Найти в Дзене
Юрий Кислов

Британо-американская рок-группа FLEETWOOD MAC из 60-х: непредсказуемая история, напичканная шедеврами

ПризнАюсь: самое трудное, когда тщательно исследуешь рок-историю шестидесятых прошлого века, это выбрать очередную рок-группу для следующего поста. Ходишь, что-то бормочешь себе под нос, вспоминаешь, в голове возникают те, или иные мелодии. Отбрасываешь любимчиков и ставишь их мысленно в конец длинного списка: успеют.

Вон их сколько, полузабытых и малоизвестных, терпеливо стоящих в виртуальной очереди.

Читатели и подписчики канала ЮРИЙ КИСЛОВ знают, что я написал уже более чем о двухстах рок-команд той роскошной эпохи. Более того, они знают, что я создал КАТАЛОГ. Там всё по алфавиту и с соответствующими ссылками на материалы, уже опубликованные в ДЗЕНе. Так что дерзайте и бродите по длинному списку, находя знакомое и известное, и открывая новое.

ВСЕМ ПРИВЕТ!

Это было как бы предисловие, а теперь переходим к повестке сегодняшнего поста, которая называется FLEETWOOD MAC.

Всё началось летом 1967 года в Лондоне. Питер Грин и Мик Флитвуд играли в составе BLUESBREAKERS, где безусловным лидером был Джон Мэйолл. Питер переманил Мика в новый проект. Также он призвал под свое знамя бас-гитариста Боба Браннинга и слайд-гитариста Джереми Спенсера.

Слайд-гитарист, если кто не знает, это музыкант, играющий при помощи слайда, который надевают на палец. Эта штука во время игры не отрывается от поверхности струн, и скользит по ним, создавая особый эффект вибрато…

Квартет впервые выступил на фестивале "Windsor Jazz And Blues Festival", назвавшись «Peter Green’s Fleetwood Mac, also featuring Jeremy Spencer».

-2

Боб Браннинг вскоре получил отставку, так все знали, что в состав заманивается другой басист – Джон МакВи, тоже из BLUESBREAKERS. Но тот некоторое время, как выразился известный персонаж из «Ликвидации», кобенился, т.к. боялся перейти с более-менее твердого заработка на скользкую поверхность неизвестности. Чтобы уговорить его, музыканты даже предложили внести в название новой команды имя Джона. Так и получилось, когда МакВи присоединился к ним - FLEETWOOD MAC.

Ну а что здесь удивительного? PINK FLOYD, как известно, мгновенно окрестил Сид Барретт соединив имена двух любимых блюзменов: Пинки "Пинка" Андерсона и Флойда Каунсила…

Первый альбом, названный «Peter Green`s Fleetwood Mac» вышел под лейблом "Blue Horizon" в начале 1968 года и был принят публикой на ура. Это была блюзовая пластинка в чикагском стиле. И хотя ни один трек не был издан в качестве сингла, он достиг 4 места и почти год не выпадал из национальной горячей десятки.

-3

На первом альбом квартет играл собственными силами, правда в одной песне прозвучала бас-гитара временщика Браннинга. А вот на запись второго альбома "Mr. Wonderful" (вновь 1968 год), музыканты пригласили духовую секцию и клавишницу Кристину Перфект, которая позднее стала супругой МакВи.

-4
-5

FLEETWOOD MAC кипели, выдавая самые разные идеи. Запись происходила в атмосфере «live-in-studio», когда каждая песня исполнялась как на концерте - всеми музыкантами одновременно, и уже потом сверху дописывались всё остальное…

Второй альбом также полностью блюзовый, он попал в конец Топа 10. В США его не заметили.

Тогда, а особенно в конце шестидесятых, для британских рок-групп, да и вообще для любого европейского коллектива, было чрезвычайно важно признание в Америке. Большой рынок, большая слава, большие, что там греха таить, деньги. И FLEETWOOD MAC начали наращивать свои возможности. Одной из целей было демонстрация своих возможностей по тут сторону Атлантики.

Группа пригласила к себе 18-летнего гитариста Дэнни Кирвана. Грин и Флитвуд побывали на репетиции трио, в котором играл Дэнни. Между прочим, репетиция проходила в котельной, в подвале. Так что не только КИНО и Виктор Цой начинали в котельной…

Итак, талантливейший гитарист-самоучка, умеющим играть уникальное вибрато Кирван стал третьим гитаристом в группе.

В ноябре 1968 года сингл «Albatross», на котором Кирван сыграл дуэтом с Грином стал номером первым в Европе.Позже Грин отметил: «Если бы не Дэнни, у меня никогда не было бы хита номер один».

-6

На переломе 1968-1969 годов FLEETWOOD MAC выпустил свой третий лонгплей «English Rose», в котором половину заняли композиции из второго альбома, а половину – новые, с песнями Дэнни Кирвана.

-7

Подведем некоторые итоги, которые наверняка поразят соображающего в этом человека: три альбома за один год!

А затем, в январе 1969 года команды отправилась в турне по США. Там был записан концертный двойник «Fleetwood Mac in Chicago», в записи которого приняли участие известнейшие американские блюзмены Отис Спанн, Бадди Гай Вилли Диксон. По сути это последние блюзовые записи группы: Кирван и его гитара влекли команду в иные дали.

С блюзовым лейблом «Blue Horizon» музыканты расстались, выпустив сингл «Man of the World» на новом лейбле «IR», и пластинка стала общеевропейским хитом.

-8

Впрочем, новый контракт не удовлетворил группу: - «IR» оказалась слабенькой компанией. Интересно, что THE BEATLES начали заманивать их в сети своего «Apple Records», используя откровенное кумовство. Дело в том, что Джордж Харрисон и Мик Флитвуд были свояками, т.к. женились на сестрах Бойд.

Но в интригах, связанных с подписанием нового контракта, победил «Warner Bros Records». Нешуточные страсти царили в мире шоу-бизнеса!

В 1969 году выходит альбом "Then Play On", который, по мнению многих меломанов, самый крутой в том периоде истории FLEETWOOD MAC, когда там играл Питер Грин. Ненавязчивая психоделика очень даже интересна. Новое звучание, новые акценты…

-9

Увы, увы, увы… В 1970 году основатель команды Питер Грин покидает группу. Наркотики, мля… Большой, многоплановый музыкант. Лаконичный и ёмкий. Его вибрато до сих пор считается одним из образцов звучания в мире блюз-рока.

-10

Тембр гитары Gibson Les Paul 1959 в руках Питера легко узнаваем.

-11

Заключительным аккордом шестидесятых стал альбом "Kiln House", где Джереми Спенсер попытался придать саунду команды нечто от кантри, или так называемого «солнечного звука».

Не знаю кому как, но этот альбом, на мой взгляд, явно недотягивает до раннего великолепия FLEETWOOD MAC. Похоже, что он ориентирован на вкусы американской публики.

-12

Да и сам Джереми был к этому времени напичкан всякой наркотической дрянью по уши. В 1971 году, он, отпросившись ненадолго, типа в туалет, исчез. Позднее его обнаружили в какой-то замысловатой религиозной секте.

Ну а далее в истории FLEETWOOD MAC начались большие перемены и перетасовки, связанные с кадровыми проблемами. Исследователи творчества группы называют времена с 1970 по 1974 годы «эпохой перемен». Ну а я, и вы это знаете, пишу о шестидесятых. Поэтому выстрою в хронологии и вкратце, касаясь наиболее интересных моментов то, что в дальнейшем происходило с музыкантами…

Кристин стала мисс МакВи, и была сразу официально включена в штат группы. В коллектив влился гитарист Боб Уэлч. Неофиты, если их можно так назвать, активно включились в работу, и, как итог, появились пара альбомов, где явно прорезалась софт-роковая закваска. Это «Future Games» (1971) и «Bare Trees» (1972).

-13
-14

В 1972 году появилась еще одна проблема. У Кирвана развилась алкогольная зависимость, и, как это и водится, его стали посещать в неимоверном количестве белочки. Летом 1972 года, когда команда гастролировала в США, он разбил свою гитару и отказался выходить на сцену. А затем начал критиковать выступление команды. Флитвуд был вынужден его уволить.

В группу пригласили вокалиста Дейва Уокера и гитариста Боба Вестона. После выхода альбома "Penguin", Уокера попросили: его вокал не вписывался в сложившийся стиль команды.

-15

А Вестон вообще обнаглел, закрутив роман с женой Флитвуда. Он также был с позором изгнан из группы после записи альбома «Mystery to Me» (1973), где расположилась песня Уэлча «Hypnotized», ставшая очень даже успешной в США, а сам альбом стал золотым.

-16

В связи с изгнанием Вестона из команды, связан срыв тура по США в 1973 году. Флитвуд был настолько поражен и расстроен этим адюльтером, что FLEETWOOD MAC отменил 26 концертов.

А тут еще стали явными семейные проблемы с четой МакВи. Глава семейства стал сильно закладывать за воротник, и постоянная работа в одной группе с женой тоже накладывала на психологию семейных взаимоотношений свою печать.

-17

Однако публика услышала и восхитилась их студийником «Heroes Are Hard to Find» (1974), который впервые в истории группы попал в биллбордовский Топ 40.

-18

Всё бы было не совсем даже плохо, но тут разыгрался скандал, отчасти напоминающий историю с нашим «Ласковым маем». Возвратимся к прерванным гастролям, в самый разгар которых Флитвуд заявил, что всё, FM пришел конец.

На этот раз в западне оказался менеджер команды Клиффорд Дэвис, который схватился за голову, т.к. его гастрольные обязательства не исчезли. Реноме, престиж и всё такое… В ском письме к оставшимся членам коллектива он написал что «трудился как раб в течение многих лет не для того, чтобы быть сбитым с ног из-за капризов безответственных музыкантов». И вообще, он заявил, что имя FLEETWOOD MAC принадлежит ему. Юристы, тщательно исследовав вопрос, и взаправду не нашли никаких подтверждений, опровергающих подобное лихое заявление.

Дэвис пригласил музыкантов команды LEGS и назвав их THE NEW FLEETWOOD MAC, отправил отрабатывать гастроли. Несколько концертов состоялись, но потому публика осознала, что её, мягко говоря, дурят. От насмешек и издевательств в адрес самозванцев, дело дошло до швыряния бутылок на сцену. А это, знаете, больно, если попадет куда надо.

Тур провалился. Пошли судебные процессы, которые в итоге закончились относительно мирно. Итоги были описаны следующим образом: «разумное урегулирование, не несправедливое ни к одной из сторон».

К этому времени группа решила переехать в США. Инициатором был Уэлч. Решили и переехали. А Уэлч ушел из группы и увлекся другим проектом. Чокнуться можно!

Но тут в Лос-Анджелесе неугомонный Флитвуд обнаружил в одной из студий звукозаписи дуэт BUCKINGHAM NICKS и пригласил в группу участников – Стиви Никс и Линдси Бакингем. Кто тогда знал, что сие означает новый взлет FLEETWOOD MAC!

Слева направо: Линдси Багингем, Стиви Никс, Мик Флитвуд, Кристин МакВи, Джон Макви
Слева направо: Линдси Багингем, Стиви Никс, Мик Флитвуд, Кристин МакВи, Джон Макви

В радиоэфире без конца звучали синглы "Over My Head", "Say You Love Me" и "Rhiannon (Will You Ever Win)". Альбом 1975 года "Fleetwood Mac" приблизил группу к почетному званию суперзвезд.

-20

А венцом всего стал воистину бриллиантовый лонгплей "Rumours" 1977 года…

Не буду описывать его содержание: те, кто знают, знают это и без меня. А те, кто не слышали – настоятельно рекомендую. Это настоящий шедевр, доверху переполненный хитами и шлягерами. Видно, участники группы выплеснули в него всё, что накопилось за прошедшие непростые годы, более похожие на телесериал типа «Санта-Барбара», чем на размеренный быт обывателей от рок-музыки.

-21

Пластинку ответили премией «Грэмми». Она была продана тиражом более 40 000 000 копий: один из рекордов в истории мировой звукозаписи.

Что-то я разогнался, уйдя далеко в семидесятые годы. А далее?

Далее были другие альбомы, например, платиновый двойник "Tusk", с разного рода ньювэйвовыми изысками.

