Воспитание – это работа родителей.Есть часть родителей, которые говорят: «Он у меня, сыт, одет, накормлен! А если не слушается, получит! и.т.д.». Одна из главных задач родителей – воспитание ответственного, активного достойного человека, «гражданина России». Зачастую в формировании личности нашего чада что-то не получается, не хватает времени из-за работы, нет понимания. Мы воспитываем, так как воспитывали нас.
Воспитание детей должно приносить радость и родителям, и детям, делая нашу жизнь более стоящей и яркой.
Вроде имея педагогическое образование, имея опыт работы с детьми в спецшколе, а также являясь, матерью двоих детей, бывает, тоже делаю ошибки в воспитании. Всё говорят про стрессоустойчивость. Да Вы успокойтесь, не ругайтесь, не бейте детей! Пытаясь добиться послушания от ребенка любыми тактиками – мы получаем сопротивление. Старые методы воспитания приводят к конфликтам, стрессам, озлобленности, как у родителей, так и у детей.
Можно «смозолить» язык говорить: «Пойди, заправь постель! Позавтракай!» Знакомо? Результат нулевой. А когда кто-то поможет или Вы это сделаете для начала вместе, в непринудительной форме, развивается чувство ответственности, а взаимоотношения становятся лучше. Принуждение оно убивает в людях желание делать.
Позитивничайте
Со всеми людьми, особенно с детьми лучше общаться позитивно. Если ребёнку учитель приятен, то это естественно отразиться на его успеваемости, поведении и даже проявлении характера. Часто мы много думаем о неприятностях, но они ведь не происходят, вот только этим провоцируем организм на стресс, страх. Для некоторых это норма. Негатив и пессимизм плохо влияет на качество работы и ее производительности. Если постоянно думать о плохом, можно накликать беду. Мы пытаемся повлиять на детей посредством негативного, а не позитивного, которое помогло бы им захотеть сделать, что мы от них ожидаем. Родители не понимают, какую травму еще с детства наносят своими обвинениями, придирками, наказаниями и угрозами.
Помогайте
Относитесь к ним как к взрослым, делайте акцент на своем поведении, помочь, а не обидеть. К примеру, вы опаздываете в садик, вы заметили, что в комнате часть игрушек разбросаны. Как Вы думаете, лучше крикнуть: «Что это! А ну-ка убери, сколько раз тебе говорить и.т. п.!» Или лучше сказать: «У тебя тут целая экспедиция, направленная в Африку, давай-ка миленькая, отправим животных обратно в Россию. И ребенок станет их убирать в уголок, в нужное место!» А когда Вы говорите: «Нет!» Хочется сделать всё наоборот, запретный плод ведь сладок!
Лучше говорить, что ХОТИТЕ увидеть в результате, а не то, что НЕ НУЖНО. Например, линейки сделаны, чтобы ими чертить, а не ломать их.
Допустим, ваша дочь захотела сходить в гости к подруге на день рожденье, а вам нужно, чтобы она сначала сделала свою домашнюю работу. Когда она спрашивает разрешения, ответьте ей, опираясь на взаимосвязанность:
– Конечно, как только закончишь домашнюю работу. Или так:
– Как только ты будешь довольна тем, как ты выполнила свою домашнюю работу. Вы четко возлагаете на нее ответственность за домашнюю работу. К тому же вы даете ей почувствовать ваше доверие и веру в нее –
ведь я не просто разрешила ей сходить в гости, но и доверила ей самой оценить качество выполняемого ею домашнего задания. Вот увидите, проявится заинтересованность в том, чтобы доделать домашнюю работу и отправиться к подруге.
Научите составлять списки важных дел
Вместо того чтобы постоянно брать на себя ответственность напоминать ребенку о необходимых вещах, можно просто принять за правило составление списков. В список можно вносить домашние задания, сменную обувь и целый ряд других пунктов, о которых он должен помнить! Этот метод заставляет именно ребенка, а не родителя осознанно проверять список.
Если Вас что-то раздражает, например, собирать с пола разбросанные вещи, тогда объясните, что за приборку вещей, кто-то будет делать массаж спины маме. Со временем, вещи прибирались и складывались, а массаж почему-то всё еще продолжали делать. (Так рассказывала одна знакомая).
Преодоление препятствий доставляет удовольствие.
Как поторопить ребёнка в садик - в школу, если опаздываете? Можно такой фразой: «Вчера ты собрался за 40 минут! А сегодня, посмотрим, сможешь ли ты управиться за 30 минут? «Крошка» будет стараться.
Давайте дружеский совет, а не критику, и тогда это будет считаться разумным воспитанием, которое выльется в позитивный эффект развития способностей ребёнка.
Малыши нуждаются в похвале, а вот деткам постарше лучше давать признания такие как «Спасибо, что ты помыла тарелки!» «Как тебе это удалось?». Похвала может привести к болезненной зависимости. Ему или ей постоянно надо будет, чтоб за любое действие похвалили.
