В 2017-ом году Вера Афанасьева, доктор филологических наук Саратовского государственного университета, написала открытое письмо министру образования Ольге Васильевой с просьбой изменить «Федеральную программу развития российского образования на 2016-2020 годы». Неплохое требование доктора наук министру, не правда ли?
📌 Короткие заметки про экономику России пишу в Телеграм-канале @funky_economics. Заходите.
Это письмо стало скандалом и поводом для целых научных работ, куда же идет наука в России и почему докторы наук - самые нищие. Кстати, в Высшей школе экономики, например, далеко НЕ все нищие, там-то как раз деньги есть: просто они достаются не всем.
Да, меня как несостоявшегося препода не отпускает адок, который творится в высшей школе.
Да, я успела увидеть, как живут завкафы в огромной четырехкомнатной квартире на Аптеркарском переулке и приглашают меня на консультации домой, куда мне из своей деревни ехать полтора часа.
Да, я успела увидеть, как иностранные приглашенные лица работают в Вышке директорами лабораторий и тоже живут в огромных пятикомнатных квартирах на Техноложке.
Даже когда я их не спрашивала, мне вежливо сообщали, что это "чья-то там квартира", очевидно подчеркивая, что не их собственная.
Зачем это подчеркивать? Чтобы я вдруг не подумала, что это они себе жилье на гранты покупают? В то время как аспиранты и другие сотрудники работают бесплатно?
Я сейчас про себя, когда мне предложили работу в лаборатории за 200 рублей в месяц и работу преподом за 20 000 рублей в месяц.
Вера Афанасьева подняла самые острые проблемы высшей школы. Уверена, что за 5 лет с 2017 года, ничего не изменилось. Это нищета научных кадров, псевдонаука, повсеместное списывание, обесценивание знаний, психологическое нездоровое, тонна бюрократических отписок и помешательство на никому не нужных научных публикациях.
Вера Афанасьева говорит о том, что студенты, их качество, - это отдельная проблема высшего образования в вузе, где работает автор письма.
Оказывается, в Саратовском университете (непрямая цитата) «студенты сидят на лекциях в шубах не потому, что холодно, а потому что им лень зайти в гардероб». Оказывается, в тёплое время (непрямая цитата) «студенты приходят на лекции в шортах, потому что они идут с пляжа».
- Хорошо, в историю с шубами верю, хотя не факт, что это вызвано именно ленью зайти в гардероб. Возможно, просто шуба красивая, ее жалко сдать в гардероб, ну или просто девушка хочет сразить кого-то из парней на потоке, что тоже неплохо. :)
- Про пляж - вообще не понимаю претензии к тому, что студенты идут на лекции с пляжа. Ну допустим, и что? Если в шортах неприлично - ну пускай их не пускают в вуз охранники (в моем техническом вузе так и делали, если кто-то заходил в шортах, его разворачивали; если охрана пропустила - замдекана по воспитательной работе мог увидеть и впаять выговор занесением в личное дело). А откуда студент пришёл на лекцию, с пляжа или ещё откуда, - его личное дело.
Вы знали об этом открытом письме Веры Афанасьевой? Читали его? Я только в 2022-ом году прочитала его. Не могу сказать, что согласна со всем, но вот, что могу вдогонку отметить.
В России появилась новая социальная сеть для деловых людей - Tenchat. Можно не только читать и писать посты, но и искать новых бизнес-партнеров. Аналог LinkedIn, если хотите. Скачивайте приложение Tenchat по ссылке и изучайте, пока все бесплатно.
1 - Зачем работать в этом конкретном университете, если все ТАК плохо
Если тебе что-то не нравится, ты озвучил претензии, но ничего не поменялось, надо уходить. Я сейчас что-то новое сказала?
Если продолжать оставаться там, где тебе плохо, - это невроз и проблемы с физическим здоровьем, о чем тоже пишет Вера Афанасьева в открытом письме.
Понятное дело, что кандидата наук не очень ждут в компаниях. Спустя 10-15 лет преподу из универа сложно найти работу в коммерческом бизнесе.
Более того, профдеформацию никто не отменял. В Англии, например, есть законодательство, согласно которому человек, проработавший в средней школе 7 или более лет, не может давать показания в суде.
Интуитивно я понимаю, почему происходит профдеформация. А кто-то знает, более научное обоснование, с точки зрения работы мозга человека, почему именно она случается?
Искренне не понимаю, почему препод не может уйти во что-то другое? В мире столько всего! Вот тут у меня уже претензия к преподу: а не кандидатское / докторское ли эго ему мешает? Как же так, мол, кандидат экономических наук пойдёт работать рядовым бухгалтером за 50000 тыс в коммерцию, где его будут править и указывать на ошибки в работе, если он сам привык править студентов?
