К 125-летию со Дня Рождения Великой Княжны Татьяны Николаевны Романовой.
Родилась великая княжна Татьяна Николаевна Романова 29 мая (10 июня по новому стилю) 1897 года в Петергофе, в семье императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.
Великая княжна Татьяна Николаевна была крещена в соответствии с высочайше утверждённым церемониалом духовником императорской семьи Янышевым 8 (20) июня того же года в церкви Большого Петергофского Дворца. Свидетелями (восприемниками) были: вдовая императрица Мария Федоровна, великий князь Михаил Николаевич и великая княгиня Ксения Александровна.
Назвали ее, как и у Пушкина в "Евгении Онегине"- Татьяной, во всяком случае так утверждал Великий князь Константин Константинович в своем дневнике: «Слышал от царя, что его дочери названы Ольгой и Татьяной, чтобы было, как у Пушкина в „Онегине“».
Но дальше на этом сходство с романом "Евгений Онегин" заканчивается. Во-первых, великая княжна Татьяна Николаевна Романова была на 2 года моложе любимой сестры в.к. Ольги. А во-вторых, по свидетельству очевидцев, намного красивее и аристократичнее Ольги. Впрочем, Онегинская Татьяна тоже аристократичнее, но "ни красотой сестры своей, не прелестью ее румяной не привлекла б она очей", если вы помните эти Пушкинские строки.
И в.к. Татьяна по свидетельству многих, в том числе и начальника канцелярии Министерства Императорского Двора А. Мосолова: " Татьяна была выше, тоньше и стройнее сестры (Ольги), лицо — более продолговатое, и вся фигура породистее и аристократичнее, волосы немного темнее, чем у старшей. На мой взгляд, Татьяна Николаевна была САМОЙ красивой из четырех сестер".
Татьяна вместе с сестрами и затем братом получила домашнее образование, более всего любила рисование и рукоделие, как и ее мать, не выпускала спицы или вышивание из рук. В отличае от онегинской Татьяны, она ка раз играла в горелки, серсо и обожала кататься на пони и велосипеде.
Хотя и Вырубова и учитель французского языка совсем другого мнения. Так учитель французского языка и друг императорской семьи Пьер Жильяр отмечал: «Татьяна Николаевна от природы скорее сдержанная, обладала волей, но была менее откровенна и непосредственна, чем старшая сестра. Она была также менее даровита, но искупала этот недостаток большой последовательностью и ровностью характера. Она была очень красива, хотя не имела прелести Ольги Николаевны...".
Анна Вырубова писала о ней: «Татьяна Николаевна была в Мать - худенькая и высокая. Она редко шалила и сдержанностью и манерами напоминала Государыню. Она всегда останавливала сестер, напоминала волю Матери, отчего Они постоянно называли Ее «гувернанткой». Родители, казалось мне, любили Ее больше других. Государь говорил мне, что Татьяна Николаевна напоминает Государыню. Волосы у Нее были темные... Мне также казалось, что Татьяна Николаевна была очень популярна: все Ее любили - и домашние, и учителя, и в лазаретах. Она была Самая общительная и хотела иметь подруг».
Татьяна всегда заботилась обо всех членах семьи, особенно об императрице Александре Федоровне и больном брате в.к. Алексее.
Во время Первой мировой войны 1914 г Татьяна вместе с матерью-императрицей и старшей сестрой в.к. Ольгой часто работала в госпиталях и лазаретах в качестве няни и сиделки. Занималась сбором пожертвований на оказание помощи раненым и пострадавшим. По императорской традиции была шефом 9-го Вознесенского Уланского полка.
Росла Татьяна росла, пока, наконец ни пришло время - и "пришла пора, она влюбилась..." Неизвестно, в кого она влюбмлась, но написала она в своем блокнотике о том, что "все в мире - любовь": «Любовь есть Свет, и она не имеет конца, Любовь тяжелое страдание, она не может есть и спать. Она смешивается с грехом в равных частях и все же лучше… любовь. В любви можно ошибаться, и через страдание он искупает свои ошибки. Сама природа и Господь дал им счастье. Надо просить Господа, он учит нас любить светлых. Так что любовь не мучение, а радость. Любовь чистая, Любовь светлая. Любви даже пуля не может поразить. Любовь».