Поддерживайте
Старайтесь делать ставку на успех. Ищите в чаде только сильные стороны, которые помогут раскрыть его интересы, таланты, навыки. А над слабыми сторонами мы только укрепим желание работать над нами.
Одно слово поддержки может свершить чудеса, люди начинают верить в свои способности и добиваться больших результатов. А если не удалось прийти к успеху, нужно спросить: «Что ты вынес из этой ситуации, какой урок? Любой успех придает уверенность в себе и приводит к дальнейшему ещё большему в жизни.
Учится, набивать «шишки» и снова идти вперед!
Дети стремятся к совершенству, что приводит в серьезным последствиям. Нужно получить нужные знания, а потом идти к совершенствованию. Мы в процессе познания всю жизнь и это нормально. Невозможно избежать каких-либо ошибок. Методом проб и ошибок движемся к совершенствованию.
Выбор
Мы должны оставлять за каждым человеком, выбор. Выбор помогает укрепить самодисциплину и улучшить взаимоотношения. Еще много лет назад родители не оставляли выбор даже за взрослыми детьми. К примеру, женишься или выйдешь замуж за того-то или ту. Как Вам такая жизнь? Ты будешь врачом, а не артистом! Многие родители верят в то, что подросткового «бунта» избежать нельзя. Хотя подростки испытывают нарастающее стремление к свободе, основная причина их поведения кроется в том, то они чувствуют в себе все больше силы противостоять родительской власти. «Если бы родители с малых лет делали акцент на расширении зоны ответственности ребенка, а не на ее подавлении, они гораздо реже сталкивались бы с его сопротивлением. На это следует обращать особое внимание в непростой период переходного возраста. «Когда дети отказываются выполнять то, о чем вы их просите, или делают все с точностью до наоборот, вместо того, чтобы заставлять их подчиниться, предложите им выбор, а затем посмотрите, насколько быстро сойдет на нет волна сопротивления». А он же сам принял такое решения против себя не пойдешь! Когда мы приучаем наших детей к мысли о том, что они отвечают за свои поступки, они начинают понимать, что никто не может выбрать ту или иную модель поведения за них. Мы должны научить наших детей быть победителями, а не жертвами. Никто не может передать счастье другому человеку. Мы можем помочь детям усвоить этот жизненный урок, развив в них мышление, направленное на самопомощь и саморазвитие. Фразы «меня это подтолкнуло» или «это прекрасный стимул» могут стать достойной заменой таким бессильным выражениям, как «меня заставили» и «меня вынудили».
Личный пример
Чтобы изменить другого, надо начать эти изменения с себя. Чтобы наши дети были заботливыми, честными, щедрыми и ответственными, заботу, честность, щедрость и ответственность должны проявлять мы сами.
Родитель может контролировать ребенка, используя свой авторитет –
когда, к примеру, сажает детей под домашний арест или объявляет им короткий перерыв, в течение которого они должны успокоиться и подумать. Однако это временное подчинение вовсе не означает, что мы изменили манеру, в которой человек хочет себя вести или может вести себя в будущем, особенно когда нас нет поблизости! Попытки контролировать или изменять кого-то при помощи авторитета носят лишь временный характер, приводят к стрессу, ухудшению взаимоотношений и являются наименее эффективным подходом к стимулированию перемен в другом человеке.
Размышление влечет за собой изменение самого себя, а это наиболее верный путь к улучшению и развитию. Именно так взрослые люди учатся и растут. Тот же подход применим и к детям – ведь они превращаются во взрослых.
Чтобы заставить другого человека захотеть сделать то, что хотелось бы нам, нужно овладеть навыком пробуждения желаний. Наиболее эффективный подход к достижению долгосрочных изменений в поведении основан на размышлении – мыслях о собственных действиях и выборах, порождающих желание сделать что-то иначе. Задавая людям определенные рефлексивные вопросы, вы подталкиваете их к тому, чтобы задуматься, переосмыслить что-то, изменить свое мнение и развиваться дальше. С помощью рефлексивных вопросов вы быстрее добьетесь желаемого, минимизировав стресс и сопротивление.
Рефлексивные вопросы, которые позволяют задуматься. Мальчик взял мои очки. Вопрос: «Что будет, если ты их сломаешь?» Он тут же их положил на место. То есть не критикой, а вопросом своим мы дали ему возможность размыслить.
Ты не хочешь попробовать себя в чем-то другом?
– Что бы ты сделал, если б знал, что тебя гарантированно ждет успех?
– Что ты можешь сделать, чтобы этого добиться?
– Ты сделал все возможное?
– Ты доволен тем, что ты сделал?
Для прекращения нытья:
– Сколько времени, на твой взгляд, ты еще должен повторять это?
– То, что ты делаешь, помогает тебе достичь желаемого?
– Какой опыт ты можешь вынести из данной ситуации?
