А надо.
Есть сейчас такое выражение: "певец /певица ртом".
Я бы вот даже сказал, что "ртом" - это ещё большой комплимент для подобной категории.
А те, кому посвящена данная статья - они другие. Я не говорю "были". Они есть, мы и сейчас можем слышать их голоса. Солнечные, тёплые, берущие за душу. Они пели душой. И поют.
Они живы, пока мы про них помним - и рассказываем потомкам. Чтобы рождались новые. Другие - но такие же, с солнцем в душе.
Что нужно сделать, чтобы песня стала Песней - с большой буквы? Соединить таланты композитора, поэта, певца, слушателя, организатора. Нужна АТМОСФЕРА, в которой всё это будет произрастать...
8 июля 2022 года Лидии Клемент исполнилось бы 85 лет. Из них она прожила 26. Успев испытать и счастье замужества, и счастье материнства. И большую всесоюзную популярность.
Меланобластома. Страшное слово, оказавшееся даже страшнее блокады. Потому что блокаду маленькая Лида пережила - а вот болезнь не смогла.
И всё же она успела многое. Я раньше её знал только по "Карелии" Александра Колкера и Кима Рыжова. А потом ещё очень много песен в её исполнении открыл для себя - в частности, из тех, что писали специально для неё такие гиганты советской песни, как Андрей Эшпай. Или другой Андрей, Петров.
Не знал даже, что знаменитая песня Аллы Пугачёвой "Ленинград" (на стихи Осипа Мандельштама) посвящена памяти Лидии Клемент ("Монолог Лиды" - второе название этой композиции)
"Ленинград, Ленинград,
Я ещё не хочу умирать..."
Она навсегда осталась молодой и красивой...
Ирине Бржевской и Валентине Дворяниновой всё же больше повезло в плане продолжительности жизни. У них почти одинаково получилось: 89 и 91.
Ирина Бржевская в оркестре Эдди Рознера участвовала, там же и мужа своего будущего встретила. А потом они свой ансамбль создали, "Весна". И 25 лет с этим ансамблем Бржевская выступала от Москонцерта. До 1991 года, когда по понятным причинам стало не до советской песни. Не до душевностей, не до подтекстов - то, что она как раз очень любила.
Периодически она участвовала в ретро-передачах с другими большими мастерами - Владимиром Трошиным, Тамарой Миансаровой. Это были те самые... (...) девяностые, когда русскую песню очень активно теснили с радио и телевидения - а то, что было русское, то было условно съедобным. Поэтому такая тоска и тяга была по той самой безоблачной тоталитарной песне.
Ирина Сергеевна предпочитала такие композиции, где можно было бы проявить не только вокальные, но и актёрские способности. "Геологи", "Васильки", "Я на снегу пишу слова".
Кстати, очень многое я впервые услышал совсем недавно. Как, собственно, и о самой Бржевской узнал. Вот так вот. У нас столько ещё непознанного, незаслуженно законсервированного.
А она ведь совсем недавно нас покинула, в 2019 году.
Как и Валентина Дворянинова.
У Валентины Петровны долголетие, видимо, от папы - офицер, 95 лет прожил. У военных, кажется, не бывает средней продолжительности: либо рано, либо долго.
Причём, папа прошёл три войны.
Выросшая в семье военного и привыкшая к частым переездам, переменам мест, Валентина Петровна, уже будучи известной певицей, также много выступала в воинских частях и на теплоходах, находящихся в длительном плавании.
Возможно, что такой несколько кочевой образ жизни помешал Валентине Дворяниновой создать собственную семью, стать хранительницей очага.
Наверное, есть промысл в том, что сейчас даже такие достаточно ориентированные в советской культуре люди, как я и мои сверстники, открывают много нового. Старые новые имена, старые новые произведения искусства. Это те звёзды, которые светят сквозь годы - даже формально считаясь погасшими. Это та правда, в которой сила.
Сколько бы подписчиков, лайков и денег ни приносили кривляния в Тик-Токе...