Часто в разговоре с молодыми мамами малышей 1-2 лет слышу, как они сокрушаются: «Что за ребенок?! Я поднимаю игрушки, он бросает и все тащит в рот!». Или вот слова о детях постарше: «Нужно к школе готовиться, в прописях задания делать, только отвернусь, а он опять играет!». Или еще: «Лучше бы маме помог, а не играл…»
Родители как будто считают игру чем-то незначительным, чем-то, что препятствует развитию чего-то более важного, главного.
Многочисленные специалисты в области детской психологии и педагогики с такой позицией не согласны. Давно подтвержденным фактом является то, что в процессе игровой деятельности дети знакомятся с окружающим миром: материальным и нематериальным; с самими собой, со своими возможностями и ограничениями.
Так для малыша в раннем возрасте характерно манипулирование предметами, он знакомится с материальным миром. Ребенка еще мало интересует общение со сверстниками. Все его внимание сосредоточено на себе, окружающих предметах, их физических свойствах и изучении своей способности на эти предметы влиять. Так малыш бросает игрушки и прислушивается к звукам, пробует предметы «на зуб». Позже ребенок начинает изучать их общепринятые свойства, уделять внимание функциям. Куклу можно качать, из кубиков сроить башню, мячик катится, ложкой можно кушать. Если позволяет среда, созданная взрослыми (у ребенка достаточно игрушек, рядом любящий взрослый, одобряющий и поддерживающий), малыш быстро осваивает поставленные перед ним задачи и переходит на новый этап в развитии.
Примерно к трем годам в играх ребенка появляется сюжет. Малыш пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, репетирует взрослую жизнь. За день ребенок может побывать в самых различных образах, в самых непредсказуемых ситуациях, проживать самые разные чувства. Сегодня он злой трансформер, а завтра храбрый рыцарь. Малыш учится понимать, как это: злиться, бояться, радоваться, грустить.
Постепенно на первый план выходит интерес к совместной игре со сверстниками. Ребенок учится соблюдать правила ради возможности участвовать в заинтересовавшей его сюжетной игре, учится договариваться, справляться с трудными эмоциональными переживаниями, сталкиваясь с проигрышем. К шести годам дети способны в игровом процессе принимать на себя несколько ролей: как управляющего, так и подчиненного. Например, в игре в «больничку» могут быть медицинской сестрой и лечить больных, и, в тоже время подчиняться главному врачу. Многие дети очень любят и часто играют в школу. Наблюдая за ребятами, можно получить информацию об их представлениях о роли ученика и учителя.
В младших классах знания по учебным предметам усваиваются гораздо эффективнее, если педагоги или родители в процессе выполнения заданий, привносят элементы игры. Например, когда ребята на уроке отправляются в Страну знаний вместе с любимым сказочным героем, участвуют в учебных квестах. Многообразные психологические игры в этом возраста способствуют развитию навыков общения, качеств, необходимых в процессе обучения (способность к саморегуляции, умение планировать свою деятельность и тд.).
Важно отметить, что в норме у ребенка к 7 годам есть все физиологические возможности для формирования готовности к обучению в школе. Однако все чаще в практике педагогов и психологов встречаются ребята, которые к началу обучения овладели навыками чтения и письма, но на уроке не выполняют задания, а играют. В этом случае, подобное поведение может свидетельствовать о неготовности к обучению в школе, например, у малыша не сформирована социальная позиция школьника. В этом случае, в коррекционной работе эффективно использовать различные игры: сюжетные, нейропсихологические и тд.
Дети взрослеют, становятся подростками, начинают задавать себе сложные вопросы о смысле жизни, о своем месте в этом огромном мире. Достигнув подросткового возраста, им приходится жить в ситуации постоянного выбора, испытывая напряжение. Ребята проверяют себя, своих друзей, своих близких. При этом часто испытывают сложные переживания: растерянность, удивление, разочарование, злость. Очень сложно оставаться «своим» в коллективе сверстников и, в тоже время, суметь выразить свою индивидуальность.
Отличным пространством для реализации психологических потребностей ребят подросткового возраста может стать пространство игры.
Иногда простые, на первый взгляд, игры могут стать эффективным инструментом, который способствует сближению участников, позволяет сохранить эмоциональную связь друг с другом. Примером таких игр могут послужить любые настольные игры: «Монополия», «Мемо», «Воображариум», «Шашки», «Шахматы» и тд.
Каждый игрок при желании может проявить себя, свою неповторимость, и в то же время, быть частью коллектива, найти там поддержку.
Но, для того, чтобы все эти цели были достигнуты, важно помнить:
1. Желание принять участие в игре должно быть обоюдным и добровольным у всех участников процесса.
2. С правилами игры необходимо знакомиться всем заранее. В противном случае есть риск возникновения конфликтов, в итоге совместное времяпровождение может превратиться в череду споров, ссор и обид.
3. Желание победить не должно стать причиной ссор и обид. Важно обращать внимание на чувства друг друга, вовремя останавливаться, обсуждать происходящее, чтобы не допустить взаимных оскорблений, обесценивания чувств друг друга.
Кстати, здорово, когда у взрослых появляется возможность присоединиться к игровому процессу ребенка любого возраста.
Во время игры с подростками и младшими школьниками возникает множество тем для обсуждений, у ребят есть возможность высказать свою точку зрения и услышать мнение родителей или педагогов.
На мой взгляд, самая важная работа родителя, педагога, психолога состоит именно во внимательном наблюдении за игрой ребенка: как он проявляет себя, как вступает в контакт с другими детьми и со взрослыми, как реагирует на конфликтную ситуацию и тд.
Кроме того, внимательно наблюдая за сюжетом, за поведением главных героев в ролевой игре, взрослый может стать свидетелем обстоятельств, которые способствуют возникновению сложных переживаний ребенка. Так, например, совсем маленький человек еще не научился ясно выражать свои мысли и чувства, зато прекрасно может все показать в игре.
Вот пример из практики. Маленькая девочка двух лет еще только поступила в детский сад и адаптировалась к его условиям. По словам мамы, каждый вечер, возвращаясь из учреждения, малышка раз за разом повторяла одну игру. Она усаживала своих кукол и по очереди обучала их взбираться в кровать с высокими бортиками. «Не бойся» -проговаривала девочка: «Я няня Надя. Вот так ножку, оп, и закидывай». Оказывается, в группе малышей стояли кроватки с высоким бортиком. Девочке было сложно взбираться в кровать, она тревожилась, а няня помогала ей. Через некоторое время сюжет игры поменялся. Малышка не жаловалась маме, но ее беспокойство проявилось в игре.
На самом деле, играть в сюжетные игры можно не только с детьми, но и со взрослыми. Через игру человек может рассказать о том, что так сложно выразить словами. Такая работа способствует разрядке, помогает снять эмоциональное напряжение. Для этого хорошо подходит, например, игра в песочнице (песочная терапия). Каждое действие, каждая взятая игрушка равноценна словам, благодаря которым мы можем понять, что происходит в душе человека, о чем он думает, о чем мечтает, что его беспокоит.
Прожитые, осознанные, проявившиеся в игре чувства перестают оказывать негативное влияние на человека, наступает облегчение — это тоже немаловажная задача игр.
Таким образом, в процессе игры люди с самого детства знакомятся с окружающим миром, развиваются, учатся общаться, ищут свое место в обществе, в жизни.