Найти тему
Илья Варламов

Новые районы Стокгольма. Хотели бы так жить?

В Стокгольме реализуют проект развития города в бывших портовых и промышленных районах. На месте бывших складов и других промзон массово строят новое жильё. Строительство началось в 2011 году, и до 2025 года в шведской столице появятся 12 000 новых домов.

Проект получил название Норра Юргордштаден, и я отправился на северо-восточную окраину Стокгольма, чтобы увидеть, что он собой представляет.

В Стокгольме есть огромный индустриальный район Королевский морской порт – более 2 тыс. гектаров земли в 3,5 км от центра. В 2008 году власти решили развивать его и превратить район в экологически ориентированный, началось строительство домов и офисов. Это будет самодостаточный район с полной инфраструктурой. Всего планируется построить не менее 12 тыс. новых домов и создать 35 тыс. рабочих мест, 600 тыс. кв. метров будет отведено под коммерческую площадь.

-2

Первые жилые дома начали строить в мае 2011 года, а в октябре 2012-го в район уже переехали первые семьи. Сейчас построено 5100 домов, из которых 500 предназначены для студентов.

Смешанное использование пространства позволит устранить мёртвые и тёмные зоны в ночные часы и повысит безопасность проживания. Часть старых построек будет отреставрирована и органично вписана в новую архитектуру.

-3

30% энергии будет генерироваться возобновляемыми источниками. К 2030 году район полностью откажется от использования ископаемого топлива. Здесь будет развиваться велоинфраструктура, а также продвигаться проект совместного использования автомобилей. Общественный транспорт будет представлен метро, автобусами на биогазе и электрогибридами, паромами и трамваями.

01. Застройка в Норра Юргордштаден в основном средней этажности. Прежде всего обратите внимание на архитектуру! Каждый дом уникален, здесь невозможен вариант с "3-й улицей Строителей".

-4

02. Гостевые парковки все платные и вынесены в проезды между кварталами. Для местных жителей есть подземные паркинги. Сами дворы, естественно, свободны от машин.

-5

В мелких товариществах на дюжину-другую квартир парковка может быть бесплатной, когда за каждой квартирой зарезервировано собственное место. Однако такой коммунизм встречается не всегда. В крупных BRF очень часто парковка сдаётся жильцам в аренду, и цена сильно отличается в разных товариществах. Парковка очень даже запросто может оказаться в районе дополнительных 200-300 крон за место в месяц к вашей жировке, это около 1500-2000 руб. Также на территории иногда устраивают платные гостевые парковки с почасовой оплатой. Плату за гостевые парковки, равно как и штрафы, собирает специальный подрядчик – он имеет на то право, дарованное коммуной. Процент с этих сборов также идёт в качестве прибыли в кассу товарищества. За час гостевой парковки с вас могут собрать в районе 10 крон, 70 руб. А вот штраф уже запросто обойдётся в 400 крон – это уже под три тысячи рублей. Если видите, что какой-то мудак запарковался на газоне – смело звоните в парковочную службу. Процент со штрафа пойдёт в кассу товарищества, послужив благому делу.

03. Квартальная застройка позволяет избежать пустырей, здесь сразу сформирована улица, которая выглядит так, будто была в этом городе всегда. В случае с застройкой бывших колхозных полей отдельно стоящими панельными муравейниками такое невозможно. В наших гетто нет улиц, а огромные пространства между домами никак не используются.

-6

04. Интересная идея организации бульвара. Рядом с обычными тротуарами здесь сделали деревянные, по которым можно гулять прямо через клумбы. Максимальный контакт с природой.

-7

05. Мило. Но я бы добавил спинки к лавочкам. Обратите еще внимание, что для освещения тротуаров есть отдельные фонари, также применяются разные типы мощения.

-8

06. Элементы благоустройства на разных улицах тоже отличаются. Здесь вот какие-то необычные приствольные решётки.

-9

07. Напоминаю, что цвет в архитектуре – очень опасный приём. Он, конечно, может быть использован, но использовать его надо очень осторожно! Это как яркий макияж у женщины. Одно неловкое движение – и из коварной обольстительницы получается привокзальная шлюха. Но макияж – дело временное, его смыть можно. А вот с архитектурой так не получится. Одно неловкое движение – и всё, на многие годы мы получаем безвкусицу.

-10

08. Здание может быть ярким, может быть вызывающе ярким и пёстрым. Но это в том случае, когда оно претендует на роль доминанты, яркого пятна в городе. И, опять же, когда это делает хороший архитектор, который может работать не только с формой, но и с цветом. Форма может быть без цвета, но цвет без хорошей формы существовать не может никак. Плохую архитектуру цветом не спасти. Панельные курятники, в какой цвет их не раскрашивай, всё равно останутся панельными курятниками.

-11

09. У шведов с формой всё хорошо, поэтому получилось круто. Ну и сам цвет очень хорошо подобран. Замечу, что яркое вишнёвое здание всего одно на весь район.