Для выполнения задания:
– То, что ты делаешь, помогает тебе справиться с выполнением задания?
– Если ты хочешь, чтобы задание было поскорее выполнено, какие шаги нужно предпринять для начала?
– Что бы тебе хотелось сделать такого, что ты смог бы применить при выполнении задания?
Для повышения чувства долга и сознательности:
– Если бы у тебя была полная свобода действий, ты бы все равно исполнил свой долг?
– Что бы ты сделал, чтобы добиться этого?
Детский мозг проходит различные стадии развития, однако чувства ребенка ничем не отличаются от чувств взрослого человека. Улыбнитесь ребенку, и он улыбнется в ответ. Младенцы переживают негативные чувства боли, злости и страха – так же, как взрослые. Увы, но часто взрослые люди обращаются с детьми с точностью до наоборот – так, как будто ребенок находится с ними на одной стадии развития, но при этом не имеет никаких схожих с ними чувств.
Люди лучше всего запоминают информацию, представленную в виде образов, картин и рисунков, а почему не скупитесь на примеры и картинки!
Человек, довольный собственными достижениями, склонен их повторять и дальше.
Как только ребенок начинает признавать своё неприемлемое поведение, все недопустимые поступки, как правило, начинают исчезать сами собой. Причина в том, что ваши вопросы заставляют ребенка задуматься и тем самым изменить себя. Ребенок может и извиниться за свое поведение.
Наказания отталкивают детей от принятия ответственности и увеличивают эмоциональный разрыв между родителем и ребенком.
Девочек больше беспокоят взаимоотношения, а мальчиков – достижение успеха.
Все, что делает или говорит мальчик, он измеряет единственным критерием: «Делает ли меня это слабее в глазах окружающих?» Если да, то он никогда в жизни не будет это делать. Поэтому мальчики столь одержимы видеоиграми.
Дух соперничества положительно влияет на качество исполнения, но не способствует повышению качества обучения. Некоторые дети, подстегиваемые духом соперничества, готовы часами практиковаться в музыке, спорте или ораторском искусстве. Соперничество может служить прекрасной мотивацией и доставлять удовольствие. Однако соперничество может приводить и к разрушительным последствиям – особенно для мальчиков, которые никогда не попадают в круг победителей. Вместо того чтобы сражаться дальше, ребенок утрачивает интерес и прекращает борьбу.
Когда родитель беспрекословно выполняет просьбы своего чада, рано или поздно в нем начинает закипать раздражение и даже сопротивление. Ребенок не просто учится манипулировать родителем, но и начинает требовать для себя все больше его времени.
Бесполезно запрещать
Как показывает практика, дети обычно продолжают делать то, что им хочется, они просто не сообщают об этом родителям. А это значит лишь то, что родитель утратил влияние на ребенка и не может сказать ему о своем взгляде на данный вопрос, поделиться своим жизненным опытом и чувствами, которые испытывает как родитель. Нянчась с детьми, вы не только сделаете их зависимыми личностями, но и создадите массу препятствий для их развития. Относитесь к детям так, будто они уже стали тем и кем, кем вы хотели бы их видеть. Домашние задания позволяют ребенку закрепить и расширить знания и навыки, полученные на занятиях в школе. Практика – неотъемлемая часть освоения новых навыков.
Домашние задания также учат ответственности, самодисциплине, настойчивости и управлению временем. Ему дана задача, а вот как он будет решать, изловчаться - это его дело! Если задание сложное, помогите ребенку, но не переусердствуйте: в тот момент, когда вы видите, что ребенок может справиться с заданием уже сам, самоустранитесь – чрезмерная помощь разовьет у ребенка зависимость от других.
Никто не может изменить другого человека. Люди такие, какие есть и если вы хотите что-то изменить в них, процесс перемен вы должны начать в себе – с того, что вы готовы сделать по-другому.
Когда дети перестают бояться наказаний, наказания утрачивают свою эффективность. Например, оставление детей после уроков в школе. Наказанные, не отбывшие наказания как надо дети подвергаются этому снова и снова. Однако учителя, редко признают эффективность его воздействия в плане изменения поведения: в классе каждый раз остаются одни и те же ученики. Наказания могут привести к тому, что у особо чувствительных детей понижается уровень самооценки. Они могут начать верить в то, что они, правда, плохие. Это может привести к самобичеванию – самому наихудшему виду наказаний. В большинстве случаев наказанию подвергаются те, кто меньше всего в нем нуждается.
Назначаемые впервые или повторные наказания могут спровоцировать тревожность, депрессию, чувство незаслуженной вины, стыда, жалости к себе, страх, злость, непокорство, сопротивление, изворотливость и даже месть.
Надеюсь, что у Вас с детьми сложатся прекрасные доверительные отношения, они вырастут и станут прекрасными хорошими добропорядочными людьми.
Желаем Вам удачи и терпения, дорогие родители!
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал!
Читайте другие публикации канала: