Найти тему
Что? Где? Когда?

Незаменимый «Huey» или Белл UH-1 "Ирокез"⁠⁠ ангел вьетнамского апокалипсиса

О UH-1 писалось и говорилось немало и не меньше этого скажут и напишут. Силуэты этого скромного трудяги-бойца часто мелькают в хрониках былых боев и современных конфликтов, да и художественный кинематограф не обошёл его вниманием. Получается, что этот вертолёт — легендарный герой. Пожалуй, самый знаменитый фильм с участием Ирокезов — "Апокалипсис сегодня" Фрэнсиса Форда Копполы, где вертолёты атакуют вьетнамскую деревню под «Полет Валькирий» Вагнера. Образ американских войск, выгружающихся из Хьюи стал символом в описании Вьетнамской войны, и может быть замечен в фактически каждом кино и телешоу по теме.

Белл UH-1 «Ирокез» (англ. Bell UH-1 Iroquois, UH от Utility Helicopter) — американский многоцелевой вертолёт фирмы Bell Helicopter Textron, также известный как «Хьюи» (Huey). Одна из самых известных и массовых машин в истории вертолётостроения. Серийно производится с 1960 года. Выпущено большое количество военных и гражданских модификаций. Общее число вертолётов всех модификаций, выпущенных с начала серийного производства, включая лицензионный выпуск вне США — более 16 тысяч шт.

-2

Своё боевое крещение Ирокез прошёл во Вьетнаме. Это была первая в истории война с массовым применением вертолётов (всего их было задействовано около семи тысяч), Хью зарекомендовал себя с очень хорошей стороны. Применялся для высадки и эвакуации солдат, перевозок и огневой поддержки. В условиях джунглей вертолёт был очень удобен, так как не требовал взлётно-посадочной полосы и мог приземлиться практически куда угодно, что позволяло эвакуировать раненых из любой точки, а так же оперативно доставлять подкрепление и боеприпасы. Однако, Ирокез был не слишком бронирован и пробивался даже выстрелом из автомата. Количество потерянных во Вьетнаме UH-1 составило более 4000 машин, что является рекордным в истории, как и совершенные ими 15 млн вылетов.

-3

На протяжении всей своей истории Bell UH-1 постоянно улучшался. Например, уже в 1965 году появился вертолет с двумя двигателями. Чаще всего модернизация «Ирокеза» сводилась к очередной замене двигателей на более совершенные. Почти сразу вертолет стали закупать и союзники Соединенных Штатов. Первыми на этом поприще оказались англичане, немцы и канадцы, которые с 1960-1975 год купили десятки таких вертолетов. Часто бывшие в употреблении вертолёты передавались «проамерикански» ориентированным странам в рамках военной помощи. Было экспортировано более 10000 вертолётов. В Японии и Италии их выпускали по лицензии, в общей сложности построено около 700 машин. В дальнейшем странами-эксплуатантами американского «Ирокеза» стало 62 государства на Земле. За все время было сделано 34 модификации вертолета.

-4

Самой массовой моделью, используемой армией США, стала модификация UH-1D. Это вертолет с турбовальным двигателем Avco Lycoming T53-L-11 мощностью 820 кВт и штатным запасом топлива на 832 литра. При габаритах фюзеляжа 12.7х4.42 м и диаметре главного винта в 14.63 м, пустой «Ирокез» весит 2 363 кг. Максимальная взлетная масса составляет при этом 4 310 кг. Максимальная скорость модификации достигает 222 км/ч. Крейсерская скорость – 204 км/ч. Без дополнительных топливных баков американский вертолет может пролететь до 511 км. Практический потолок полета достигает 5 910 метров. Экипаж машины – до 4 человек. В пассажирский отсек вертолет может взять еще до 14 солдат или 6 носилок с 1 сопровождающим. В кабине или на внешнем подвесе можно расположить 1 759 кг груза. Стоит такая машина порядка 320 тысяч долларов США. Штатное вооружение «Ирокеза» без учета оружия на внешнем повесе всегда представлено парой пулеметов. Это может быть два M60С, два M2HB или пара М134 «Миниган». На внешнем подвесе могут быть монтированы дополнительные пулеметы и ракетное неуправляемое вооружение в виде AGM-22 или BGM-71 TOW.

-5

Тенденция к выводу из боевого состава старых образцов авиационной техники, хорошо заметная в 90 и 2000-е годы, парадоксальным образом не касается некоторых машин. Безальтернативно, к примеру, служит бомбардировщик B-52 и военно-транспортный С-130. Простые, привычные и надежные «Хью» тоже стали таким оружием. Учитывая запуск в производство новой модификации, нет никакого сомнения, что эти вертолёты будут подниматься в воздух ещё несколько десятилетий.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал. Дальше будет больше)