Найти тему
AR.MOSCOW

КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО: КИЕВО-ЧЕРНИГОВСКАЯ ШКОЛА

Друзья, сегодня мы начинаем серию постов о каменном зодчестве, которое возникло на Руси в 10 веке.

Молодому государству, только что обрётшему христианство, крайне необходимо было всеми силами укреплять новую веру, и возведение величественных каменных монументальных храмов как нельзя лучше помогало в решении этой задачи.

В первых архитектурных сооружениях хорошо видно влияние Византии. Но уже тогда они имели русскую самобытность — умение создателей органически вписывать храмы в окружающий ландшафт. Мастера умело выбирали места для храмов по берегам рек, озёр, на возвышениях, чтобы они были маяками для путников.

Соборы строили в византийской технике смешанной кладки: плинфы (древний плоский кирпич сделанный из обожжённой глины) и толстого слоя цемянки (предок цемента, состоявшей из извести и битого кирпича розового цвета).

-2

Отдельно стоит рассмотреть архитектуру киево-черниговской школы, которая в связи с политическими и экономическими изменениями способствовала появлению нового упрощённого типа храма — компактной по объёму четырёхстолпной церкви.

Далее расскажем о самых известных архитектурных сооружениях того времени.

🛕 Церковь Богородицы (Десятинная), возведённая, конечно, не нашими мастерами, а греками, в Киеве в 988-996 годах по инициативе князя Владимира, стала первым православным каменным храмом на Руси. Название происходит от десятой части годового дохода, которую князь выделил на строительство и содержание храма в первые годы.

-3

До недавнего времени считалось, что храм был крестово-купольный, похожий на византийский собор святой Софии, но последние раскопки в 2005 году показали, что храм был базиликой. Вы только представьте, какое удивление и восхищение вызывал огромный (35х37 м) каменный храм посреди деревянного города у жителей!

В 1017 и 1203 первое строение храма подверглось пожару, а в 1240 году и вовсе рухнуло во время осады города ордой Батыя, когда, по легенде, все жители Киева, пытаясь спастись, забрались наверх храма.

Второе здание Десятинной церкви было построено только в 1824 году на средства царской семьи. В ней был установлен иконостас, который был точной копией иконостаса Казанского собора Санкт-Петербурга — его иконы были точной копией работ Боровиковского. Это здание было разрушено в период массовых гонений на церковь в 1936 году и полностью разобрано на кирпич, использованный для построек в городе.

🛕 Собор святой Софии в Киеве возведён по приказу Ярослава Мудрого между 1011 и 1037 годами. Для строительства главного храма были приглашены, конечно, греческие зодчие. Собор построили в византийском стиле, пятинефный, крестово-купольный, с равным греческим крестом в основании, с тринадцатью куполами. Вокруг собор окружали две разноуровневые галереи-гульбища.

-4

Внутри пространство храма очень органичное, снизу вверх видится крест.

Мало с чем в мире можно сравнить уникальную поверхность мозаик собора. Самая известная из них — Богородица «Нерушимая Стена». На стенах собора — свыше 7 тысяч уникальных граффити 11-12 веков.

-5

Софийский собор много раз подвергался разрушениям и разграблениям. В 12 веке случился пожар, в 13 веке собор разграбили монголы. Полностью храм восстановили в конце 17 века, но переделали его полностью в стиле украинского барокко и пристроили колокольню. Ещё одна попытка уничтожить храм произошла в 20 веке, но большевикам помешала Франция. С 1934 года ансамбль собора превратился в Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей».

-6

🛕 Успенский собор Киево-Печерской лавры, возведённый в 11 веке, стал первым каменным сооружением на территории Печерского монастыря. В закладке храма участвовал сын Ярослава Мудрого — великий князь Святослав. Тут хранилась главная святыня монастыря — икона Успения Богородицы. Строительством занимались византийские мастера, о чём свидетельствуют знаки на плинфе, а также отдельные буквы и даже слова, написанные кириллицей.

-7

Храм неоднократно подвергался многочисленным перестройкам, что усложняло изучение его первоначального облика. Но известно, что изначально храм представлял собой крестово-купольную одноглавую шестистопную постройку высотой 43 метра, без галерей, с тремя нефами, завершавшимися с востока тремя гранёными апсидами. В западной части над нартексом находились небольшие хоры, на которые вела наружная лестница с северной стороны. Собор завершался высокой главой. Значимость этого храма в том, что его пропорции станут основой для зарождающейся русской храмовой архитектуры.

Внутри храм украшен мозаиками, выполненными, в том числе первым русским мастером — Алипием Печерским.

С древних времён Успенский собор стал усыпальницей киевских князей, литовских и украинских магнатов и представителей высшего духовенства.

