продолжаем разговор...
Иной вариант, совсем неблагоприятный для действующей властной группировки, предполагает разгромную победу Республиканской партии в обеих палатах Конгресса. Это сразу же поставит на повестку вопрос об импичменте президенту Байдену, причем конфликт между законодательной и исполнительной ветвью, за которой, по определенным сведениям, стоит пресловутое «глубинное государство», может создать угрозу реальной гражданской войны. Де-факто это будет означать вынужденную самоизоляцию Соединенных Штатов, а впоследствии и фактический конец их гегемонии с возможностью перехода на ряд региональных театров, таких как Евроатлантика и Латинская Америка, их «мягкое подбрюшье». Данный сценарий заставляет задуматься уже не столько о результатах избирательной гонки 2024 г., сколько о целостности самих Штатов как единого и дееспособного государства. Понятно, что при подобных обстоятельствах наверняка актуализируются сразу три ключевых проблемы.
- Первая и самая острая – судьба ядерного арсенала США. Этот вопрос приобретает более отчетливые контуры еще и ввиду того факта, что американская сторона 2 февраля 2019 г. сознательно в одностороннем порядке приостановила участие в ДРСМД [6]. Подобно тому, как в ходе телефонных переговоров президента РСФСР Б. Ельцина с главой американского государства Дж. Бушем-старшим 8 декабря 1991 г. первым была заверена передача бывшими союзными республиками (Украиной, Беларусью и Казахстаном) всего размещенного на их территории потенциала, и соответствующие страны присоединились к Будапештскому меморандуму от 5 декабря 1994 г. (в рамках признания за ними безъядерного статуса под гарантии территориальной целостности США, России и Великобритании) [7], от представителей пятерки постоянных членов Совета Безопасности ООН и, вероятно, Нью-Дели потребуется организация переговорного процесса с Вашингтоном или же с отдельными штатами о стратегической стабильности. По ним государства Америки должны будут или гарантировать собственный полный контроль над ними до полной нормализации внутренней обстановки, или передать данное оружие под совместный контроль группы СБ ООН+1, некоего паллиативного (поскольку данный вопрос является довольно узким аспектом глобальной повестки) варианта того самого «концерта великих держав», о котором было упомянуто в начале работы.
- Второй краеугольный камень, возникающий в ходе развала гегемониального порядка, представляет собой переустройство мирового порядка. Иными словами – раздел некогда единого глобального пространства между ведущими центрами силы. Фактором неопределенности в рамках рассматриваемой ситуации служат детали, а именно – границы будущих сфер влияния важнейших мировых игроков, на роль которых сегодня явно претендуют Китайская Народная Республика как новый драйвер мировой экономики (только по прогнозам МВФ годовой прирост ВВП страны к 2025 году составит не менее 4,9% [8], тогда как американский показатель составит не более 1,7% [9]), Россия, Индия и, с некоторой степенью вероятности, Европейский Союз.
Могут ли Соединенные Штаты претендовать на права крупного регионального игрока? В случае успешного преодоления внутренних потрясений этот вариант очевиден, однако также очевидно и то, что в этом случае Вашингтон уже не фактически, а де-юре будет вынужден отказаться от концепции гегемонии в пользу концепции лидерства. Сама концепция лидерства имеет историческую аналогию в постепенном возвышении США как великой державы в годы Первой и Второй Мировой войны, когда основным направлением внешней политики стал отказ от изоляционизма с претензиями на мировое господство. То есть обновленной Америке придется заново пройти путь от изгоя к глобальной силе, а приступить к этому они не смогут с чисто политической точки зрения до однозначного завершения ключевой кампании 2024 года.
