Продолжаем рассказ о нашей экскурсии со студентами-дизайнерами. Читайте здесь о знакомстве с производством фарфора в Ликино-Дулёво https://zen.yandex.ru/media/id/61d5b2153a6ca93284ba2bbf/62a3603ccbfb6327438d0d34, рассказ о мастер-классе по росписи тарелок и посещении фирменного магазина фарфора https://zen.yandex.ru/media/id/61d5b2153a6ca93284ba2bbf/62a3865a4eb1347471585b84.
А после Ликино наш автобус отправился в Павловский Посад, это не так далеко от Ликино-Дулёва, где-то с полчаса езды. К сожалению, мы не были на производстве, а только в музее русских платков и шали, и фирменном магазине.
Музей располагается в городском Дворце культуры.
Он в общем-то небольшой, несколько просторных комнат. И рассказывается здесь экскурсоводами о появлении женских народных головных уборов, их трансформации в головные платки, появлении шалей в России, развитии производства по набойке узоров на ситец, шерсть и шёлк.
Когда-то большие платки просто вышивали, ими покрывали головные уборы замужних женщин и кокошники девушек. Платки были повседневными или праздничными, с богатой вышивкой золотом для невест.
С развитием технологий по набойке узоров на ткань производство платков стало более массовым, а сами платки – более доступными по цене. И ткани более прочными, носкими, более долговечными краски. Платок становится четырехугольным, с большим узорчатым полем, складывающимся до привычного треугольника.
Во времена Петра Великого русский народный костюм под влиянием европеизации начинает постепенно изменяться. Почти не используются старинные женские головные уборы, вытесняемые в народной среде платками, которые становятся наиболее распространённым элементом женского убранства.
Платки, как наиболее распространённый аксессуар, становится и своего рода элементом пропаганды. С помощью нанесённых рисунков его используют для донесения нужной информации до населения, например, о праздниках, именинах монархов, или, например, печатают на платке даже воинский устав. Пока служивые едут на место службы, могут выучить устав.
В раннее советское время традиции распространения информации через платки сохранилась, ведь половина страны была неграмотной, не читала газеты и книги, а других средств информации ещё не было. Используя платки, люди хотя бы по рисункам могли узнать, кто является главой страны.
А вот шали появились много позже платков с набивным рисунком. И с этим связана интересная история о Жозефине, жене французского императора Наполеона. Тогда, в начале девятнадцатого века, в моду вошли женские наряды, напоминающие античные. Лёгкие, воздушные, они не грели модниц. И как-то замёрзнув на балу Жозефина накинула на свой туалетец персидскую шаль для сугреву. Её примеру стали следовать и другие французские дамы, что привело к моде на большие шали с кистями и палантины.
Эта мода вскоре проникла и в Россию, вызвав бум на аксессуар, напоминающий русские платки. Шали были более объёмными, четырёхугольным квадратом, со сложным рисунком, украшенные кистями. И не только шерстяные, но и шёлковые. Ими можно было не только покрыть голову, но и закутаться в них, что было важно в условиях холодных русских зим. Стоили они очень дорого, по несколько тысяч, на которые тогда можно было купить целое стадо коров.
Павловопосадская фабрика стала одним из первых производств в России по массовому изготовлению шалей с набивным рисунком, что удешевило их производство, как и некогда платков, сделало шали более доступными для населения.
В советское время павловопосадская фабрика уцелела, её производство было механизировано, ручная набивка рисунка уступает место автоматам. Но главное то, что сохранились традиции орнамента, цветовой гаммы, что делает русские платки и шали так узнаваемы.
Это видно и в ассортименте магазина платков и шалей. Какой бы не была расцветка платка или узор, что-то общее всё же в них есть. К сожалению, в магазине все изделия висят в ряд за прилавком и рассмотреть шали и платки можно только попросив продавца. Ориентироваться можно на приглянувшийся цвет, а потом попросить продавца развернуть шаль. Ну или заранее присмотреть нужное в интернет-магазине, а потом на месте уже найти и лучше рассмотреть понравившуюся вещь. Так делали некоторые из нашей группы.
Помимо шалей здесь можно купить и небольшие косыночки ценой от 300 руб., шарфики, мужские кашне и широкие шарфы. Цена на шали начинается от 1200 руб. и выше. А в другой комнатке магазина продают ещё и лоскутки, оставшиеся от производства. Их покупают, как сказала продавец, мастерицы для кукол, но, наверное, можно из них сшить и самостоятельно шарфик или кашне.
Ну и несколько слов о мастер-классе, что провели с нами. На столах нас ждали лоскуты льняной ткани, деревянные трафареты с рисунками и молоточки. В деревянных корытцах у мастера были разведены красная и зелёная акриловые краски. После инструктажа нам было предложено разработать свой рисунок и набить его на ткань. На трафаретах были вытеснены различные растительные мотивы: цветы, разнообразные веточки, фирменные павловопосадские «огурцы»-завитушки, и зверюшки: мышки, лягушки, зайчики и котики.
Трафарет опускается в краску, прижимается к ткани и придерживая одной рукой нужно постучать молоточком по трафарету, чтобы оттиск рисунка получился чётким.
Краска сохнет быстро, так что, закончив работу, мы получили свой льняной платочек завёрнутым в трубочку и связанным холщовой ленточкой. Вот и ещё один сувенир мы увезли на память об экскурсии.
Кстати, Павловский Посад – это не только известное производство знаменитых платков, но и дом-музей замечательного советского актёра Вячеслава Тихонова, ведь здесь он родился. Его именем назван фестиваль культуры, который проходит ежегодно в городе. Так что есть повод ещё раз приехать в этот старинный городок, тем более что расположен он от Москвы недалеко, и есть прямое железнодорожное сообщение.
Благодарим за дочитывание статьи. Если Вам понравилась статья и оказалась полезной – поставьте лайк! Вам несложно, а нам становится понятно, что именно интересно нашим читателям.
Будем рады подписке на наш канал, можно и взаимно.