Найти в Дзене

Большое путешествие на Байкал (часть 1) - Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) проходит по северному берегу юго-западной части Байкала от Слюдянки на западной оконечности озера до Порта Байкал близ устья Ангары (подробнее далее на Схеме). Длина дороги составляет около 90 км и добраться на ее отдельные участки можно либо по воде/по льду, либо, собственно по самой железной дороге.

-2

Для меня путь на КБЖД начался с противоположного берега озера, из города Байкальска. Предстояло пройти около 30 км. на катерах и пересечь Байкал поперек его южной, второй по глубине котловины.

-3

С воды отлично видны красоты южного берега - не стаивающие ледяные шапки горного хребта Хамар-Дабан и лесистые сопки прибрежной части горного массива.

-4

На одной из гор, словно выбритые, бледнеют на общем темно-зеленом ковре тайги горнолыжные трассы курорта Соболиная гора.

-5
-6

На зеркале озера постоянно чередуются зоны небольших волн и полного штиля. В такие моменты покоя водная гладь становится похожа на ртуть.

-7
-8
-9

Мы причалили к северному берегу примерно на середине железной дороги, около остановки «Колокольный» и отправились на прогулку по железнодорожному полотну.

На Схеме: 1) Красная точка - место прогулки по КБЖД; 2) Красная линия - примерный современный ход Транссиба; 3) Синяя линяя - старый ход Трассиба (пунктиром - затопленный участок, сплошной линией - КБЖД); 4) Желтая линия - ледокольная переправа.
На Схеме: 1) Красная точка - место прогулки по КБЖД; 2) Красная линия - примерный современный ход Транссиба; 3) Синяя линяя - старый ход Трассиба (пунктиром - затопленный участок, сплошной линией - КБЖД); 4) Желтая линия - ледокольная переправа.

Транссибирская магистраль строилась одновременно с запада и с востока страны и на финальном этапе подходила к Байкалу с севера близ истока Ангары (Порт Байкал), а с юга около поселка Танхой. Между двумя участками существовал огромный разрыв в виде озера. Поезда переправлялись с помощью грузового ледокола, который ходил всего раз в сутки. Естественно столь низкая пропускная способность не могла удовлетворить потребности грузооборота и пассажиропотока. Пришлось начать строительство соединительной ветки вдоль юго-западной оконечности Байкала.

-11
-12

Северный блок этой ветки - КБЖД стал самым последним и самым сложным участком Транссиба: сотни мостов и подпорных стенок, десятки туннелей различной длинны. Средняя стоимость километра КБЖД составляла огромные дня начала XX века 130 тысяч рублей.

-13
-14
-15

Дорога строилась на протяжении нескольких лет вручную, с применением тонн динамита, преимущественно заключенными в нечеловеческих условиях. Погибших на работах хоронили прямо в стенах туннелей.

-16
-17

Как часть Транссиба участок функционировал до 60-ых годов, когда было открыто прямое сообщение Иркутск - Слюдянка, позволившее срезать угол Иркутск - Порт Байкал - КБЖД до Слюдянки. В дальнейшем первый участок этого угла затопило вследствие поднятия уровня воды в Ангаре со строительством Иркутской ГЭС. А второй участок, собственно КБЖД, стал тупиковым (см. Схему).

-18
-19
-20

Построить участок Иркутск-Слюдянка сразу напрямую, в том виде, в котором он существует сейчас, не позволяли технологии начала XX века. Местность между городами преимущественно гористая, и, с учетом уклона железнодорожного полотна, максимальная загрузка составов на паровозной тяге составила бы не более 2-3 вагонов.

-21
-22

В настоящее время на КБЖД сохраняется пассажирское движение в виде электричек Слюдянка - Порт Байкал, которые следуют дважды в сутки, и еженедельного ретропоезда из Иркутска.

-23

Идти по туннелям КБЖД интересно, но не вполне комфортно. Из-за поворотов в длинные туннели не проникает свет, и не понятна длинна подземного участка.

-24

Однако второй путь КБЖД в наши дни уже разобран, и ширина туннеля позволяет людям без проблем пропустить любой состав даже под землей.

-25
-26

Впрочем, единственный состав (и то ремонтный), который удалось встретить, проехал мимо как раз во время обеда, так что ни мы ему, ни он нам не помешали.

-27
-28

По КБЖД невероятно приятно гулять. Вокруг горы, леса и море, именно море! Полное отсутствие людей и сооружений; железная дорога же выглядит хотя и красивой, но скорее заброшенной. И можно просто идти вперед, все глубже погружаясь в окружающие тишину и свежесть. Дорога вообще не ощущается как нечто, предназначенное для туристов, и кажется, что ты первый, кто любуется этой красотой.

