Как и многие пророки, назореи когда-то характеризовались как святые люди, с распущенными волосами , живущие на периферии общества. Некоторые из них были божественными вестниками, как пророки Илия и Самуил. Другие были воинами, как Самсон, воин, напоминающий шумерского героя Энкиду. Жреческое законодательство нейтрализует высокий статус назореев, делая акцент на волосы.
Назорей посвящает себя ЯХВЕ с клятвой:
במדבר ו:ב ...אִישׁ אוֹ אִשָּׁה כִּי יַפְלִא לִנְדֹּר נֶדֶר נָזִיר לְהַזִּיר לַי־הוָה.
Чис 6:2 объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи ЯХВЕ
Как бы долго ни длился обет, назорей связан тремя запретами. Первый касается употребления вина или любого продукта из винограда:
במדבר ו:ג מִיַּיִן וְשֵׁכָר יַזִּיר חֹמֶץ יַיִן וְחֹמֶץ שֵׁכָר לֹא יִשְׁתֶּה וְכָל מִשְׁרַת עֲנָבִים לֹא יִשְׁתֶּה וַעֲנָבִים לַחִים וִיבֵשִׁים לֹא יֹאכֵל. ו:ד כֹּל יְמֵי נִזְרוֹ מִכֹּל אֲשֶׁר יֵעָשֶׂה מִגֶּפֶן הַיַּיִן מֵחַרְצַנִּים וְעַד זָג לֹא יֹאכֵל.
Чис 6:3 то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод;4 во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи.
Этот запрет выходит далеко за рамки параллельного запрета коэнам (священникам), которым запрещено пить только вино и только на работе (Лев. 10:9).
Второй запрет на стрижку волос уникален для назореев и не имеет параллелей со священниками:
במדבר ו:ה כָּל יְמֵי נֶדֶר נִזְרוֹ תַּעַר לֹא יַעֲבֹר עַל רֹאשׁוֹ עַד מְלֹאת הַיָּמִם אֲשֶׁר יַזִּיר לַי־הוָה קָדֹשׁ יִהְיֶה גַּדֵּל פֶּרַע שְׂעַר רֹאשׁוֹ.
Чис 6:5 Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей.
Стих начинается с простого запрета брить голову, но продолжается положительным утверждением о том, что сами волосы освящены. Этот момент проясняется в третьем запрете на контакт с трупом:
במדבר ו:ו כָּל יְמֵי הַזִּירוֹ לַי־הוָה עַל נֶפֶשׁ מֵת לֹא יָבֹא. ו:ז לְאָבִיו וּלְאִמּוֹ לְאָחִיו וּלְאַחֹתוֹ לֹא יִטַּמָּא לָהֶם בְּמֹתָם כִּי נֵזֶר אֱלֹהָיו עַל רֹאשׁוֹ. ו:ח כֹּל יְמֵי נִזְרוֹ קָדֹשׁ הוּא לַי־הוָה.
Чис 6:6 Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи ЯХВЕ, не должен он подходить к мертвому телу: 7 прикосновением к отцу своему, и матери своей, и брату своему, и сестре своей, не должен он оскверняться, когда они умрут, потому что посвящение Богу его на главе (незер) его; 8 во все дни назорейства своего свят он ЯХВЕ.
Значение глагола נ.ז.ר (незер) «освящать», но существительное незер означает «венец», и освящается именно этот венец из волос. Подобные формулировки используются в законе, запрещающем первосвященнику оскверняться даже телами умерших родственников:
ויקרא כא:יא וְעַל כָּל נַפְשֹׁת מֵת לֹא יָבֹא לְאָבִיו וּלְאִמּוֹ לֹא יִטַּמָּא. כא:יב וּמִן הַמִּקְדָּשׁ לֹא יֵצֵא וְלֹא יְחַלֵּל אֵת מִקְדַּשׁ אֱלֹהָיו כִּי נֵזֶר שֶׁמֶן מִשְׁחַת אֱלֹהָיו עָלָיו אֲנִי יְ־הוָה.
Лев 21:11 и ни к какому умершему не должен он приступать: даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя. 12 И от святилища он не должен отходить и бесчестить святилище Бога своего, ибо освящение елеем помазания Бога его на нем. Я ЯХВЕ.
Это связывает назорея с первосвященником, хотя разница в том, что для первосвященника масло для помазания, льющееся на его голову, является выражением его посвященного статуса, а для назорея - сами волосы. Таким образом, если назорей случайно соприкоснется с трупом, וְטִמֵּא רֹאשׁ נִזְרוֹ, «и нанесет нечистоту на темя свое» (Чис. 6:11), он или она должны обрить голову после завершения семидневного ритуала очищения, а затем וְקִדַּשׁ אֶת רֹאשׁוֹ בַּיּוֹם הַהוּא «он освятит голову свою (волосы) в тот день» (Чис. 6:12).
