28 мая 1987 года Матиус Руст, прилетев из Германии, посадил самолёт на Большом Москворецком мосту. Такой беспрепятственный перелёт стал одним из самых невероятных событий СССР.
Этот инцидент показал Советской власти, как на самом деле обстоят дела с безопасностью страны. После случившегося, началась масштабная волна увольнений, жёстких проверок воинских частей, расстрелов и арестов командующих.
«После пролёта Руста в советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооружённых сил, организованной Сталиным в 1937 году» - американский специалист по национальной безопасности Вильямом Одомом.
Безумная идея
Матиус-Руст родился 1 июня 1968 году. С самого детства он мечтал о полётах. И в возрасте 17 лет, он смог получить лицензию пилота в родном городе Гамбурге.
Спустя год, в возрасте 18 лет, молодой пилот замыслил грандиозный перелёт Германия—Москва. Для этого, 13 мая он арендовал самолёт "Сессна-172 Скайхок", убрал задние сиденья и погрузил туда дополнительные баки топлива.
Спустя 5 часов полёта Матиус-Руст произвёл первую посадку в Шотландии, потом в Исландии, чтобы посетить место встречи Рейгана и Горбачёва.
"Я почувствовал, что вошёл в контакт с духом этого места. Меня заполнили эмоции и разочарование от провала саммита, и оттого, что я не смог здесь оказаться прошлой осенью. Это мотивировало меня продолжить" - Матиус-Руст
25 мая, побывав в Финляндии, молодой пилот решил, что набрался опыта и отточил навыки, поэтому принял решение брать курс на Москву. Конечно, сомнения в столь странной затее, его не оставляли и он постоянно повторял про себя:
«Да, я должен это сделать» — «Нет, это безумие».
28 мая Матиус-Руст заправил самолёт, изучил сводки погоды и сообщил диспетчеру о направление в сторону юго-запада в Стокгольм.
«Я выбрал такой курс, так как всё-таки думал, что струшу. А так, я оставил себе шанс передумать»
Дело сделано
Уже через двадцать минут после взлёта Руст отключил все средства связи и изменил маршрут. После исчезновения самолёта диспетчеры забили тревогу и запустили поисково-спасательные операции. (по возвращении в Германию он получил счёт за ложную тревогу в размере 100 тысяч долларов.)
А молодой пилот, тем временем, уже пересёк границу СССР недалеко от города Кохта-Ярве. Чтобы ориентироваться на местности, Руст не только использовал обычный магнитный компас, но и заранее изучил всевозможные заметные места, по котором можно было бы понять, где он находится.
Так, сначала он совершил полёт над Чудским озером, затем над Ильменьским и Селигером, пока не добрался до ж/д путей Ржев-Москва. Тогда-то он уже с лёгкостью понял, куда необходимо держать курс.
«А где-же ПВО?» - Спросите вы.
Практически на протяжении всего пути самолёта Матиус-Руста в небо по команде поднимались скоростные истребители разных городов. Но из-за его низкой высоты полёта и маленькой скорости пилотирования, советские самолёты не имели возможности сопровождать его весь путь следования, а никаких других чётких команд пилоты СССР так и не получили, поэтому просто возвращались на базу.
И такая ситуация в дальнейшим была оправдана Чикагской конвенцией, в состав которой Советский союз на тот момент входил:
Договаривающиеся государства признают, что каждое государство должно воздерживаться от того, чтобы прибегать к применению оружия против гражданских воздушных судов в полёте, и что в случае перехвата не должна ставиться под угрозу жизнь находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна.
Поэтому, применять оружие и сбивать легкомоторный самолёт немца, никто не планировал. А вынудить его самостоятельно совершить посадку, не имея средства связи с пилотом, было невозможно.
На подлёте к Пскову, где проводили учения, дежурный смены КП ПВО принял его за советский объект. А достигнув Селигера и попав в другую зону ответственности, его ошибочно приняли за одного из участников спасательно-поисковых работ, которые проводились как раз в этом районе.
Осознание военными, что в зоне воздушного пространства находится нарушитель, пришло к ним только тогда, когда Руст пересёк зону Московского округа. Поэтому решив, что ПВО центрального штаба разберётся самостоятельно, не стали информировать Главнокомандующего.
Но ЦКП войск ПВО тоже не отреагировал должным образом. Ведь подобные немецкому легкомоторному самолёту объекту наблюдались в московском воздушном пространстве часто.
В 18:30 молодой пилот из Германии подлетал к Москве с намерением совершить посадку в Кремле или на Красной площади. Но такие планы оказались неосуществимы.
Пролетев несколько раз над центром Москвы, Руст высчитал нужное время светофоров на Большом Москворецком мосту, совершил посадку и накатом доехал до собора Василия Блаженного.
Счастье и эмоции переполняли парнишку. А советские граждане были шокированы такой ситуации и стали брать автографы у неизвестного иностранца.
Спустя час после посадки, Матиус-Руста задержали.
Суд
Возбуждённое расследование не смогло доказать каких-либо мотивов с целью угрозы и нападения на Советский Союз. Поэтому его действия классифицировались как неадекватный и неуравновешенный поступок психически нездорового человека.
Суду было предложена два варианта:
1- признать его невменяемость и отправить на принудительное лечение
2 - наказать обвиняемого за хулиганство
На суде Руст заявил, что его полёт был «призывом к миру».
4 сентября 1987 года немецкий лётчик-любитель был приговорён к 4 годам лишения свободы. Спустя год, в связи с указом об амнистии, его выслали в ФРГ.
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь!
#ссср #советскаяистория #невероятныеистории #фактыизжизни #историческиефакты #советскийсоюз #секретныематериалы