Найти тему
Татьяна Вежина

Вампиры Геоны обзор-провокация

Рекомендовать и представлять мультфильмы 50-х годов для меня самой - одно удовольствие. Однако нельзя отказываться и от анализа тех путей, по которым пошла советская мультипликация в своем дальнейшем развитии. Как менялись ее изобразительные средства, задачи и идейное наполнение.

Иллюстрация: кадр из мф "Вампиры Геоны" 1991 г ТПО «Союзтелефильм»
Иллюстрация: кадр из мф "Вампиры Геоны" 1991 г ТПО «Союзтелефильм»

Поэтому я, пообещав заранее, что частыми такие отступления не будут, рискну перенести читателей сразу аж в 1991 год и провести обзор фантастического мультфильма "Вампиры Геоны".

Тем более, что лично мне тема фантастики в советском кино и мультипликации очень интересна.

Иллюстрация: кадр из мф "Вампиры Геоны" 1991 г ТПО «Союзтелефильм»
Иллюстрация: кадр из мф "Вампиры Геоны" 1991 г ТПО «Союзтелефильм»

Сначала озвучу вкратце сюжет.

На перспективной с точки зрения полезных ископаемых планете Геона развернута база промышленного концерна «Галакс», однако ядовитые для человека представители местной фауны упорно атакуют людей, приводя к мучениям жертв. Укус их при отсутствии сыворотки вызывает ужасные последствия. Для выработки дальнейшей стратегии поведения на Геоне Международная Космоэкологическая комиссия отправляет туда эксперта Янина.

Сотрудники базы предлагают приманить вампиров и уничтожить их. Янин после некоторых колебаний соглашается на это, но потом ему в голову приходит другая мысль.

На этом первая часть заканчивается.

Иллюстрация: кадр из мф "Вампиры Геоны" 1991 г ТПО «Союзтелефильм»
Иллюстрация: кадр из мф "Вампиры Геоны" 1991 г ТПО «Союзтелефильм»

При просмотре этого мультфильма ощущения возникают противоречивые. Отчасти это происходит из-за того, что мультфильм подростковый или даже взрослый, и он по определению не может быть просто воспитательным или развивающим. Однако вопросов к самой ленте это не снимает.

С одной стороны главный герой вызывает симпатию, а идея мультфильма продиктована гуманистической позицией авторов. Ведь с тех пор, как человечество вошло в Космическую эру, и даже до ее начала, человека серьезно волновала этическая сторона колонизации новых планет.

Но с другой стороны подача материала лишена жизнеутверждающего звучания, присущего советской мультипликации более ранних периодов, а значит лента в очень большой части вторична по отношению ко всему, что делалось в то время в мировом кинематографе.

Складывается устойчивое ощущение, что представленное в мультфильме "человечество", состоящее из представителей множества планет, не решив своих земных проблем, "вылезло" в космос, чтобы перенести свои внутренние противоречия и туда.

В связи с этим у меня есть одно соображение, которое не лишено оснований. Состоит оно в том, что человечество не сможет выйти в дальний космос, пока не изменится кардинальным образом, пройдя качественную трансформацию взаимоотношений внутри общества. Грубо говоря, пока "человек человеку волк", никакой космос нам не светит.

Быть может, поэтому и воплощение космической эры в мультфильме получилось таким, каким получилось.

Иллюстрация: кадр из мф "Вампиры Геоны" 1991 г ТПО «Союзтелефильм»
Иллюстрация: кадр из мф "Вампиры Геоны" 1991 г ТПО «Союзтелефильм»

Рисовка ленты оставляет желать лучшего. Дизайн техники и обстановки будущего достаточно примитивен, хотя для своего времени это, скорее всего, выглядело вполне себе футуристично. Поэтому, думаю, не стоит слишком критично относиться к фонам с высоты сегодняшнего уровня технологий.

Но если технику именно из-за смены исторической обстановки обсуждать бессмысленно, то анализ образа Геоны вполне можно провести. По замыслу авторов эта планета должна была быть уникальна, самобытна и тем самым прекрасна, однако изображена она так, что появляется желание зажмуриться. Быть может, виноваты кислотные краски или неверные смысловые акценты, подчеркивающие ее довольно хищный характер. Конечно, любая планета есть своя особая экосистема, где одни поедают других, однако смысл существования экосистемы все же не в поедании других, а в ее развитии, в появлении новых форм жизни, в кульминации их жизнедеятельности: цветении, плодоношении, деторождении. А существующее изображение планеты наталкивает на мысль, что авторам просто хотелось добавить в мультфильм хоррора по западным лекалам.

Космоэкологическая комиссия представлена на удивление разнообразными персонажами, но при этом остается ощущение халтурности. Вы хотите крутой фантастики, так получите ее! Но времени на детали у нас нет! Довольствуйтесь тем, что ее много!

Иллюстрация: кадр из мф "Вампиры Геоны" 1991 г ТПО «Союзтелефильм»
Иллюстрация: кадр из мф "Вампиры Геоны" 1991 г ТПО «Союзтелефильм»

Движения персонажей скачкообразны, мимика грубовата, а решение авторов придать героям черты западных актеров вообще вызывает недоумение, хотя, наверное опять же для своего времени эта идея казалась оригинальной и привлекательной.

Не впечатляет и обилие кровищи в мультфильме, плескающейся словно водица.

Казалось бы, рецензия выходит разгромная, но несмотря на все оговорки персонажи получились в принципе целостными и вполне вызывающими доверие. А озвучка в стиле видеофильмов 90-х у меня лично вызвала понимающую, ностальгическую улыбку.

В целом считаю, что мультфильм выигрывает за счет общего высокого уровня мультипликации тех лет и опыта, накопленного предыдущими поколениями мультипликаторов, однако, в нем уже проявляются все негативные черты переходного периода, и он в большей степени есть произведение совсем другой эпохи, другой идеологии и не интересен в силу своей вторичности по отношению к западным образцам.

Если обобщить, то наша рисованная мультипликация так и не нашла своего собственного пути в будущее, а с учетом обвала общего уровня мастерства, осмысленности, ответственности и заинтересованности на сегодняшний день ее можно считать впавшей в анабиоз... Нам же остается только надеяться на ее возрождение.

Данный вывод, конечно, не является окончательным, и, быть может, новые обзоры откроют нам новые грани ситуации. Буду работать и спасибо всем читателям!