Волосы
Повеление назореям отрастить волосы описывается как גַּדֵּל פֶּרַע שְׂעַר רֹאשׁוֹ «буйно (пера) волосы на голове растут». Этот корень, פ.ר.ע (пера), используется в описании людей, поведение которых выходит за рамки общепринятых норм. Так, когда Моисей спускается с горы и видит народ, собравшийся вокруг золотого тельца:
שמות לב:כה וַיַּרְא מֹשֶׁה אֶת הָעָם כִּי פָרֻעַ הוּא כִּי פְרָעֹה אַהֲרֹן לְשִׁמְצָה בְּקָמֵיהֶם.
Исход 32:25 Моисей увидел, что народ вышел из-под контроля, так как Аарон позволил ему выйти из-под контроля , так что они представляли угрозу для любого, кто мог противостоять им.
Таким образом , пера волосы, по-видимому, означает дикие, т. е. нестриженные и/или растрепанные волосы. Такой перевод соответствует контексту всех пяти дополнительных случаев употребления этого корня в Библии в отношении волос. Трижды это относится к траурной практике, запрещенной для священников.
Случай назореев уникален, поскольку длинные волосы - это воплощение посвящения человека ЯХВЕ, явный положительное действие. Как верно истольковать этот символизм?
Назореи и пророки
Мы очень мало знаем о функциях назореев в древнем Израиле. Книга Амоса объединяет их с пророками, вестниками, посланными ЯХВЕ только для того, чтобы люди презирали их:
עמוס ב:יא וָאָקִים מִבְּנֵיכֶם לִנְבִיאִים וּמִבַּחוּרֵיכֶם לִנְזִרִים הַאַף אֵין זֹאת בְּנֵי יִשְׂרָאֵל נְאֻם יְ־הוָה. ב:יב וַתַּשְׁקוּ אֶת הַנְּזִרִים יָיִן וְעַל הַנְּבִיאִים צִוִּיתֶם לֵאמֹר לֹא תִּנָּבְאוּ.
Ам 2:11 И Я воздвиг пророков из сыновей твоих и назореев из юношей твоих. Не так ли, о народ Израиля? говорит ЯХВЕ. 2:12 А ты назореев напоил вином и пророкам запретил пророчествовать.
Показательна здесь параллель между назореями и пророками. Илия, центральная пророческая фигура монархического периода Израиля, странствовал по Израилю и за его пределами, произнося речи и совершая чудеса. В одной истории, когда святой человек посылает царю Ахаву сообщение, упрекая его в том, что он советуется с финикийским богом, а не с ЯХВЕ, Ахав просит посланника описать его:
מלכים ב א:ח וַיֹּאמְרוּ אֵלָיו אִישׁ בַּעַל שֵׂעָר וְאֵזוֹר עוֹר אָזוּר בְּמָתְנָיו וַיֹּאמַר אֵלִיָּה הַתִּשְׁבִּי הוּא.
4Цар 1:8 Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин.
Хотя его называют Фесвитянином, отсылкой к городу на трансиорданской территории Галаад, на самом деле у него, похоже, нет дома, и он бродит с места на место. Елисей также блуждающий пророк, как и Самуил, чья мать обещает, что, помимо прочего (1 Царств 1:14): бритва никогда не коснется его головы.
. Как и эти пророки, назореи жили вне цивилизации, и длинные волосы служили знаком посвящения этого человека ЯХВЕ, что-то вроде святого отшельника.
Энкиду: месопотамский дикарь
Фигура святого, волосатого отшельника - это вариация истории из древней ближневосточной литературы. Возможно, самым известным таким персонажем является Энкиду, героический спутник Гильгамеша. Энкиду создан богиней рождения Аруру, и одной из его отличительных особенностей являются его волосы (аккадское слово для этого родственно древнееврейскому пера):
Волосами лохматым было все тело
Его Он сделался пышным от волос на голове (перету), как женщина,
пряди его волос (пертишу) стали густыми, как колосья пшеницы
Он не знал ни людей, ни обитаемой земли,
Он одевался, как животные.
С джейранами траву ел,
Со зверями у водопоя толкался,
С дикими животными пил воду досыта. (Таблица I, 105–112)
Энкиду весь покрыт волосами, а волосы на голове распущены и нечесаны; он избегает контактов с людьми, живя в степи с дикими животными.
Гильгамеш: возвращение в цивилизацию
В другом месте эпоса сам Гильгамеш описывается с грязными, растрепанными волосами из-за трудного путешествия или героического приключения. Чтобы снова войти в общество, он должен вымыть и привести в порядок волосы, спутавшиеся во время долгого, трудного, опасного путешествия, предпринятого героем. По возвращении с битвы с монстром Хумбабой, хранителем кедрового леса:
Он вымыл свои спутанные локоны, почистил головной убор,
Он раскинул волосы на плечи,
Он сбросил с себя грязные одежды, надел чистые (6:1–3).