И сегодня мы уже можем наблюдать первые, пока еще завуалированные шаги нынешней администрации в данном направлении. Первым звонком в августе 2021 г. как раз стал уже упомянутый мной ранее громкий вывод американских войск из Афганистана после 20-летней оккупации. Можно предположить, что данная акция является своего рода сообщением всем своим сателлитам, в том числе нынешнему киевскому режиму и лимитрофам Восточной Европы, о прекращении безвозмездной поддержки вассальных режимах на безусловной основе. Иными словами, США начали экстренное отступление с территорий, имеющих для них второстепенное военно-политическое значение и приступили переговорам там, где оно приоритетно: неслучайно после многочисленных попыток изолировать Россию санкционными методами демократическое руководство, тем не менее, согласилось на обсуждение опубликованных 17 декабря 2021 г. [10] требований Москвы по гарантиям безопасности в Европе. Они создают для США и НАТО своеобразную «дилемму европейской безопасности», которая может решиться или дипломатическим путем (что потребует от Запада значительных уступок уже на раннем этапе переговоров и одновременно укажет на слабость действующей администрации в преддверии промежуточных выборов, что недопустимо), или военным (чреватым в случае поражения блока НАТО полной потерей международного авторитета и его лидера), что как раз и объясняет присутствие РФ в числе определяющих акторов мировой жизни в ближайшие годы. В этом смысле приведенная выше дилемма и является вторым ключевым элементом нынешней геополитики.
- Третий ее элемент на сегодня связан с вопросом стратегического балансирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Она, прежде всего, исходит из все возрастающей роли КНР как в мировой экономике, так и в региональном аспекте стратегической стабильности. Это хорошо видно по недавно опубликованным нормативно-правовым документам гегемона настоящего («Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» (ноябрь 2019 г.)) [11] и потенциального («Китай и мир в новую эпоху» Китая (сентябрь 2019 г.)) [12], которые, имеют много общего. Оба документа указывают на приверженность этих субъектов определенным общим либеральным критериям, таким как свободная и открытая торговля, снижение барьеров для входа на рынок, прозрачные соглашения со своими региональными партнерами. Но, в то же время, существует контраст между механизмами этой глобализации в Азии – гегемон предлагает конкуренцию для предотвращения конфликтов [13], в то время как Китай настаивает на мирном сосуществовании [14]. Таким образом, мы можем стать свидетелями драматического обмена глобальной повесткой дня между двумя сверхдержавами, поскольку теперь именно Пекин начинает выходить на глобальный уровень с иллюзиями о своей будущей гегемонии, в то время как Вашингтон прикрывает свой постепенный «откат» некогда общепринятой либеральной риторикой.
В этих условиях Китай ставит на скорейшее решение тайваньской проблемы (регулярные маневры ВВС КНР у берегов Китайской Республики в ноябре-январе 2021-2022 гг. служат тому косвенным подтверждением [15]) – до вероятного прихода к власти в США антикитайски настроенной трампистской администрации. Возникает беспрецедентный расклад сил, согласно которому Россия и Китай, действуя сообща на соответствующих региональных фронтах (Европа и Восточная Азия), открыто предъявляют претензии на свои зоны влияния. В этом смысле, пространство Восточной Европы оказывается в прямой зависимости от России в плане безопасности и, как ни странно, экономики. Не менее интересным, в преддверии готовившегося онлайн-саммита Россия-США, является официальный визит российского лидера в Индию (6 декабря 2021 г.), в ходе которого был подписан ряд стратегических соглашений в военно-технической сфере [16].
Наверняка это предполагает определенную роль Нью-Дели в грядущей мировой фрагментации и может свидетельствовать о том, что Москва берет на себя двойную роль: с одной стороны, таким образом она имеет за спиной поддержку в лице Китая и Индии, с другой – с учетом накопившихся за долгие годы индийско-китайских противоречий, обязуется выполнять медиаторскую функцию между двумя акторами. В частности, уже к 2025 году, помимо воссоединения Пекина и Тайбэя, может произойти заметное потепление между Поднебесной и Индией на почве решения ядерной проблемы Пакистана, что поспособствует решению проблемы отношений с его восточным соседом, а также искоренит одну из идеологических причин стремления Ирана обрести собственное ЯО (напомним, что Тегеран считает наличие данного вида вооружений в руках одних суннитов несправедливым). Причем все это возможно будет определить консенсусом в составе трех вышеперечисленных великих держав без участия США. Их статус подтверждается официальной позицией Вашингтона, озвученной начальником Объединенным комитетом начальников штабов генералом М. Милли, о том, что мировое сообщество «вступает в трехполярный мир, в котором США, Россия и Китай являются великими державами» [17], чем Вашингтон признал обоснованность интересов Китая и РФ.
