Практически все встречали в интернете забавные фотографии, когда на автомобиль навьючено столько груза, что он кажется совершенно несуразным. И чаще всего данные снимки подписаны как «восточный колорит». Причем обычно не имеется ни конкретной даты съемки, ни страны, в которой она была сделана. Разве что госномера выдают принадлежность машины.
Но сегодня я вам приготовил подборку более чем конкретную. Действие на фотографиях происходят не «где-то там», а конкретно на дорогах Узбекистана. И время современное – май 2022-го. Коллега поделился своими впечатлениями от поездки по стране.
Раз уж поставил на заставочное фото «тюковозы», то с них и начну. Мне всегда казалось, что вот эти вот «зилки» и «газоны», которые больше напоминают перевернутые пирамиды на колесах, чем грузовики – дела минувших дней. Оказалось, я сильно ошибался. Различная техника с тюками соломы, торчащими со всех сторон, никуда не пропала и все так же колесит по узбекским дорогам.
Впрочем, что там грузовики. Когда очень нужно привезти соломы или сена для скота, узбеки вообще не заморачиваются. Есть трактор – привезем на нем, а если под рукой только легковушка, то и она сгодится! Вот вам наглядный пример – ВАЗ-2102 «Жигули» с копной на крыше. И никакого смущения…
Вообще, легковушка, везущая что-то габаритное, а вернее «негабаритное», для Узбекистана в порядке вещей. Чаще всего на снимках мелькают машины, везущие мебель. Диваны и кресла, комоды и шкафы. Развинчивать все это, видимо хлопотно. Да и зачем, если на крыше все помещается и в собранном виде.
Справедливости ради отмечу, что замечен за этим делом только наш отечественный автопром: «Жигули», «Москвичи» и «Волги». А вот иномарки, приспособленные для таких целей, на фотографиях отсутствуют. Разделение труда по принципу «жалко-не жалко»?
Но грузят «выше крыше» там не только легковушки. Порой начинает казаться, что если КамАЗ или ЗИЛ везет груз, которые не норовит вот-вот выпасть из кузова, то это считается «Пустой». Иначе как объяснить, что даже в машины, у которых кубатура и так кажется безразмерной, все равно грузят «с верхом»?
И если думаете, что это касается только самосвалов и бортовых грузовиков, то сильно ошибаетесь. Смотрите, какой замечательный мусоровоз отыскался. Кроме полного бункера у него еще и «рюкзачок» сзади подвешен, и «узелок» к крыше приторочен. А может это как раз и есть раздельная транспортировка мусора по-узбекски: картон отдельно, а в мешке пластик?
Не забыта и тема крепления груза. Перевезти бетонные плиты, просто положив их на платформу полуприцепа без бортов? Без проблем! Причем водители еще и делятся по степени отваги. Кто-то только в три ряда плиты наваливает, а кто-то не боится и все пять рядов положить. «Безумству храбрых?..»
Понравился вот этот DAF с тентованным полуприцепом. Надо полагать, это такой вариант «шторника» в узбекском исполнении. А может, просто было настолько лень расшнуровываться, что взяли и прорезали дырку?
Отдельного упоминания заслуживает транспортировка «длинномеров». Здесь тоже нет предела креативу. И если для легковушек грузить длинные железяки на багажник – это предсказуемое явление, то запихнуть что-то длинное в закрытый фургон, а что не влезло, не свесить сзади, а привязать к зеркалу – это оригинально.
Да, и про то, что багажник на крыше легкового авто «предсказуемо» - это я погорячился. Потому как узбекские парни просто не признают никаких ограничений, что можно везти на крыше, а что нельзя. Насколько там груз не может выступать за габариты в длину?...
В целом можно сказать, что деление на классы автомобилей в Узбекистане достаточно условно. И делятся они скорее не на легковушки, грузовики, мотоциклы и автобусы, а на «вот это подойдет, чтобы вести груз» и «нет, эту пока жалко портить».
И напоследок персонально упомяну пикапы. Если в России они остались в основном в виде понтовых внедорожников, то в Узбекистане это отдельный класс, который используется самым активным образом по прямому назначению – возит грузы.