Найти в Дзене
KaLeiDo

"На чай": кому и сколько?

Почему говорят именно на "чай", а не на водку? Кому надо оставлять деньги и в каком количестве? И, наконец, как правильно их отдать, что бы не оскорбить человека? Выражение "на чай" объясняется как "награждение за мелкие услуги сверх жалованья". ("Толковый словарь" под редакцией Д. Ушакова). Традиция, оставлять чаевые, зародилась в Англии, посетитель бросал в коробочку монетку и быстро получал горячий чай. Хит-парад претендентов: Чаевые стоит давать такому официанту, который, увидев, что вы обосновались за столом, тут же принесет меню, через несколько минут не забудет принять заказ, вежливо и терпеливо ответит на все ваши вопросы, быстро принесет заказанное, а в конце честно рассчитает по первому же требованию. Неписанные международные стандарты чаевых колеблются вокруг суммы - 10% от счета. В вечернее время принято давать чуть больше. Однако в ресторанах, барах и кафе вас обслуживают не только официанты, но и бармены, менеджеры зала, гардеробщики и даже повара. Чем престижнее заведе
Оглавление

Почему говорят именно на "чай", а не на водку?

Кому надо оставлять деньги и в каком количестве?

И, наконец, как правильно их отдать, что бы не оскорбить человека?

Выражение "на чай" объясняется как "награждение за мелкие услуги сверх жалованья". ("Толковый словарь" под редакцией Д. Ушакова).

Традиция, оставлять чаевые, зародилась в Англии, посетитель бросал в коробочку монетку и быстро получал горячий чай.

Хит-парад претендентов:

  • Официанты.

Чаевые стоит давать такому официанту, который, увидев, что вы обосновались за столом, тут же принесет меню, через несколько минут не забудет принять заказ, вежливо и терпеливо ответит на все ваши вопросы, быстро принесет заказанное, а в конце честно рассчитает по первому же требованию. Неписанные международные стандарты чаевых колеблются вокруг суммы - 10% от счета. В вечернее время принято давать чуть больше.

Однако в ресторанах, барах и кафе вас обслуживают не только официанты, но и бармены, менеджеры зала, гардеробщики и даже повара. Чем престижнее заведение, тем больше людей, кому приходится "отстегивать на чай".

  • Гардеробщик.

Если гардеробщик помог одеться, можете дать ему несколько монет.

  • Повар.

Повара отблагодарить можно через официанта, передав ему признательность за отличную кухню в виде денежной суммы на ваше усмотрение. И не сомневайтесь: ваше "спасибо" дойдет до адресата. Иногда после свадебного или юбилейного торжества повара приглашают в зал, награждают аплодисментами.

А вот администраторам давать деньги не принято.

  • Бармен.

Бармен зачастую не только смешивает напитки: становится приятным собеседником, а иногда передает информацию о гостях. За это ему принято оставлять тоже не более 10% от суммы заказа, но можно ограничиться и мелочью со сдачи.

  • Парковщик.

Не обделяйте чаевыми и парковщика, который находит место для машины и следит за ней во время вашего застолья. Давайте чаевые напоследок, когда забираете автомобиль. Если выполнение услуг парковщика осложнено дождем или отсутствием свободных парковочных мест, сумму желательно увеличить.

  • Носильщик.

Отправляясь в путешествия, запаситесь мелкими купюрами: ведь носильщик на вокзале или в аэропорту рассчитывает на денежку за каждое место багажа, а если подвозит вещи на каре, то на денежку с каждого человека.

  • Таксист.

Таксист может оказать вам ряд попутных услуг: погрузить вещи в багажник, донести их до квартиры. Сумма чаевых таксистам составляет 10 - 20% от стоимости проезда.

Если таксист был не слишком - то вежлив, не давайте лишнего, а негативное отношение можете выразить, оставив дверцу машины открытой.

  • Швейцар.

В дорогих гостиницах вас встречает швейцар. Хороший швейцар вежлив и предупредителен: он откроет дверцу машины, поможет выгрузить багаж и, если надо, вызовет такси.

Заплатите ему 1 - 3 денежки за услугу, в зависимости от объема вашего багажа.

  • Коридорный.

Коридорному, который отнесет чемоданы в номер, дайте 1 - 2 денежки за каждое место багажа. Если по вашей просьбе он приносит в номер что - то еще или оказывает другую услугу, это оплачивается отдельно, 1 - 2 денежки достаточно.

  • Горничная.

Ваш комфорт в гостиничном номере во многом зависит от горничной. Горничная будет убираться идеально чисто и быстро, если каждый день давать ей 1 - 4 денежки, в зависимости от класса гостиницы и размера комнат. Но не оставляйте чаевые просто на столе - купюра останется нетронутой: ведь не ясно, является она "чаевой" или случайно забытой. Прижмите край банкноты пепельницей или стаканом, и ваш намек будет понят.

  • Салоны красоты и SPA.

Чаевые в салонах красоты и SPA - центрах полагаются всем, кто непосредственно обслуживает клиентов. Можете отдать свою "благодарность" лично или оставить у администратора.

  • Курьер.

Считается правильно дать "на чай" КУРЬЕРУ, доставившему блюдо из ресторана или товар по заказу, полагается 10% от суммы счета.

  • Грузчик.

Обязательно давать чаевые ГРУЗЧИКАМ, доставившим мебель из магазина. Размер вознаграждения зависит от тяжести: чем больше груз, тем дороже.

В российской сфере обслуживания противники больших чаевых едва ли найдутся, поэтому их максимум в нашей стране не ограничен.

НАДО ЗАСЛУЖИТЬ...

  • Давать "на чай" или нет? Независимо от социального статуса и материального положения клиента - акт добровольный.
  • Подавляющее большинство потребителей не станут оставлять вознаграждение, если не получили должного внимания и обслуживания. Чаевые - благодарность за отличный сервис, но не за сам факт посещения заведения!
  • Не бойтесь попасть в неловкую ситуацию, вовсе не оставив "на чай". Если не считаете обслуживание хорошим, вас никто не обязывает сорить деньгами, даже если видите, что от вас этого напряженно ждут. Сами вы разве не испытаете неловкость, отдав деньги "не за что"? Пусть лучше представитель сферы обслуживания лишний раз задумается о добром отношении к клиентам.
  • Чаевые даются после того, как вас обслужили. Не начинайте знакомство с персоналом с чаевых в надежде, что к вам отнесутся "по особому". Чаевые надо заслужить!
  • Если вас в ресторане заставили слишком долго ждать или обслужили небрежно, то, оставляя в виде чаевых не 10%, положенных неписаным законом, а 1 - 2 мелкие монеты, вы дадите понять официанту, что знаете правила этикета, но недовольны обслуживанием.

Мира и добра Вам!

Подписывайтесь на мой канал!

Спасибо!

#путешествия #интересные факты #дом #семья и отношения #финансы