Хорошо, если так нравится работать преподов, почему нельзя перейти в другой вуз в Москве или Санкт-Петербурге? Почему нельзя выучить язык и уехать за границу, если все так плохо??
В конце концов, если нравится наука, почему нельзя просто уйти работать в НИИ или любую другую исследовательскую контору по маркетинговым исследованиям, например?
Вот тут, мне кажется, уже причина в нашей национальной драме: терпеть.
2 - Наглые необучаемые студенты
Студенты нынче оценивают преподавателей и курс. От этого зависит все: получит ли препод контракт, его продление и надбавку за что-то там.
Я всегда высоко ставила своим преподам, даже если они мне ставили тройку. Препод не виноват, что я тупая или бунтарка. Хотя любая процедура оценки - это всегда унизительно и очень субъективно.
В бизнесе тоже есть ревью, где меня оценивает руководитель, оно тоже неприятно, но в бизнесе хотя бы цели ставят и хоть какие-то деньги платят. А вот если препода оценивает студент, который заходил в вуз с пляжа, - вот тут вопрос уже в озлобленности и адекватности студента, а не качестве работы препода.
По поводу необучаемости - ну не знаю. Афанасьева пишет, что студенты уверены, «что им поставят» рано или поздно, поэтому наглеют и не учатся. Не знаю, от вуза зависит.
В СПбГУ отчисляли всех по одним правилам, пощад не было, никакие прежние заслуги и родители не шли в счет. На пересдачи ходили все по одним правилам, если не сдавал - тоже отчисляли. Большинство, кстати, сами отчислялись, когда понимали, что не тянут. В высшей школе экономики - то же самое: не тянешь - пока. В Питере мало поступить, надо ещё умудриться закончить и защититься.
Меня, например, чуть не отчислили на защите магистерской диссертации. Потому что день моей защиты в комиссии была какая-то незнакомая мне тетя, которая уперлась рогом, что мое исследование несостоятельно.
Мне повезло, у меня было протеже преподавательницы, с которой я это исследование и делала, и она была тоже в тот день в комиссии, когда я защищалась. Если бы ее не было, меня бы завалили на защите - ну и все, прощай, диплом.
Кроме того, знаю случай одного вуза, когда препод не поставил нужные оценки кому-то или поставил двойку на экзамене, и его подвесили ногами вниз в моста. После этого случая он стал очень сильно заикаться. Но продолжал читать лекции.
Что тут можно сделать? Должен ли препод расследовать, кого он учит и нет ли среди них деток высоких шишек? Это проблема, да, ее, мне кажется, никак вообще не решить.
Да, преподы во многом зашуганы, боятся перейти кому-то из золотых студентов дорогу. Так а зачем ее переходить? Горбатого могила исправит. Для препода вообще выхода нет, если только уехать в другой город или страну, или сменить сферу деятельности.
Кстати, тот препод, кого подвесили вниз головой с моста, продолжил работать в том же вузе и ставил всем тройку минимум, зато все знали, что у него пересдач не будет. И да, виновников не наказали никак. По-моему, тут проблема НЕ высшего образования вовсе, а уголовного правоприменения.
Все ли так плохо со сферой высшего образования только в России
Академическая профессия становится менее привлекательной и в других странах. Так, например, в США, по данным Американской ассоциации универ- ситетских профессоров (AAUP), только 27% профессорско-преподавательского состава вузов страны работают на постоянной основе, остальные (73%!) – по временным контрактам, которые не всегда предполагают пролонгацию.
Более того, во многих американских вузах зарплата выплачивается только за учебный год, то есть только за девять календарных месяцев, поэтому многие сотрудники высшей школы вынуждены искать дополнительный заработок в летнее время.
Согласно некоторым исследованиям, многие преподаватели, работающие на неполную ставку, часто вынуждены обращаться за материальной помощью к государству; 7% семей таких сотрудников получают талоны на питание.
В других странах (например, в Великобритании) уже много лет наблюдается рост депрессий и других психических заболеваний среди сотрудников вузов.
Конкуренция, постоянный прессинг, связанный с необходимостью публиковаться как можно больше и к тому же в высокорейтинговых журналах вкупе со смутными перспективами карьерного роста являются основными катализаторами душевной нестабильности преподавателей и исследователей в вузах Великобритании.
Перечень проблем может быть продолжен с кейсами и в других странах.
Но несмотря на то, что академическая профессия находится в кризисе во многих странах мира, российский контекст и сама практика являются более яркими: здесь преподаватель может быть наказан даже за «внеурочную деятельность» студента, будь то протест в виде танцев в общежитии либо участие в митинга.