После неудачной попытки получить бессмертие бессмертный Утнапиштим говорит Ур-Шанаби, лодочнику, который перевез Гильгамеша через море, подготовить его к возвращению в цивилизованную городскую жизнь в качестве царя Урука:
Уведи его, Ур-Шанаби, приведи его к месту омовения,
Пусть он вымоет свои грязные волосы водой, чистой, как чистый снег,
Пусть он выбросит свои шкуры [надетые в знак траура по Энкиду], пусть море унеси их,
пусть его тело омоют начисто.
Пусть его головной убор будет новым,
Пусть он наденет достойное его одеяние (11: 257–262).
В случае с Энкиду и Гильгамешем длинные, спутанные, нечесаные волосы являются чертой, которая оставляет этих двух героев персонажами, вне городской цивилизации, породившей их легенду. Библейский Самсон, героический сражающийся назорей, - еще один такой пример.
Самсон и его волосы
В книге Судей к жене Маноя приходит вестник и сообщает ей, что у нее будет сын:
שופטים יג:ד וְעַתָּה הִשָּׁמְרִי נָא וְאַל תִּשְׁתִּי יַיִן וְשֵׁכָר וְאַל תֹּאכְלִי כָּל טָמֵא. יג:ה כִּי הִנָּךְ הָרָה וְיֹלַדְתְּ בֵּן וּמוֹרָה לֹא יַעֲלֶה עַל רֹאשׁוֹ כִּי נְזִיר אֱלֹהִים יִהְיֶה הַנַּעַר מִן הַבָּטֶן וְהוּא יָחֵל לְהוֹשִׁיעַ אֶת יִשְׂרָאֵל מִיַּד פְּלִשְׁתִּים.
Суд 13:4 Смотри же, не пей вина и других одурманивающих напитков и не ешь ничего нечистого. 13:5 ибо ты зачнешь и родишь сына; да не коснется бритва головы его, ибо отрок будет назореем Божиим от чрева. Он будет первым, кто избавит Израиль от филистимлян».
Статус Самсона как назорея не соответствует описанию Библии по нескольким причинам: он является постоянным назореем с момента своего рождения, а не с того времени, когда в более позднем возрасте он дает обет. Его мать должна избегать алкоголя и нечистой пищи, и уж точно нельзя сказать, что он избегает мертвых тел (по крайней мере, тел филистимлян). Также он обладает сверхчеловеческой силой, что явно не является чертой назореев.
Тем не менее, волосы Самсона играют определяющую роль. Из истории Далилы мы узнаем, что Самсон никогда не стригся. Когда Далила пристает к нему, чтобы узнать источник его силы, он рассказывает ей о волосах:
שופטים טז:יז וַיַּגֶּד לָהּ אֶת כָּל לִבּוֹ וַיֹּאמֶר לָהּ מוֹרָה לֹא עָלָה עַל רֹאשִׁי כִּי נְזִיר אֱלֹהִים אֲנִי מִבֶּטֶן אִמִּי אִם גֻּלַּחְתִּי וְסָר מִמֶּנִּי כֹחִי וְחָלִיתִי וְהָיִיתִי כְּכָל הָאָדָם.
Суд 16:17 Он рассказал ей все. Он сказал ей: «Бритва никогда не касалась головы моей, потому что я назорей Божий с тех пор, как я был в утробе матери моей. Если бы мне остригли волосы, моя сила покинула бы меня, и я стал бы таким же слабым, как обычный человек».
Длинные волосы Самсона — лишь часть его дикости, он дикий и неприрученный. Он избегает атрибутов цивилизации, питается диким медом и использует челюсть осла, а не искусственное оружие, чтобы победить своих врагов.
Приручение дикого человека
Героические персонажи, такие как Самсон и Энкиду, являются предметом историй и мифов. Однако из стиха Амоса мы видим, что назореи, святые отшельники, были частью израильской религиозной культуры и, подобно пророкам, влияли на израильское общество.
Священническое законодательство в Числах включает назореев в священнический ландшафт, но нейтрализует их. Хотя назореи приносят клятву посвятить себя ЯХВЕ, у них нет никаких обязанностей или привилегий в официальном культе. В Библии служение ЯХВЕ является прерогативой исключительно коэнов из рода Аарона, которым помогают члены колена Левия. Назореи не играют никакой роли, поэтому даже женщины могут быть назореями.
Более того, статус назорейства контролируется священниками. В то время как точка входа назорейства - это просто обет, выход контролируется жертвоприношениями на алтаре, которые приносят священники. Точно так же, если священные волосы становятся нечистыми, назорей должен пройти процесс очищения под наблюдением священников и принести жертву в Храм.
Волосы, когда-то являвшиеся признаком свободы назореев от социальных уз, становятся признаком их подчинения жрецам. Назорей находится в постоянном состоянии чистоты и святости, свойственной жрецам, как будто он собирается войти в священное место.