Найти тему

– Тот, чьё имя нельзя называть – Волан-де-Морт?! – МАКБЕТ!

Одноименная пьеса, поставленная Олегом Меньшиковым в театре имени Ермоловой. Размышления и впечатления. 

Олег Меньшиков «Макбет», фото из открытых источников
Олег Меньшиков «Макбет», фото из открытых источников

Безусловно театр начинается с вешалки, но если отмотать чуть назад, то кого видит каждый посетитель в независимости от того в верхней одежде он или без? Конечно, охрану! С неё же, а точнее с него, и начинается спектакль, который мне удалось посетить 11 июня.

Безымянный охранник с одним лишь фонариком в руке и связкой ключей в кармане, что шумят при каждом его шаге, поднимается в кромешной темноте к уже закрытому занавесу. Выступление давно прошло, актеры ушли, свет погас – театр спит. А значит самое время проверить основную сцену. Там то он и находит, оставленную кем-то или чем-то (мистическая часть присутствует и в этой части спектакля) пьесу Шекспира «Макбет». 

Бац! И мы уже перенеслись в действия трагедии. К слову, таких «Бац!» будет немало: зритель то и дело путешествует между вымыслом – действиями пьесы и реальностью – чтецом-охранником. 

Скажу сразу, для любителей «классической» классики это будет тихий (а точнее громкий за счёт всех этих «бац») ужас. Поставновка современна. Хотя бы потому что к спектаклю нас готовят ещё до начала: звуки утекающей воды, чей-то смех, плач — всё это слышно на всей территории театра, тут же и «разбросаны» декорации. Многочисленные коробки на колесиках, с помощью которых передвигается (внутри и снаружи) главный герой, он же режиссёр и художественный руководитель театра – Олег Меньшиков. 

Про создателя Макбета он говорит следующее: «Шекспир писал пьесу не про тиранов и злодеев. Он писал про нас, про жизнь, про ее конечность, про то, что каждый поступок отражается на твоей жизни, каждая мысль меняет твое дальнейшее существование. Шекспир – это всегда знак вопроса. Какой-то код, который нам бросили через века и который мы пытаемся расшифровать. Шекспир – это что-то гораздо большее, чем драматург. Он – философ, мыслитель. Целая вселенная. Сколько будет существовать человечество, столько оно и будет эту загадку разгадывать».

Писать про сюжет, думаю, не стоит. Для тех, кто читал или смотрел, ничего нового я не расскажу, а для тех, кто «не в теме», моего пересказа будет мало. В двух словах: жадность губит. И если разгадать загадку, конечно же, не удалось, то донести замысел, что заложил в пьесу великий драматург, получилось на все 100 (100 минут, что шла пьеса). 

Что же касается проклятья (в театральном сообществе считается дурным знаком произносить название пьесы вслух в помещении театра. Вместо этого актёры и остальные члены театральной группы употребляют Шотландская пьеса), то тут театр Ермоловой решил поддержать древнюю традицию и охранник так и не произносит, а точнее может произнести, название трагедии (духи театра помешали). 

Быть может поэтому вот уже четыре года спектакль собирает аншлаг за аншлагом, актеры выходят на поклон до пяти раз (только при мне занавес поднимали трижды), а цены на билеты доходят до 7 тысяч…
#ТЕАТР #театрермоловой #мАКБЕТ #олегменьшиков #спектакль