Найти тему
НА ГРАНИ ИСКУССТВА

Красота - высшая целесообразность

"– Я не знаток, я просто врач, но я много думал над вопросами анатомии. Если упростить определение, которое на самом деле гораздо сложнее, как и вообще все в мире, то надо сказать прежде всего, что красота существует как объективная реальность, а не создается в мыслях и чувствах человека. Пора отрешиться от идеализма, скрытого и явного, в искусстве и его теории. Пора перевести понятия искусства на общедоступный язык знания и пользоваться научными определениями. Говоря этим общим языком, красота – это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме. А восприятие красоты нельзя никак иначе себе представить, как инстинктивное. Иначе говоря, закрепившееся в подсознательной памяти человека благодаря миллиардам поколений с их бессознательным опытом и тысячам поколений – с опытом осознаваемым. Поэтому каждая красивая линия, форма, сочетание – это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного для данной вещи. Красота и есть та выравнивающая хаос общая закономерность, великая середина в целесообразной универсальности, всесторонне привлекательная, как статуя."

 

Подписываюсь под каждым словом Ивана Ефремова, говорящего через Гирина - героя своего романа "Лезвие бритвы". Добавлю лишь - я не просто врач, я еще и знаток - искусствовед. И идея красоты как высшей целесообразности, а искусства, как производного этой высшей целесообразности близка мне с точки зрения врача-искусствоведа. 

Фото с сайта Египетского музея и собрания папирусов в Берлине
Фото с сайта Египетского музея и собрания папирусов в Берлине

Не забываем ставить лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!