В морской традиции принято, что когда корабль тонет, капитан покидает палубу последним. Хотя это не является юридическим правилом, большинство капитанов так и поступают. Иначе обстояло дело на борту круизного лайнера "Океанос", затонувшего 4 августа 1991 года.
"Океанос" был спущен на воду 12 июля 1952 года на французской верфи Forges et Chantiers de la Gironde в Бордо. Первоначально судно носило имя "Жан Лаборд" и входило в серию из нескольких круизных лайнеров, построенных для Messageries Maritimes для походов в Средиземном море. Судно имело длину 153 метра и водоизмещение 14 000 GT. Максимальная скорость составляла 18,5 узлов, крейсерская — 16 узлов. Судно могло взять на борт до 550 пассажиров и 250 членов экипажа.
В последующие годы оно много раз меняло владельцев и названия, и, наконец, в 1976 году его приобрел греческий судовладелец Epirotiki Lines. Тогда он назывался "Океанос". Новый владелец использовал круизный лайнер на различных маршрутах, в основном в Средиземном море. На рубеже 1980-х и 1990-х годов произошло два инцидента с судами данной компании. В 1988 г. затонул МВ "Юпитер", а в 1991 г. почти затонул "Пегас"(агрегат пострадал от пожара и частично затонул).
Чёрная полоса судовладельца, пытавшегося укрепить свои позиции на рынке в качестве одного из крупнейших судовладельцев того времени, продолжилась. В 1991 году потрепанный "Океанос", заимствованный на несколько месяцев для работы по маршруту у берегов ЮАР, уже устарел и требовал ремонта. Во время своего многомесячного пребывания в ЮАР временный владелец корабля совершенно не заботился о его техническом состоянии. Об этом свидетельствовали рассказы пассажиров и имеющиеся фотографии, на которых явно видно, что круизный лайнер выглядел неважно. В начале августа 1991 года корабль достиг Восточного Лондона, откуда должен был отправиться в Дурбан. Время пребывания в порту, продленное из-за сообщения о бомбе, было использовано для проведения мелкого ремонта.
Последнее путешествие
В итоге отряд поздно вышел в море. Командиром был опытный капитан Яннис Авранас, который хотел как можно быстрее добраться до места назначения, чтобы минимизировать задержки, несмотря на стремительно ухудшающиеся погодные условия. Раздираемый сильными порывами ветра, скорость которого достигала до 40 узлов и волнами высотой до 9 м, круизный лайнер был очень неустойчив и все время кренился. Это даже мешало нормальной работе экипажа. Во время еды посуда падала со столов, и официанты с трудом передвигались между ними. Хотя аниматоры, отвечающие за развлечение пассажиров, организовали аттракционы, большая часть из нескольких сотен человек на борту предпочитала оставаться в каютах.
Около 21:00 по местному времени у одного из грузовых трюмов круизных лайнеров повредились трубы водозаборной системы, которые ремонтировались перед рейсом. Повреждения были настолько велики, что внутрь корабля начала поступать вода. Вскоре она достигла машинного отделения, что могло привести к потере мощности и тяги. В 21:30 пассажиры и экипаж услышали взрыв под палубой, а через мгновение блок отключился. Вероятно, источником взрыва стало короткое замыкание в машинном отделении при его затоплении водой.
Без тяги и мощности корабль начал дрейфовать, и пассажиры не знали, что происходит. Тем временем запаниковавший экипаж начал высаживаться, спуская спасательные шлюпки. При этом они не сообщили пассажирам, что им угрожает опасность и что судно тонет. Увидев ситуацию Мосс-Хиллз, один из аниматоров решил пойти на мостик, чтобы узнать, что произошло, но оказалось, что там никого нет. Поэтому по рации он подал сигнал бедствия и сам начал организовывать спасение.
За это время запаниковавшие члены экипажа в основном высадились, взяв несколько спасательных шлюпок. Те, что остались, не могли вместить всех пассажиров. Капитан Авранас тоже пытался бежать, но пассажиры заставили его остаться на борту. Утром 4 августа к тонущему судну прибыли первые вертолеты береговой охраны. Несколько кораблей в этом районе также были отправлены на помощь.
Капитан Авранас был одним из первых, кого подобрали вертолеты. Поэтому спасательной операцией руководили аниматоры и участники музыкальных коллективов. В конечном итоге с помощью вертолетов и спасательных шлюпок с голландского корабля "Недлойд" были спасены все пассажиры и члены экипажа — всего 571 человек. Окончание спасательной операции было очень тяжелым, так как судно имело большой крен, что затрудняло подъем пассажиров с палубы. В конце концов, в 15:30 "Океанос" перевернулся и затонул.
Резюме
Хотя во время спасательной операции никто не погиб, побег капитана с палубы тонущего корабля и безответственное поведение экипажа, не организовавшего спасательную операцию, привлекли к событию еще больший резонанс в СМИ. Остроты всей ситуации добавили слова капитана, когда он был на берегу. Затем он сказал: «Когда я приказываю покинуть корабль, не имеет значения, когда я его покидаю. Оставление корабля касается всех. Если некоторые люди хотят остаться на борту, они могут остаться». Кроме того, последние 15 минут жизни судна запечатлела съемочная группа ABC News.
Немедленно началось расследование, сосредоточившееся на поведении капитана и экипажа. Обвинения были предъявлены капитану и 4 офицерам. Их попытки объясниться только ухудшили ситуацию. Судовладелец пытался защитить экипаж, но и это не помогло. В течение следующих нескольких лет Epirotiki Lines объединилась с Sun Line, создав новую под другим названием.
Останки круизного лайнера "Океанос" находятся на глубине около 92-97 м, всего в 5 км от берега.
__________________________________________
Если понравилась статья, поддержите канал подпиской, а также приглашаю в другие свои блоги:
ПОГНАЛИ С НАМИ - Канал об удивительных местах, достопримечательностях, дворцах, замках и многом другом
ОБО ВСЁМ ПО-НЕМНОГУ - канал фактами, подборками и удивительными историями