-8

🛕 Храм Спаса на Берестове в Киеве или Спасо-Преображенская церковь, была построена в конце 11 – начале 12 столетия в селе Берестово (сегодня – Киев, рядом с Киево-Печерской лаврой), где в то время находилась резиденция киевских князей. Инициатор возведения — Владимир Мономах. В летописях собор упоминается как усыпальница рода Мономаховичей. Здесь в 1138 году похоронена дочь Мономаха Евфимия, в 1157 — Юрий Долгорукий, основатель города Москвы, а в 1172 — его сын Глеб.

До наших дней церковь Спаса дошла с большими изменениями. Первоначально она выглядела крестово-купольным шестистолпным храмом с тремя полуциркульными апсидами на востоке, венцом которого был сферический купол. Стены церкви выложены из кирпича способом «утопленного ряда». Фасады храма украшали широкий меандровый фриз, крестики, пилястры, декоративные ниши.

-9

Судьба церкви Спаса на Берестове многострадальная. Она пережила землетрясение 13 века, монголо-татарского нашествие, антиправославный декрет 1481 года, запрещающий ремонтировать и восстанавливать православные храмы, нашествия татарского хана Менгли-Гирея в 1482. В 1640-х годах разрушенную церковь восстанавливает киевский митрополит Пётр Могила. Вследствие реставрации древнее сооружение приобрело вид украинской крестообразной церкви и просуществовало в таком виде без изменений почти 50 лет. В 1970-х года в храме обнаружена фресковая живопись 11-12 веков.

-10

🛕 Церковь Богородицы Пирогощи в Киеве (pirgos — башня по-гречески) — один из старейших храмов города, упомянутый в литературном памятнике «Слово о полку Игореве». Согласно Лаврентьевской летописи, храм построен в 1132-1136 годах при княжении сына Владимира Мономаха — Мстислава Великого, на Подоле, у подножия Замковой горы. Построен храм был на купеческие деньги. В то время церковь имела в основе небольшой трёхнефный храм, увенчанный куполом. Стены свода украшались фресками, пол — глазурованными и мозаичными плитами.

-11

В 1240 году храм был почти разрушен при нашествии монголов. К 1474 году восстановлен и празднично освящён, однако через 8 лет вновь сильно пострадал при набеге крымского хана Менгли-Гирея на Киев. В 1613-1614 годах после пожара 1611 года церковь реконструировал итальянский архитектор Себастьяно Браки. В 1936 году храм был снесён большевиками, а в 1998 году снова восстановлен на историческом месте в предполагаемом первоначальном облике.

-12

🛕 Спасо-преображенский собор в Чернигове — один из древнейших храмов Руси. Расположен в историческом центре Чернигова. Этот храм больше всего похож на базилику. Основатель Спасского собора — один из самых известных черниговских князей, сын Владимира Великого и брат Ярослава Мстислав Храбрый.

Возводили собор мастера из Тмутаракани, которые подражали в строительстве не только византийской традиции, но и традиции Малой Азии и Закавказья или Болгарии. Возможно, именно этим объясняется форма собора и его планировочно-пространственное решение.

-13

Его уникальность в сочетании типичной византийской крестовой схемы с элементами романских базилик. Ни один из других древнерусских храмов такого планирования не имел. Фасады храма декорированы орнаментальными узорами, выложенными кирпичом во время кладки (меандры, кружево, кресты).

Восстанавливали храм уже в казацкий период в 17 веке. Тогда надстроили апсиды и возвели барочные купола. Письменные источники свидетельствуют, что до 1572 года в церкви Спаса сохранялись мощи убитого в Орде князя Черниговского Михаила, которые позже перевезли в Московский Кремль.

🛕 Храм Параскевы Пятницы в Чернигове — один из 19 храмов Руси, уцелевших после нападений монголо-татар на Русь в 13 веке. Построен в конце 12 века на средства самых богатых торговцев Чернигова или, по другим источникам, черниговского князя Игоря Святославовича. Посвящена святой Параскеве Пятнице — покровительнице торговли.

Пятницкий храм является очень важным для истории архитектуры, так как он стал прекрасным образцом нового архитектурного стиля, сформировавшегося на Руси к концу 12 века.

-15

Церковь представляет собой крепость с толстыми стенами и удлинёнными окнами-бойницами на большой высоте. Каменные стены плавно переходят в поддерживающие барабан арки, образующие второй ярус строения. Над ним с внешней стороны надстроен ещё и третий ярус «кокошников», набегающих на свод, словно волны. Появляется очень большая высота, ложные закомары и трёхлопастная бегущая арка.

-16

К огромному сожалению, почти все храмы были переделаны в 17-18 веке в стиле украинского барокко.

-17

Вам тоже кажется, что все изменения в стиле украинского барокко были сделаны зря?

Ставьте 👍, если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.

#armos #россия #russia #храмы #архитектура #каменноезодчество #киевочерниговскаяшкола #искусство