Когда увлечённая вязанием рукодельница видит интересный узор, она задаётся вопросом - как ЭТО связано. И, как правило, потом, когда задачка решена, глубокие изыскания о происхождении и авторстве узора уже не кажутся насущными.
"Мой узор", который представлен на первом фото, был связан для жакета-кардигана по мотивам увиденного на фото и сохраненного лишь в памяти жакета авторства Норы Гоан. И, как оказалось, узор, и сам мой жакет лишь похожи на жакет-вдохновение. Поиски подобного узора в разных источниках, в книге Норы Гоан, показали, что точно такого, возможно, нет.
Так мне пришлось создавать схему своего узора по поступившему запросу.
При желании центральную часть панели, "кельтскую" плетёнку, можно размножить, объединяя вертикальные мотивы перемещением крайних петель соседних мотивов на места друг друга.
Но я продолжила поиски, не желая выглядеть плагиатором. Узора, подобного своему "один-в-один" так и не нашла, но "увязла" в подробностях относительно происхождения и смысла аранского вязания. Мой главный вывод. Те узоры, которые современные вязальщицы называют аранами, таковыми не являются, если учитывать первоисточник. И слово АРАН в обиходе сегодняшнего дня обозначает лишь часть общего. А именно сплетение между собой 4-6-8 полос, шириной в 2-3петли каждая, в замысловатый, завораживающий орнамент-лабиринт, происхождение которого приписывают интерпретации в вязании кельтских узоров, высеченных в камне и изображённых на книжных иллюстрациях. Если рассматривать современное вязание в аранском стиле, применяя значение слова АРАН, как я описала выше, то есть как условное, можно отнести к этому стилю все картинки, которые я нашла в Интернете, и хочу привести их здесь, как пример. Но начну я всё же с примеров, географически близких происхождению Аранов. А именно покажу картинки с сайтов ирландских магазинов, чтобы было представление, как сегодня выглядит оригинальное аранское вязание, и появилось понимание, почему сложносплетенные АРАНЫ, лишь отчасти отражают суть этого термина.
Как видно из этих картинок, изделия довольно консервативные, отвечающие запросам любителей классики, противников модного эпатажа. В их вязании используется 2-4 мотива, преимущественно спокойных, с умеренным использованием кельтских узоров.
На картинке выше традиционная классика, поддерживающая основные условности аранских промыслов. Начиная с легенды об оригинальном сочетании мотивов в изделиях, причисленных к определённой семье, клану. Я насчитала более 30 кланов и сбилась со счёта.
Мной был найден также японский сайт с подобными ирландскими джемперами (поэтому картинки публиковать не имеет смысла), который использовал предысторию, сентиментальный маркетинговый ход, рассказ о том, как по узору свитера на выброшенном морем теле рыбака его родственница смогла опознать своё вязание.
А сейчас картинки из Pinterest с примерами современных изделий, где прослеживаются элементы аранского вязания.
Примеров использования элементов аранского вязания много. Но и из приведённых выше видно, как расположены мотивы относительно друг друга. В некоторых изделиях поддерживаются проверенные временем приёмы. Другие несут новаторские идеи, разрушают старую композицию, но сохраняют старую, или открывают новую гармонию. И это по-прежнему вдохновляет
Однако... Изучение и использование традиций может родить новые открытия. И впереди новые идеи и воплощения изделий в стиле аранского вязания, сохраненного ирландскими рукодельницами с Аранских островов.