-12

10. Дома различаются не только архитектурой, но и материалами отделки фасадов. Этот дом, например, облицован глазированным кирпичом.

-13

11. А этот – деревянной черепицей (гонтом). Посмотрите на современное жильё в России – у нас кроме дешёвых композитных панелей ничем дома не облицовывают.

-14

12. Пути пешеходов и автомобилей не всегда должны пересекаться. В новом районе для пешеходов полностью обособленная инфраструктура.

-15

13. Между дворами можно перемещаться по пешеходным дорожкам.

-16

14. Весь мусоропровод в новых кварталах подземный, как в Финляндии. Жители отправляют отсортированные отходы в подземные трубы, где мусор автоматически пакуется в контейнеры и с помощью вакуума отправляется за пределы района. Это позволило отказаться от мусорных баков и грузовиков. Доступ к люку мусоропровода – только для жителей, по карточкам.

-17

15. Вход в подъезд. В каждом доме – уникальный дизайн подъездов.

-18

16. Историческое наследие сохраняют. Это один из старых газгольдеров в районе Йортхаген, который собираются переоборудовать в жилой дом.

-19

17. Каждый двор уникален. Например, тут есть деревянная палуба и скульптуры тюленей.

-20

18. Архитектура самая разная. Знаете, в чём секрет? Просто девелопер каждый дом даёт проектировать разным архитекторам!

-21

19. Как правило, в хорошем районе встречается жильё разного типа. Есть таунхаусы, есть дома средней этажности, может быть и несколько высотных зданий. Это нестрашно. Страшно, когда вы берёте поле и застраиваете его панельными курятниками.

-22

20. Дом отделан ржавым металлом, очень круто смотрится.

-23

21. Велопарковка во дворе.

-24

22. Так у шведов выглядит "контейнерная площадка". Чистота идеальная, поэтому мусороприёмники могут располагаться прямо в центре двора.

-25

23. Ещё вариант двора

-26

24. Ещё одна мусорная площадка – и снова идеальная чистота.

-27

25. Вход в подъезд. В качестве козырька выступает балкон второго этажа. Все двери прозрачные.

-28

26. Дворовая площадь

-29

Российские дворы чаще всего не принадлежат жильцам. Либо они просто ничьи, либо у территории дома нет чётких границ, и непонятно, кто за что должен отвечать. Платит владелец квартиры в лучшем случае налог на недвижимость + коммуналку, не забывая пожаловаться на то, что приходится 200-300 рублей в месяц отчислять в Фонд капремонта. Сдаются квартиры чаще всего по серой схеме, без какой-либо уплаты налога государству, благодаря чему в домах поселяется непонятно кто.

В Швеции такое не прокатит. Дома там выглядят невероятно ухоженными, дворы не захвачены парковками, среди изумрудных газонов стоят перголы и площадки для гриля, все соседи друг друга знают, но... За всё надо платить, и платить немало.

В Швеции у земли обязательно есть хозяин. Невозможно купить квартиру в собственность, и не стать владельцем доли в "объединении собственников жилья", а именно так переводится слово bostadsrättsförening (BRF). Либо земля, на которой расположен многоквартирный дом, находится в собственности у компании, и тогда вы квартиру у этой компании арендуете, но не владеете ею; либо земля в собственности у BRF, и тогда вы неизбежно владеете долей в BRF. Речь только про многоквартирные дома, с виллами и рядными домами история местами слегка, а местами совершенно иная.

То есть купить квартиру как вещь в себе здесь нельзя, в нагрузку вы получите ответственность за свою долю в товариществе. Здесь невозможно саботировать общий ремонт, замену стояков и т.п. Участники товарищества отвечают за уборку снега, за вывоз мусора, за строительство на этом участке, за благоустройство и за парковки для автомобилей. И лично вы, если вам довелось купить квартиру. Да, я именно о вас, не отворачивайтесь. На BRF ложится вся забота о поиске подрядчиков, о получении разрешений на строительство и о финансировании всего этого. По сути, BRF – это такая единица местного самоуправления, со своей экономикой и своим уставом.

В уставе прописано, когда можно шуметь, где можно парковаться и в каком порядке проводится голосование за принятие решений. Вас могут принять в BRF, а могут и не принять. То есть вам могут тупо не продать квартиру по причине того, что коллектив вашу кандидатуру не одобрил. И, более того, вас могут и исключить из BRF, принудив тем самым продать квартиру. Например, если не уживётесь с соседями. Чад и угар кутежа? Завалили квартиру мусором? Без согласования повесили спутниковую антенну на застеклённый супротив правил BRF балкон? Будьте любезны, Rinkeby вон в том направлении, вам туда. Здоровья вам, счастья, держитесь там.

27. В каждом дворе стоят столы со скамейками и гриль.

-30

28. Входная группа другого дома.

-31

29. Стокгольмцы охотно передвигаются на велосипедах.