Были сольники, которыми вдруг увлеклись музыканты FM в восьмидесятых.

Был лонгплей "Tango In The Night", где музыканты показали, что кое-что понимают и в синтезаторах.

В 1998 году команда очутилась в "Зале Славы Рок-н-Ролла".

ТЕКУЩИЙ СОСТАВ:

Мик Флитвуд — ударные (1967—1995, 1997—наши дни)

Джон МакВи — бас-гитара (1967—1995, 1997—наши дни)

Кристин МакВи — клавишные, вокал (1970—1995, 1997—1998, 2014—наши дни)

Стиви Никс — вокал (1974—1991, 1993, 1997—наши дни)

Майк Кэмпбелл — соло-гитара (2018—наши дни)

Нил Финн — вокал, ритм-гитара (2018—наши дни)

БЫВШИЕ УЧАСТНИКИ:

Питер Грин — гитара, вокал (1967—1970, 1971; умер в 2020)

Джереми Спенсер — гитара (1967—1971)

Боб Браннинг — бас-гитара (1967; умер в 2011)

Дэнни Кирван — гитара (1968—1972; умер в 2018)

Боб Уэлч — гитара (1971—1974; умер в 2012)

Боб Вестон — гитара (1972—1974; умер в 2012)

Дейв Уокер — вокал (1972—1973)

Линдси Бакингем — гитара, вокал (1974—1987, 1993, 1997—2018)

Билли Бёрнет — гитара (1987—1993, 1994—1995)

Рик Вито — гитара (1987—1991)

Бекка Брамлет — вокал (1993—1995)

Дэйв Мэйсон — гитара (1993—1995)

-22

ДИСКОГРАФИЯ:

Peter Green`s Fleetwood Mac (1968)

Mr. Wonderful (1968)

English Rose (1968)

Then Play On (1969)

Kiln House (1970)

Future Games (1971)

Bare Trees (1972)

Penguin (1973)

Mystery to Me (1973)

Heroes Are Hard to Find (1974)

Fleetwood Mac (1975)

Rumours (1977)

Tusk (1979)

Mirage (1982)

Tango in the Night (1987)

Behing the Mask (1990)

Time (1995)

Say You Will (2003)

-23

Как заметил один из музыкальных критиков:

«FLEETWOOD MAC - один из самых ярких и новаторских коллективов британского блюзового бума конца 60х годов. Группа с непредсказуемой историей и очень неоднозначной дискографией. Команда, через которую прошли с пол-дюжины музыкальных гениев, и почти каждого из них ждала судьба полного падения после высокого полета. Наконец, ансамбль, единственными постоянными участниками которого была ритм-секция, которая даже в лучшие для себя времена не отвечала за выбор репертуара».

Команда прошла за свою историю два наиболее успешных этапа: прошедший под руководством Питера Грина блюзовый конец 60-х и период с 1975-го по 1987-й, когда в репертуаре доминировал поп-софт-рок.

Посмотрим, послушаем и еще раз восхитимся творчеством этой рок-группы. Там есть что послушать и чему порадоваться.

И, в качестве бонуса, приглашаю вас заглянуть в ранние посты моего канала. Там тоже много чего:

РОК-Н-РОЛЛ ЖИВ, БЛАГОДАРЯ ЕМУ: ВILL HALEY. Роюсь в своих старых записных книжках (XLIV)

РОЮСЬ В СВОИХ СТАРЫХ ЗАПИСНЫХ КНИЖКАХ. Если вы не слышали этих девчонок, вы кое-что не знаете о роке... (IX)

РОЮСЬ В СВОИХ СТАРЫХ ЗАПИСНЫХ КНИЖКАХ (XXIII). Если вы не знакомы с этим списком, вы кое-что не знаете о роке 70-х...

Вот и всё на сегодня. Заглядывайте почаще на канал ЮРИЙ КИСЛОВ. Впереди еще много чего интересного!

Буду вам благодарен ЗА ЛЮБУЮ материальную помощь, если у вас есть возможность помочь дальнейшему развитию канала. ВСЁ ПРОСТО: карточка СБЕРА МИР 2202 2008 9258 9803

С уважением и дружбой