Друзья, сегодня мы начинаем серию постов о каменном зодчестве, которое возникло на Руси в 10 веке.
Молодому государству, только что обрётшему христианство, крайне необходимо было всеми силами укреплять новую веру, и возведение величественных каменных монументальных храмов как нельзя лучше помогало в решении этой задачи.
В первых архитектурных сооружениях хорошо видно влияние Византии. Но уже тогда они имели русскую самобытность — умение создателей органически вписывать храмы в окружающий ландшафт. Мастера умело выбирали места для храмов по берегам рек, озёр, на возвышениях, чтобы они были маяками для путников.
Соборы строили в византийской технике смешанной кладки: плинфы (древний плоский кирпич сделанный из обожжённой глины) и толстого слоя цемянки (предок цемента, состоявшей из извести и битого кирпича розового цвета).
Отдельно стоит рассмотреть архитектуру киево-черниговской школы, которая в связи с политическими и экономическими изменениями способствовала появлению нового упрощённого типа храма — компактной по объёму четырёхстолпной церкви.
Далее расскажем о самых известных архитектурных сооружениях того времени.
🛕 Церковь Богородицы (Десятинная), возведённая, конечно, не нашими мастерами, а греками, в Киеве в 988-996 годах по инициативе князя Владимира, стала первым православным каменным храмом на Руси. Название происходит от десятой части годового дохода, которую князь выделил на строительство и содержание храма в первые годы.
До недавнего времени считалось, что храм был крестово-купольный, похожий на византийский собор святой Софии, но последние раскопки в 2005 году показали, что храм был базиликой. Вы только представьте, какое удивление и восхищение вызывал огромный (35х37 м) каменный храм посреди деревянного города у жителей!
В 1017 и 1203 первое строение храма подверглось пожару, а в 1240 году и вовсе рухнуло во время осады города ордой Батыя, когда, по легенде, все жители Киева, пытаясь спастись, забрались наверх храма.
Второе здание Десятинной церкви было построено только в 1824 году на средства царской семьи. В ней был установлен иконостас, который был точной копией иконостаса Казанского собора Санкт-Петербурга — его иконы были точной копией работ Боровиковского. Это здание было разрушено в период массовых гонений на церковь в 1936 году и полностью разобрано на кирпич, использованный для построек в городе.
🛕 Собор святой Софии в Киеве возведён по приказу Ярослава Мудрого между 1011 и 1037 годами. Для строительства главного храма были приглашены, конечно, греческие зодчие. Собор построили в византийском стиле, пятинефный, крестово-купольный, с равным греческим крестом в основании, с тринадцатью куполами. Вокруг собор окружали две разноуровневые галереи-гульбища.
Внутри пространство храма очень органичное, снизу вверх видится крест.
Мало с чем в мире можно сравнить уникальную поверхность мозаик собора. Самая известная из них — Богородица «Нерушимая Стена». На стенах собора — свыше 7 тысяч уникальных граффити 11-12 веков.
Софийский собор много раз подвергался разрушениям и разграблениям. В 12 веке случился пожар, в 13 веке собор разграбили монголы. Полностью храм восстановили в конце 17 века, но переделали его полностью в стиле украинского барокко и пристроили колокольню. Ещё одна попытка уничтожить храм произошла в 20 веке, но большевикам помешала Франция. С 1934 года ансамбль собора превратился в Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей».
🛕 Успенский собор Киево-Печерской лавры, возведённый в 11 веке, стал первым каменным сооружением на территории Печерского монастыря. В закладке храма участвовал сын Ярослава Мудрого — великий князь Святослав. Тут хранилась главная святыня монастыря — икона Успения Богородицы. Строительством занимались византийские мастера, о чём свидетельствуют знаки на плинфе, а также отдельные буквы и даже слова, написанные кириллицей.
Храм неоднократно подвергался многочисленным перестройкам, что усложняло изучение его первоначального облика. Но известно, что изначально храм представлял собой крестово-купольную одноглавую шестистопную постройку высотой 43 метра, без галерей, с тремя нефами, завершавшимися с востока тремя гранёными апсидами. В западной части над нартексом находились небольшие хоры, на которые вела наружная лестница с северной стороны. Собор завершался высокой главой. Значимость этого храма в том, что его пропорции станут основой для зарождающейся русской храмовой архитектуры.
Внутри храм украшен мозаиками, выполненными, в том числе первым русским мастером — Алипием Печерским.
С древних времён Успенский собор стал усыпальницей киевских князей, литовских и украинских магнатов и представителей высшего духовенства.