-32

30. Хотя климат тут как в Питере.

-33

31. Граница

-34

32. Веранды первых этажей выходят прямо на улицу.

-35

33. Велосипедист или человек в инвалидном кресле, или мама с коляской может заехать на тротуар с любой стороны. Здесь ещё интересное решение с "утопленным" благоустройством и металлическими мостами через него.

-36

34. Со стороны улицы первые этажи заняты кафе и магазинами. Когда в Швеции, Норвегии, Финляндии, других развитых странах строят новый район, там обязательно рассчитывают, сколько новых рабочих мест позволит создать проект. Новые районы не бывают чисто "спальными", и это снижает уровень маятниковой миграции в городе.

-37

35. Летняя веранда выглядит так. Никто не строит подиум, перегораживая тротуар.

-38

36. Красивая скамейка. Спинка тут двигается, и можно сидеть с любой стороны.

-39

37. Площадь

-40

38.

-41

39. Практически идеальный пешеходный переход. Почему у нас не делают таких?

-42

40. Большая детская площадка находится не во дворе – она вынесена на край квартала, чтобы шум от детских игр не мешал людям.

-43

41. Но вообще, по району немало разных площадок раскидано.

-44

42.

-45

43. На детской площадке тоже можно встретить гриль. Пока дети играют, родители жарят сосиски.

-46

44. Хорошая идея: над песочницей есть навес, то есть тут можно играть и во время дождя.

-47

45. Симпатичный пирс. И даже спасательный круг есть!

-48

46. На пирсе тоже можно жарить мясо.

-49

47. Вы будете шокированы, но это детский сад.

-50

48. Кошмар какой-то! Какими вырастут дети, которых отдали воспитывать в такое здание?!

-51

49. Мусоропровод может быть прямо рядом с велопарковкой. По нашим меркам он практически стерилен.

-52

50. Ни клоунских цветов, ни дешёвого пластика... Как они там вообще выживают? Кстати, в качестве покрытия тут выступает грунт и песок, но он укреплён, сделан дренаж. Во время дождя тут нет грязи.

-53

51. Вариант детского сада на первом этаже жилого дома.

-54

52. Система сбора дождевой воды в резервуары

-55

53. Когда резервуар переполняется, вода опять уходит в канализацию. Чтобы вода не испарялась, есть защитная сетка.

-56

54. Водосточная труба уходит сразу в канализацию. Чтобы туда не попадали всякие камни и мусор, тут установлена специальная сетка, просеивающая поток.

-57

55. Другой район. Основная застройка тоже средней этажности, но есть несколько высоких доминант. В этом ничего страшного нет.

-58

56. Дома построили прямо на берегу пролива.

-59

57.

-60

58. Улица в новом квартале

-61

59. Красивый чёрный дом. Надеюсь, наши застройщики когда-нибудь тоже перестанут бояться чёрного цвета. Опять же, один дом как доминанта вполне может существовать.

-62

60.

-63

61. Пространство между домами

-64

62. Кварталы

-65

63.

-66

64.

-67

65. Гараж для велосипедов

-68

66. Терраса с лавочками и грилем

-69

Цены:

3-комнатная квартира площадью 78 кв. метров продаётся за 37,8 млн рублей (484 000 рублей/кв. метр). Дом 2015-го года постройки, ежемесячная квартплата – 32 000 рублей.

-70

В шведских кооперативах есть "годовые взносы" (årsavgifter), которые обычно измеряются в кронах на квадратный метр, но жильцы их видят как месячные взносы (månadsavgifter). Например, на квартиру в 75м² месячный платёж составит около 4000 крон в месяц, около 28 тысяч рублей. Туда входит вывоз мусора, вода, канализация, интернет и т.п. Туда НЕ входит электричество и страховка. Месячный взнос в 4000 крон для трёшки считается меньше среднего, чаще можно ожидать в районе 4500. В небольших товариществах оно может быть и 5000 и больше на трёшку (от 35 тысяч рублей), а в рядных домах (radhus, rivitalo) месячный взнос за квартиру – уже около 7000 крон, 50 тысяч рублей.

Двушка (50 кв. метров) стоит 28,6 млн рублей, за кв. метр выходит 573 000 рублей. В месяц за неё нужно платить 20 200 руб.

-71

Трёшка (76 кв. метров) в доме 2012-го года продаётся за 45 миллионов рублей (в месяц на неё будет уходить 31,6 тысячи руб.).

-72

За двушку (63 кв. метров) в доме 2013-го года просят 35,5 млн рублей (ежемесячная плата – 25,5 тысяч руб.).

-73

Уровень доходов в Швеции существенно выше, чем в России, и там очень дешёвая ипотека – в среднем 3%, если есть залог. Однако недвижимость в Швеции считается дорогой даже по меркам Европы, и у шведов едва ли не самый высокий в ЕС уровень задолженности по ипотечным кредитам.