда у  него в издательстве «Столица» вышло в 2-х книгах продолжение романа «Гавань», о котором мы писали на нашем сайте ( https://infocus.press/ключи-от-вселенной/), стал яснее общий замысел трилогии «Мир Великого древа», возможно,  подсказанный лишь творческой интуицией автора, что не умаляет, а открывает новые глубины его литературного дара. Но не исключаю и то, что целостное восприятие этого фантазийного цикла  меняет моя собственная оптика под влиянием драматической повседневности, привнося изначально  не свойственные прозе Шмырева мировоззренческие акценты и аллюзии.  Такова участь всякой значительной литературы: она открыта множеству культурных сближений, интерпретаций и толкований. А у читателей возникает  увлекательная возможность самому «опознать» «духовные звезды», ведущие автора, погружаясь  в его потрясающе разнообразные книги, как в пристанище от засилья мнимостей очевидного.

Обложки книг Максима Шмырева, оформление художника Анны Просековой
Обложки книг Максима Шмырева, оформление художника Анны Просековой

«Гавань»  вместе с новыми романами «Устье» и «Ключ» образуют трилогию-путешествие в пространстве, погруженном в сны, предведения и предчувствия неведомого сказителя, для которого бывшее и небывшее  уже стали мифом, иллюзорной реальностью, где существующее здесь и сейчас  – не существует.  Он преодолел  линейный ход времени и  творит свою сагу в безвременье, непостижимом для нас, пребывающих в настоящем. С его войнами, политическими интригами, борьбой властных сил за богатство и сферы влияния, с погоней за успехом, комфортом и зрелищами. С торжеством бушующей плоти (праха! по сути), которую ничто  ничему не учит.

И в отпущенном нам настоящем актуально звучат слова, написанные почти две тысячи лет назад: «1:20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» ( Святой Апостол Павел, 1-ое Послание к коринфянам).

В грозной неотвратимости этих вопросов чудеса, тайны, сказочки, радужные морские пейзажи, прелестные девы и злые карлики, благородные рыцари и мужественные борцы со злом   – все, что очаровывало, интриговало, притягивало   в «Гавани», по мере чтения  романов «Устье» и «Ключ» постепенно сбрасывает шутейные карнавальные маски и неожиданно обретает черты  неведомого нам будущего, сулящего новые испытания и проверку на человечность тех, кто называет себя людьми.  Там, на обломках нашей, уже свершившейся,  «пишется» иная история, но, увы,   с роковыми повторами многих прежних пороков  и подгнивших начал…

Уроборос неутомимо кусает свой хвост, как знак постоянных перемен несменяемого порядка.

Уроборос, древнейший из символов, известных человечеству. Изображение в алхимическом трактате и в древнеегипетском папирусе.
Уроборос, древнейший из символов, известных человечеству. Изображение в алхимическом трактате и в древнеегипетском папирусе.

А если все же предположить, что  и это видимость? Что прорыв в иное, справедливое, честное, светлое бытие возможен?  У Максима Шмырева  подсказок нет, однако  напрашивается  маленькое открытие: на самом-то  деле «все уже сбылось, все произошло», его персонажи, мы все,  – лишь часть некой головоломки, большого плана, не знающие, куда заманивает их Большая Игра.  И не развеивает сомнений надежда на возникающий в романе образ готового вот-вот отбыть Поезда Вне Расписания —  он не доставит нас в точку готовых ответов. Ведь еще в «Гавани» было сказано: главное — вопрошай, рано или поздно, ответ найдется или  «ты сам станешь ответом», чему не сможет воспрепятствовать даже символический «Зимний сон» в ледяной пустыне  одиночества… Оно тоже обманчиво…  Потому что по высокому счету нет разлуки, нет смерти, а  отрезанный локон золотых волос, отданный в качестве оберега любимому,   совьется в кисть, чтобы нарисовать его потрет… Лишь в такие моменты преображения чувств морок кривляющегося тленного мира рассеется по углам, а пропавший без вести, сбитый над вражеской эскадрой раненый летчик, принесенный волнами к далекому пустынному острову, придет по прибрежному песку к той, которая ждет его, вопреки всему, в  древней башне у моря, где «стучали и шуршали старые часы», которые  «порой …  забывали пробить нужный час и потом — в следующий день или через неделю — отдавали это время с избытком, устраивая перезвон…».

-3

В композиции своей трилогии Максим Шмырев проявляет себя не только как  романист, органично соединяющий разнообразие сюжетных линий, фантастических допущений, игровых эпизодов  и  глубоких мыслей  в единое многоголосое полотно. Он поэт и художник,  мастерски владеющий словом, что немалая редкость во времена необязательной болтовни и засилья мусорной лексики.

Не соглашусь с теми критиками, кто считает, будто обилие в текстах М. Шмырева  эпиграфов и цитат из произведений блестящих умов прошлого, признак некоторой творческой несвободы автора, дерзнувшего создать собственную художественную вселенную. Наоборот, писатель   приемом цитирования расширяет масштаб этой вселенной, раздвигает ее  временные пределы, привлекая  в спутники по воображаемым мирам близких ему по духу творцов-предшественников.  Именно в использовании такого приема  в некоторой степени скрыт  ответ на вопрос, где находится ключ, размыкающий темные, а, порой, непреодолимые тупики обыденного сознания. Ключ в нас. Читайте, обращается к нам автор,  не блуждайте впотьмах пустых штампованных мыслей, ищите опору в богатейшем культурно-философском наследии человечества, чтобы не оказаться нравственными калеками от навязчиво предлагаемых с разных сторон хитроумных рецептов «счастья».

Еще одна разгадка трилогии «Мир великого древа» кроется в  скромно вынесенном писателем  вслед за оглавлением «Ключа»  Приложении, которое можно назвать эпилогом всего цикла. В Приложении собраны просмотренные одним из героев романа фрагменты книг из Библиотеки вымышленного города Штаде.  В этих вроде бы не связанных между собой фрагментах, и  находим сюжет  о всепобеждающей  любви в  новелле «Башня, у которой шумел прибой»,  поражающей неподдельной  искренностью настроений и переживаний,  поэтической  образностью, тонкостью стиля, превращающих прозу в музыку.

Но даже не это, по-моему,  главное в трилогии М. Шмырева. Вершина ее – притча «Заяц-облако», где без всякого пафоса говорится о самом главном в судьбе каждого в эти трагические дни, насыщенные «жонглированием словами,  художествами акробатов и эстетов, эквилибристикой пустозвонов». Когда из нашей литературы исчез Герой…

Людмила Лаврова

( В оформлении статьи использовано фото 3D – модели знаменитого Дома Сутягина, деревянного небоскреба в Архангельске.  Автор – вологодский архитектор Павел Диков)

Читайте больше материалов на нашем сайте