🛕 Храм Спаса на Берестове в Киеве или Спасо-Преображенская церковь, была построена в конце 11 – начале 12 столетия в селе Берестово (сегодня – Киев, рядом с Киево-Печерской лаврой), где в то время находилась резиденция киевских князей. Инициатор возведения — Владимир Мономах. В летописях собор упоминается как усыпальница рода Мономаховичей. Здесь в 1138 году похоронена дочь Мономаха Евфимия, в 1157 — Юрий Долгорукий, основатель города Москвы, а в 1172 — его сын Глеб.
До наших дней церковь Спаса дошла с большими изменениями. Первоначально она выглядела крестово-купольным шестистолпным храмом с тремя полуциркульными апсидами на востоке, венцом которого был сферический купол. Стены церкви выложены из кирпича способом «утопленного ряда». Фасады храма украшали широкий меандровый фриз, крестики, пилястры, декоративные ниши.
Судьба церкви Спаса на Берестове многострадальная. Она пережила землетрясение 13 века, монголо-татарского нашествие, антиправославный декрет 1481 года, запрещающий ремонтировать и восстанавливать православные храмы, нашествия татарского хана Менгли-Гирея в 1482. В 1640-х годах разрушенную церковь восстанавливает киевский митрополит Пётр Могила. Вследствие реставрации древнее сооружение приобрело вид украинской крестообразной церкви и просуществовало в таком виде без изменений почти 50 лет. В 1970-х года в храме обнаружена фресковая живопись 11-12 веков.
🛕 Церковь Богородицы Пирогощи в Киеве (pirgos — башня по-гречески) — один из старейших храмов города, упомянутый в литературном памятнике «Слово о полку Игореве». Согласно Лаврентьевской летописи, храм построен в 1132-1136 годах при княжении сына Владимира Мономаха — Мстислава Великого, на Подоле, у подножия Замковой горы. Построен храм был на купеческие деньги. В то время церковь имела в основе небольшой трёхнефный храм, увенчанный куполом. Стены свода украшались фресками, пол — глазурованными и мозаичными плитами.
В 1240 году храм был почти разрушен при нашествии монголов. К 1474 году восстановлен и празднично освящён, однако через 8 лет вновь сильно пострадал при набеге крымского хана Менгли-Гирея на Киев. В 1613-1614 годах после пожара 1611 года церковь реконструировал итальянский архитектор Себастьяно Браки. В 1936 году храм был снесён большевиками, а в 1998 году снова восстановлен на историческом месте в предполагаемом первоначальном облике.
🛕 Спасо-преображенский собор в Чернигове — один из древнейших храмов Руси. Расположен в историческом центре Чернигова. Этот храм больше всего похож на базилику. Основатель Спасского собора — один из самых известных черниговских князей, сын Владимира Великого и брат Ярослава Мстислав Храбрый.
Возводили собор мастера из Тмутаракани, которые подражали в строительстве не только византийской традиции, но и традиции Малой Азии и Закавказья или Болгарии. Возможно, именно этим объясняется форма собора и его планировочно-пространственное решение.
Его уникальность в сочетании типичной византийской крестовой схемы с элементами романских базилик. Ни один из других древнерусских храмов такого планирования не имел. Фасады храма декорированы орнаментальными узорами, выложенными кирпичом во время кладки (меандры, кружево, кресты).
Восстанавливали храм уже в казацкий период в 17 веке. Тогда надстроили апсиды и возвели барочные купола. Письменные источники свидетельствуют, что до 1572 года в церкви Спаса сохранялись мощи убитого в Орде князя Черниговского Михаила, которые позже перевезли в Московский Кремль.
🛕 Храм Параскевы Пятницы в Чернигове — один из 19 храмов Руси, уцелевших после нападений монголо-татар на Русь в 13 веке. Построен в конце 12 века на средства самых богатых торговцев Чернигова или, по другим источникам, черниговского князя Игоря Святославовича. Посвящена святой Параскеве Пятнице — покровительнице торговли.
Пятницкий храм является очень важным для истории архитектуры, так как он стал прекрасным образцом нового архитектурного стиля, сформировавшегося на Руси к концу 12 века.
Церковь представляет собой крепость с толстыми стенами и удлинёнными окнами-бойницами на большой высоте. Каменные стены плавно переходят в поддерживающие барабан арки, образующие второй ярус строения. Над ним с внешней стороны надстроен ещё и третий ярус «кокошников», набегающих на свод, словно волны. Появляется очень большая высота, ложные закомары и трёхлопастная бегущая арка.
К огромному сожалению, почти все храмы были переделаны в 17-18 веке в стиле украинского барокко.
Вам тоже кажется, что все изменения в стиле украинского барокко были сделаны зря?
Ставьте 👍, если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.⠀
#armos #россия #russia #храмы #архитектура #каменноезодчество #киевочерниговскаяшкола #искусство