Таким образом, этот вопрос может быть урегулирован только путем роспуска всеобъемлющего либерального порядка в Азии путем принятия взаимных письменных гарантий разделения региона на зоны влияния, при которых Тайвань передается КНР. Кроме того, Вашингтон сделал первый шаг к разделению тихоокеанских границ по территориальным водам Австралии и Океании (данные субъекты объявляются зоной контроля США), создав АУКУС в сентябре 2021 года [18] - в таких условиях Южная Корея остается военным объектом США в противовес КНДР; Япония получает нейтральный безъядерный статус, теряя американскую базу на Окинаве, но приобретая право иметь собственную армию. Соединенные Штаты отказываются от угроз в адрес Китая перекрыть Малаккский пролив, в обмен на сохранение части интересов США (сугубо экономических, но не политических) в Таиланде и Пакистане. Таким образом, принимая во внимание тот факт, что Индия (американский проект QUAD рассыпается) старается не присоединяться ни к одной из сторон, азиатский континент останется центром международного балансирования. На аналогичных условиях передел пройдет в Африке и Латинской Америке.
__________________________________________________________________________________________
Ссылки на ресурсы:
[6] - Выход США и России из Договора о ликвидации ракет меньшей и средней дальности. Главное (01.02.2019). ТАСС. – [Электронный ресурс] - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6069375
[7] - Будапештский меморандум (21.12.1994). Официальный сайт Организации Объединенных Наций. – [Электронный ресурс] - URL: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fdocuments-dds-ny.un.org%2Fdoc%2FUNDOC%2FGEN%2FG94%2F652%2F94%2FPDF%2FG9465294.pdf%3FOpenElement
[8] - IMF DataMapper (October 2021). Сhina (PRC) Country Data. International Monetary Fund Official Website – [Электронный ресурс] - URL: https://www.imf.org/en/Countries/CHN
[9] - IMF DataMapper (October 2021). US Country Data. International Monetary Fund Official Website – [Электронный ресурс] - URL: https://www.imf.org/en/Countries/USA
[10] - Договор (проект) между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о гарантиях безопасности (17.12.2021). Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. – [Электронный ресурс] - URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/rso/nato/1790818
A Free and Open Indo-Pacific. Advancing a Shared Vision, November, 2019 – [Электронный ресурс] (p. 6, 8) – URL: file:///D:/%D0%A5%D0%90%D0%9D%D0%9A%D0%A3%D0%9A/International%20Relations%20of%20Asia/Finals/Free-and-Open-Indo-Pacific-4Nov2019.pdf
[11] - The State Council Information Office of the People’s Republic of China. China and The World In The New Era. September, 2019 (p. 10) – [Электронный ресурс] – URL: file:///D:/%D0%A5%D0%90%D0%9D%D0%9A%D0%A3%D0%9A/International%20Relations%20of%20Asia/Finals/ChinaAndTheWorldInTheNewEra.pdf
[12] - A Free and Open Indo-Pacific. Advancing a Shared Vision, November, 2019 – [Электронный ресурс] (p. 5) – URL: file:///D:/%D0%A5%D0%90%D0%9D%D0%9A%D0%A3%D0%9A/International%20Relations%20of%20Asia/Finals/Free-and-Open-Indo-Pacific-4Nov2019.pdf
[14] - The State Council Information Office of the People’s Republic of China. China and The World In The New Era. September, 2019 (p. 12) – [Электронный ресурс] – URL: file:///D:/%D0%A5%D0%90%D0%9D%D0%9A%D0%A3%D0%9A/International%20Relations%20of%20Asia/Finals/ChinaAndTheWorldInTheNewEra.pdf
[15] - Джонсон считает, что военные маневры КНР вблизи Тайваня не способствует миру в регионе (26.01.2022). ТАСС. – [Электронный ресурс] - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6069375
[16] - Российско-индийские документы, подписанные к встрече Президента Российской Федерации В. В. Путина с Премьер-министром Республики Индии Н. Моди (06.12.2021). Официальный сайт Президента Российской Федерации. – [Электронный ресурс] – URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5746
[17] - Nebojsa Malic (November 3, 2021). Top US general’s talk about a ‘tri-polar world’ is about money, but that doesn’t make any less true. RT News. – [Электронный ресурс] – URL: https://www.rt.com/op-ed/539295-milley-china-russia-tripolar-pentagon
[18] - Briefing Room. Joint Leaders Statement of AUKUS, September 15, 2021. The White House Official Website – [Электронный ресурс] – URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/09/15/joint-leaders-statement-on-aukus