Сейчас не буду как-то врать или красоваться, говоря, что понятия не имела, за что берусь, приступая к чтению двух небольших романов именитого французского классика Оноре де Бальзака «Евгения Гранде» и «Музей древностей». Где-то на уровне подсознания я с самого начала понимала, что легко и просто, как это у меня всегда бывает с А. Дюма-отцом, не будет совсем. Бальзак, по сути своей, писатель-реалист. Его романы не о приключениях, а о человеческих судьбах. А ещё описания… Эти потрясающе скучные во истину толстовские описания дома, комнаты, портрета персонажа на две-три страницы мелким шрифтом без деления на абзацы. Но, не будь всего этого, ни «Евгения Гране», ни «Музей древностей» не были бы достаточно полным описанием той действительности, что окружала писателя в его время. Поэтому простим гению его тяжеловесный слог и попробуем вместе посмеяться над «Сценами провинциальный жизни» в «Человеческой комедии»! Или все-таки придётся поплакать?..
«Евгения Гранде»: скупость города берет?
Итак, первым на сцену выходит повествование о жизни одной провинциальный семьи неприлично богатого буржуа. И как же живёт эта семья? Пышно, дорого, богато? Нисколько нет! Семейство Гранде живёт так, будто они последние нищие. Они экономят абсолютно на всем. В доме нет ни одной лишней свечи, ни одного хоть сколько-нибудь приличного наряда или украшения для женщин. Да что говорить, еды – и то нет вдоволь! А меж тем глава семейства имеет в своём кабинете-сейфе натурально горы денег…
Конечно, ни Евгения, ни её простодушная мать госпожа Гранде даже и не догадываются о реальном положении дел семьи. Они привыкли к своему жалкому существованию. Привыкли и даже счастливы своим маленьким счастьем: они есть друг у друга, а больше и не нужно. Но, как это часто бывает в подобных ситуациях, весь город в курсе подлинных дел папаши Гранде. Все знают о его золотых горах. И двум почтенным семействам не терпится заполучить Евгению со всем её приданным в невесты.
И как же грустно за этим наблюдать! Евгения, несчастное дитя, само по себе никому, кроме матери, не нужное, искренне влюбляется в разорившегося кузена из Парижа. И молодой человек абсолютно искренне отвечает ей взаимностью. Но… Но богатая невеста не ровня нищему жениху, да и по внешней обстановке дома Гранде нельзя сказать, что там есть хотя бы один лишний грош. В общем, проходят годы, Евгения все так же верна своему глубокому первому чувству, два именитых семейства все так же борются за руку девушки, а прекрасный кузен превращается в типичного Гранде. Деньги, деньги, деньги… А любовь? Любить в этом романе способна одна лишь Евгения. Любить безответно, без памяти. Любить один раз и на всю жизнь. А ещё сострадать. Не зря ведь после смерти отца она приличную сумму каждый год жертвует на благотворительность. Хотя сама при этом продолжает жить более, чем скромно и приумножать свое состояние.
«Несмотря на восемьдесят тысяч литров дохода , она живёт все так же, как жила раньше бедная Евгения Гранде, топит печь в своей комнате только по тем дням, когда отец позволял ей, затапливает камин в зале и тушит его, как полагалось по правилам, действовавшим в юные годы её. Всегда одета, как одевалась её мать. Сомюрский дом, без солнца, без тепла, постоянно окутанный тенью и исполненный меланхолии – отображение жизни её. Она тщательно собирает доходы и, пожалуй, могла бы показаться скопидомкой, если бы не опровергала злословия благородным употреблением своего богатства. Основываемые ею богоугодные и благотворительные учреждения, убежища для престарелых и христианские школы для детей, богатая публичная библиотека ежегодно свидетельствуют против скупости, в какой иные упрекают её. Сомюрские церкви обязаны ей многими украшениями».
Вот такой невеселый итог у жизни такой прекрасной, пусть не внешне, но внутренне, девушки Евгении Гранде. Где тут смеяться? Плакать хочется. Искренне жаль бедняжку. А ведь могла бы быть совсем другая история…
«Музей древностей»: немного о вседозволенности «золотой молодежи»
Жил-был старый маркиз д'Эгриньон. И был у него поздний и, как водится, безмерно обожаемый сын Виктюрньен. Казалось бы, эпоха Реставрации, знать снова приближена ко двору короля, но… Жить по-старому уже все равно нельзя. Дворяне уже максимально приближены к буржуазии и разночинцам. В государстве назревает полное гражданское равноправие. А что маркиз? А маркиз живёт грезами своей юности, когда можно было творить, что душе вздумается, когда дворяне были всемогущи, а короли нуждались в них, как в воздухе. Для старика-маркиза все прочие люди – ничто. Он готов признавать только чистокровных дворян без малейшей примеси крови.
И вот в таких условиях растёт маленький мальчик - Виктюрньен. Он не глупый, вовсе нет. Но чему мог научиться молодой человек, которому с пелёнок что-то внушают про избранность и вседозволенность? Чему мог научиться неглупый, в общем-то, мальчишка, воспитывавшийся в этаком «Музее древностей», где пожилые аристократы только и делают, что вздыхают о днях минувших и знать ничего не желают о реальном положении дел? Правильно, ничему хорошему уж это точно.
Самое ужасное во всей этой истории даже не отцовское ослепление блестящим прошлым семейства д'Эгриньонов. Не его святая вера в сыновнюю непогрешимость (как же, потомок такого знатоков рода не может ни в коем случае опознать семью! Жаль вот только никто не учил ребёнка семью эту НЕ позорить). Самое страшное, что «шалостям» Виктюрньена готовы потакать все: и друзья, враги. Друзья потому, что ну как же он там один в Париже! Враги потому, что просто хочется, чтобы этот мальчишка наконец опозорился по самые уши. Словом, скверная выходит история. А главное, старый маркиз так и умирает в счастливом неведении. Для него все просто супер. Но на деле… Избаловали мальчишку. Избаловали так, что позора не оберешься.
Только бедного старого нотариуса Шенеля жаль. Умер нищим. И все из-за по-настоящему собачьей верности неблагодарной семейке д'Эгриньонов. А уж если с высоты нынешнего века поглядеть… То и вовсе неприятно становится.
Итог
Не уверена, что хочу продолжать знакомство с творчеством господина Бальзака, хотя то, что прочитала, честно, понравилось. Просто… Слишком жизненно. Даже тут, в книжке, добродетель совершенно не награждается. Порок… Ну, да, в какой-то мере наказывается. Но, в целом, все ж-таки торжествует. Да, я люблю «умные» книжки. Мне нравится классика. Я часто читаю произведения прошлого. Но… надо чем-нибудь разбавить!😁
Читали ли вы произведения Оноре де Бальзака? Что больше всего понравилось? Делитесь впечатлениями!
Понравилась публикация? Жми "нравится" и подписывайся на канал!
#книги #литература #классика #роман #Франция