-29
-30

Немного затрудняет передвижение только пресловутый стандарт прокладки шпал: если наступать на каждую шпалу, то получается беспрерывное семенение, а если перешагивать через шпалы, то движения превращаются скорее в прыжки. По камням и высокой растительности идти тоже не сладко. Но есть креативное решение этой незначительной проблемы:) Можно идти прямо по рельсе. По субъективным ощущениям рельсы на КБЖД как-то меньше скруглены и менее скользкие, чем обычно на ж/д. По ним действительно можно идти над камнями, над пробивающейся высокой травой, и в ускоренном темпе тренировать свое чувство равновесия) Прогулки по бордюрам «отдыхают».

-31

Необычная окружающая обстановка сама собой провоцирует фантазию на создание ассоциаций. Большинству читателей покажется странным, но для меня первой ассоциацией стали вестерны. Вокруг гористая дикая местность, хотя и не пустынная. Ты идёшь один по заброшенной железной дороге навстречу приключениям… Если кто-либо из читателей сталкивался с игрой Red Dead Redemtion, то на мой взгляд эти места похожи на железную дорогу над обрывом реки в локации «Tall tries».

-32
-33

Вторая ассоциация, которая возникла у меня - это кинокартины Хаяо Миядзаки. Но появилась она уже не из сюжетных соображений, а из-за фантастической красочности местности. Синий, зеленый и скальный серый имеют такую насыщенность, что цвета кажутся даже немного нереалистичными. Именно в такой сочно-красочной манере выполнены многие мультфильмы режиссера.

-34

Оттенки воды просто фантастические! Обыкновенные прибрежные камни сквозь призму лазурной толщи кажутся золотистыми, будто это не камни, а сокровища разбросаны по дну. А далее на многих участках побережья, при понижении уровня дна, перед синеющими недрами озера проходит тонкая полоска зеленоватого градиента.

-35
-36

Атмосферность окружающим местам придавал также неясный гул, доносившийся откуда-то с Байкала. Сначала я думал, что вдалеке идет поезд по КБЖД, и вскоре придется отходить с путей. Но поезда все не было, а гул так и оставался мерным и глубоким. Как потом объяснили, оказывается это шум товарных поездов на Транссибе. То есть, над Байкалом, благодаря безветрию и отсутствию естественных преград, звук растекался более чем на 30 километров!

-37
-38

Вероятно, этим же объясняется, и то, что на КБЖД мобильная связь и интернет местами ловили лучше, чем в Байкальске. К моему огромному удивлению, при полном отсутствии каких-либо поселений на десятки километров вокруг, качество соединения позволяло даже звонить по видеосвязи.

-39
-40

Хотя, справедливости ради, одно пятнышко цивилизации близ Колокольного все же есть. Здесь находится домик начальника КБЖД.

-41

После прогулки по железной дороге мы погрузились в катера и прошли вдоль берега, повторив наш пеший маршрут с воды.

-42
-43

Дело в том, что около вдающихся в озеро скальных выступов, сквозь которые проложены туннели, любят отдыхать нерпы. Эти участки берега оказываются совершенно недоступны для хищников, и потревожить нерп могут разве что туристы. Но, увы, нам не повезло встретится с нерпами.

-44
-45

По мере удаления от берега становилось очень холодно. На мне было 5 слоев одежды: термобелье, футболка, шерстяной свитер, ветровка, осенняя куртка - и все равно не пропадало желание утеплится еще основательнее.

-46

Причина прохлады состоит в том, что Байкал аккумулирует за зиму огромное количество холода, и все лето действует как огромный кондиционер. Льдины могут плавать до начала июня! И даже в сорокоградусную жару температура воды не выше +18 на мелководье.

-47

Резюмируя, для меня Кругобайкальская железная дорога, стала совершенно волшебным местом. КБЖД совсем не про 3-4 красивых вида - это место держит постоянно, красота встречает за каждым поворотом дороги, и эмоции не ослабевают во время всей прогулки.

КБЖД - одна из точек большого путешествия по Байкалу, в ходе которого мне также удалось посетить: • Байкальск • Тункинскую долину в Бурятии • Байкальский заповедник • Музей Байкала в Листвянке и этнографический комплекс Тальцы • остров Ольхон • и столицу всего Прибайкалья - Иркутск. Но об этом в следующих постах.

#путешествия #байкал #озеро #железная дорога #железные дороги #катер #виды #лето #июнь #отдых