Найти тему

Стилистическая реставрация в музее «Кижи»

Стилистическая реставрация в музее «Кижи»

Вдохновение снизошло, продолжаю рассказывать интересные истории. Начинаю, как обычно издалека, ибо без предисловия непонятен будет смысл статьи. Поехали.

В очень культурной Франции в XIX-ом веке жил архитектор Виолле-ле-Дюк (Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк, 1814-1879). Кстати, кто не в курсе Париж тогда был культурной столицей мира и законодателем всех мод.

Отступление. Сразу вспомнился анекдот тех лет:
- Где Вы шили костюмчик?
- В Париже.
- А это далеко от Саратова?
- 3077км.
- Надо же, такая глушь, а так прилично пошили!

Естественно, Франция и Париж были законодателями и архитектурных (реставрационных) мод того времени. Вот только незадача – никто не знал, как правильно реставрировать и вообще, что такое реставрация. Но было очень прикольно этим заниматься, т.к. никаких нормативов, т.е. полная свобода действий!

Eugène Emmanuel Viollet-le-Duc, 27 января 1814 — 17 сентября 1879 — французский архитектор, реставратор, искусствовед и историк архитектуры, идеолог неоготики, основоположник архитектурной реставрации.
Eugène Emmanuel Viollet-le-Duc, 27 января 1814 — 17 сентября 1879 — французский архитектор, реставратор, искусствовед и историк архитектуры, идеолог неоготики, основоположник архитектурной реставрации.

Архитекторы они же художники, они же творческие личности и вписать любого архитектора в жесткие нормы и правила просто нереально. Соответственно, реставрировали как умели, на свой вкус и цвет, главное – чтобы было красиво.

Потихоньку у нашего Эжена Эммануэля сложилась в голове теория реставрации, которую можно уместить всего в одну его фразу:«Восстановить здание – это не значит сохранить его, отремонтировать или перестроить. Это значит восстановить его в состоянии завершенности, которое оно могло и не иметь никогда в любой момент времени». Так родилась Стилистическая (она же архитектурная, романтическая, художественная) реставрация.

Chateau de Pierrefonds (до реставрации)
Chateau de Pierrefonds (до реставрации)
Chateau de Pierrefonds (реставрация в 1857-1885 гг.)
Chateau de Pierrefonds (реставрация в 1857-1885 гг.)

Грубо говоря, то, что вы сейчас видите во Франции и охаете-ахаете от этого – дело рук Виолле-ле-Дюка с сотоварищами и к подлинной истории относится так себе. Зато неимоверно красиво и это уже само по себе стало историей.

Шпильки в бок Виолле-ле-Дюку вставляли английские «археологи», в частности Джон Рёскин. Ну куда нам без Лондона то. Они считали Стилистическую реставрацию грубой фальсификацией и подменой подлинника, их кредо – поддержание здание, пока это возможно, и пассивное созерцание его естественной гибели.

John Ruskin; 8 февраля 1819, Лондон — 20 января 1900, Брентвуд — английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт; член Арундельского общества. Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX — начала XX веков
John Ruskin; 8 февраля 1819, Лондон — 20 января 1900, Брентвуд — английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт; член Арундельского общества. Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX — начала XX веков

Ну что я могу сказать. Мужики были умные и у каждого своей резон. За 150 лет сильно ничего не поменялось, лишь только приобрело новые формулировки, которые могут запутать любого в простом вопросе – что такое истинная реставрация. Говорят, что истина находится где-то посередине, но маятник вечно качается либо в одну, либо в другую сторону.

Очень простой пример – реставрация Преображенской церкви. Напомню тем, кто забыл простые вещи. Этак в году 2001 мне нагло в глаза говорили: «Не надо заниматься реставрацией церкви, пусть стоит как стоит, на наш век хватит». Налицо позиция Рёскина про «пассивное созерцание его естественной гибели».

Преображенская церковь до реставрации - внутри металлический силовой каркас, который поддерживал конструкции церкви. Все стены стянуты сжимами. И в таком состоянии 35 лет жизни памятника.
Преображенская церковь до реставрации - внутри металлический силовой каркас, который поддерживал конструкции церкви. Все стены стянуты сжимами. И в таком состоянии 35 лет жизни памятника.

Но! Мы не привыкли отступать. Появился ментальный потомок Виолле-ле-Дюка (архитектор Рахманов Владимир Степанович) и сделал реставрацию с элементами Романтического стиля (отродясь которых не было).

В тот момент победил принцип Стилистической реставрации, консерваторы отправились сосать леденцы и критиковать то, что уже сделано. Абсолютно спокойно отношусь к этому, т.к. спор идет уже почти два столетия и есть апологеты и того и другого. Было бы странно, если бы все утихло.

Преображенская церковь до реставрации - добавилось южное крыльцо (южный всход), дощатая обшивка верхнего восьмерика, небольшие декоративные детали
Преображенская церковь до реставрации - добавилось южное крыльцо (южный всход), дощатая обшивка верхнего восьмерика, небольшие декоративные детали

Но статья не об этом. В этом году свершилось чудо! Адепты Стилистической реставрации появились среди простых плотников-реставраторов. Столь глубокую историю они явно не знают, а пришли к этому, так сказать, естественным путем.

Во время банальных ремонтных работ по смене деревянной кровли на амбаре из деревни Вегорукса плотники-реставраторы умудрились добавить новые элементы, которые явно украсили памятник и сделали его более нарядным. В данном случае «новые» в прямом смысле новые, т.е. раньше их не было в натуре.

Моя первая реакция – снять элементы! Вторая реакция – сделали-то с любовью, пусть повисят еще часок. Третья реакция – а пусть висят, буду на этом памятнике рассказывать про Эжена Эмманюэля Виолле-ле-Дюка и Стилистическую реставрацию. Все-таки музей деревянного зодчества и надо знать историю теории реставрации, а также показывать разные примеры.

А ведь так никто и не признался, кто конкретно из плотников это сделал, молчат как партизаны, говорят, что это народное творчество. Так тому и быть, стремление к прекрасному не должно пресекаться.

P.S. Фото амбара специально не выкладываю, дабы не будоражить неокрепшие умы потомков Джона Рёскина)