Когда Татьяне не исполнилось еще и 17 лет, в январе 1914 года (а у Татьяны день рождение 29 мая по старому стилю) сербский премьер-министр Никола Пашич передал царю Николаю II письмо от сербского короля Петр I , в котором король Петр предлагал своего младшего сына Александра в женихи одной из великих княжон. Поскольку и старшая Ольга была "на выданье", но отвергала всех женихов, и Татьяна входила в пору невесты, то сербскому жениху не отказали сразу. Николай II пригласил Петра и его сына Александра на семейный ужин. В тот вечер Александру-сербскому понравилась именно в.к. Татьяна, и ей самой, видимо жених приглянулся, они познакомились и побеседовали. Татьяна и Александр стали переписываться. Но переговоры о их браке закончились в связи с началом Первой мировой войны и частично по политическим мотивам.
Как писалось выше, во время войны Татьяна вместе с матерью-императрицей и старшей сестрой Ольгой работала в госпиталях и лазаретах. И очевидцы утверждают, что как раз в этом злополучном лазарете Татьяна позволила себе влюбиться в очаровательного корнета Лейб-Гвардии Уланского Её Императорского Величества Александры Фёдоровны полка, Дмитрия Яковлевича Маламу. Она и сама была шефом Вознесенского уланского полка по назначению отца. Ее даже в шутку прозвали - "улан".
По воспоминаниям очевидцев, великая княжна частенько задерживалась у постели Дмитрия Маламы: «обыкновенно Княжны уходили из перевязочной раньше Матери и, пройдя по всем палатам, садились в нашей, последней, и там ждали Ее. Татьяна Николаевна садилась всегда около Маламы". В октябре 1914 г. Дмитрий Малама даже подарил Великой Княжне Татьяне Николаевне французского бульдога Ортипо.
Но дело еще и в том, что Маламе почему-то симпатизировала и царица Александра Федоровна, не из-за симпатии дочери, а сама по себе относилась к нему по-матерински. И Татьяна, которая ближе всех была к матери и брала все заботы о матери и ее печали на себя, возможно, просто обратила на корнета внимание, видя материнское отношение царицы к нему.
Но поскольку, несмотря на симпатию к Маламе, эпистолярный роман Татьяны и наследного принца Александра-сербского не прекращался и во время империалистической войны, то можно предположить, что она держала жениха Александра в мыслях, и понимала, что уж если замуж выходить, то за наследного принца Александра, а не за корнета-улана Дмитрия.
А императрица тем временем писала государю: " Мой маленький Малама провел у меня часок вчера вечером, после обеда у Ани. Мы уже 1 1/2 года его не видали. У него цветущий вид, возмужал, хотя все еще прелестный мальчик. Должна признаться, что он был бы превосходным зятем — почему иностранные принцы не похожи на него".
Оба предполагаемых жениха, по-видимому, были влюблены в великую княжну. Ведь Татьяна и принц Александр-сербский писали письма друг другу до самой смерти. А когда в июле 1918 года Александр узнал о расстреле в.к. Татьяны Николаевны вместе с царской семьей, он был обескуражен, крайне растерян, взбешен, возмущен и даже чуть было не покончил жизнь самоубийством.
А очаровательный корнет Дмитрий Малама, после прихода к власти большевиков, смог пробраться на юг, где влился в ряды Белой армии. По данным архивов, он командовал эскадроном своего полка, входившего в состав Сводно-Горской дивизии. Его сотоварищи по полку утверждают, что после получения известия о расстреле царской семьи и незабвенной великой княжны Татьяны Николаевны Романовой, Дмитрий отчаянно искал смерти в бою. И вскоре Дмитрий Яковлевич Малама погиб под городом Царицыным, в 1919 году, участвуя в конной атаке на позиции красных войск. По некоторым сведениям, он похоронен в Екатеринодаре.
Как погибла великая княжна Татьяна Николаевна Романова все знают, ее растреляли в доме Ипатьева бандиты-большевики во главе с Юровским. Но смерть ее была еще ужаснее, чем старшей сестры Ольги. Существуют сведения, что после первого залпа Татьяна, как и младшие сестры Мария и Анастасия, осталась жива, их спасли драгоценности, зашитые в корсеты платьев... Но изверги добивали невинных девушек штыками. О, ужас!
Великая княжна Татьяна Николаевна канонизирова вместе с семьёй в 1981 году Русской православной церковью за границей, а в 2000 году — Архиерейским собором Русской православной церкви.
Вся семья Николая II в лике святых именуется «Святыми Царственными страстотерпцами».
Светлая память великим княжне Татьяне Николаевне Романовой в день ее рождения.
Алена Ли.