Русский мост — вантовый мост с самым длинный в мире с наибольшим пролетом, построенный во Владивостоке через пролив Босфор Восточный, соединяет полуостров Назимова с мысом Новосильского на острове Русский.
Строительство моста было начато 3 сентября 2008 года в рамках программы подготовки города к проведению саммита АТЭС в 2012 году. Второй по высоте мост в мире, высота составляет 324 метра. Имеет самый большой в мире пролет среди вантовых мостов длиной 1104 метра.
Мост на остров Русский один из самых уникальных и сложных объект не только в рамках подготовки к саммиту АТЭС, но и во всей практике мостостроения в России и в мире.
Генеральный проектировщик — «НПО МОСТОВИК». Генеральный подрядчик строительства — «УСК МОСТ» .
Ванты для моста изготовлены французской компанией Freyssinet. Проект архитектурной подсветки, функциональное освещение и электроснабжение мостового перехода реализованы светотехнической компанией «МТ Электро».
Строительный контроль осуществлял Институт "Стройпроект".
История проекта.
Задача по строительству моста на остров Русский была поставлена ещё в первой половине 20 - го века.
Первый проект был выполнен в 1929 году, второй — в 1960-е годы. Ни тот ни другой проект так и не был осуществлён. В начале октября 2007 года НПО «Мостовик» выиграло тендер на проектирование мостового перехода на остров Русский.
В ходе работы было рассмотрено более 10 различных вариантов мостового перехода, среди которых были проекты как вантовых, так и висячих мостов.
В 2005 году администрация Приморского края разработала инвестиционный проект «Развитие острова Русский». По проекту на острове планировалось разместить комплекс производств в сфере био- и информационных технологий, университетский комплекс мирового уровня, межрегиональный медицинский центр. Также программой было предусмотрено строительство спортивно-рекреационных, музейных и гостиничных комплексов, жилого фонда. В перспективе именно Русский остров должен стать точкой роста для всего Дальневосточного региона, крупным центром международного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В 2012 году на Русском острове прошёл саммит организации АТЭС. В рамках подготовки к проведению саммита на острове было развёрнуто крупное строительство. Согласно проекту на земельном участке площадью 2,8 тысячи гектаров должны быть возведены крупный международный деловой центр, несколько гостиниц, океанариум и Тихоокеанский научно-образовательный центр, в состав которого войдут несколько научно-исследовательских институтов.
Постановлением Правительства на территории Русского острова была создана туристско-рекреационная особая экономическая зона
Интересный факт.
После сильного ледяного шторма в ноябре 2021 года ванты моста обледенели, оторвалась декоративная оболочка на центральной 15-й юго-восточной ванте. После обледенения, в связи с активным падением льда на дорогу, движение по мосту закрыли до 30 ноября, а затем и до 21 декабря. Вскоре после обледенения мост начала вручную очищать бригада альпинистов.
Русский мост стал первым в мире вантовым мостом, столкнувшимся с обледенением вант.
В связи с закрытием моста усложнилось сообщение с островом Русский — на период обледенения моста связь с материком поддерживалась посредством паромов. По результатам работы 60 альпинистов с моста было удалено 2,3 тысяч тонн ледяных отложений, очищено 11 тысяч квадратных метров поверхности пилонов.