Возможно, я никогда не был 40-летней женщиной, поэтому мне трудно понять всю полноту их сомнений в столь опасном возрасте. Но, могу вас уверить, что и 60-летней бабушкой мне также не придётся побывать. Но вот когда я смотрел, считающийся творческой удачей Тодоровского, фильм "Любимая женщина механика Гаврилова", то мне было на удивление скучновато. Наверное, призванный написать сценарий этой мелодрамы Сергей Бодров-ст., где-то умудрился прочитать пьесу "В ожидании Годо" Беккета, и потому картина вышла несколько запутанной. Хотя здесь довольно достоверно показаны переживания советской женщины "бальзаковского" возраста, которая весь фильм ждёт появления своего, скорее всего последнего в жизни, возлюбленного.
Вот, к примеру, один из выдающихся фильмов практически на ту же тему, "Дневной поезд", воспринимается совсем по-иному. Возможно, дополнительный антураж этой житейской истории придаёт присутствие на экране чудесно ироничного Валентина Гафта. Да и у многочисленных "рязановских", не слишком счастливых в личной жизни дам, также довольно понятная мотивация.
На мой, сугубо мужской взгляд, Пётр Ефимович абсолютный гений, но вот его "гаврилииада" с появлением в самом окончании картины молчаливого, долгожданного всеми механика, мне не слишком близка. По рассказам самого тов. Гаврилова-Шакурова, в сценарии его героя должны были доставить к Рите на "скорой помощи" в инв. кресле с загипсованными лодыжками. Но вы знаете характер Сергея Каюмовича. Поговорив с Гурченко, он на утро объявил обескураженному Тодоровскому новую версию финала. Заранее надорвав дорогущий пиджак, артист предложил ему малоромантичный выход из милицейского "бобика", что более всего соответствовало перманентному ожиданию его персонажа трепетной Маргаритой Сергеевной Соловьёвой. Уже потом загоревшийся режиссёр добавил стеклянную "перегородку" и… кино получилось.
Да, всё же хочется поговорить о странных сценариях. Вот, исключительно одарённый Григорий Горин по просьбе Александра Серого, написал в 1976 году сценарий фильма "Ты - мне, я - тебе". Получилось какое-то невзрачное кино с немыслимым созвездием прекрасных советских актёров. А тремя годами позже Григорий Израилевич "разродился" признанным шедевром под названием «Тот самый Мюнхгаузен». Видимо масштабный Захаров был большим источником вдохновения, чем тогдашний тов. Серый.
В общем, если народу тогда и сейчас нравится "притча" Петра Тодоровского о неком удивительном "механике Гаврилове", то так тому и быть. Вспоминать, что в начале 60-х, процент разводов был меньше одного, сегодня весьма наивно. Но, тем не менее - что в "оттепель", что в 70-е, что сегодня, когда возраст женщины бессовестно подбирается к сорока, их, безусловно, всё сильнее пугает одиночество и неустроенность личной жизни. А вот нас, дяденек, которым лет, как в последний год Александра Серого, расстраивают несостоявшиеся амбиции и бесцельность прожитой одинокой жизни. Великолепная Людмила Гурченко, по её рассказам, именно во время съёмок этой картины в Одессе, встретила местного юношу Сергея 1961 года рождения, который лишь в 1993-м стал её "заключительным" мужем.
Эх, да что мы, вообще, понимаем в женщинах!)))