Найти тему

Супермен: оригинальный фильм о супергероях на самом деле не супергеройский фильм

«Супермен» 1978 года был оригинальным современным фильмом о супергероях, вернувшим супергероя из комиксов на большой экран впервые со времен расцвета сериалов в 1940-х годах. (У телесериала «Бэтмен» в 1966 году действительно был спин-офф фильма, но в основном это похоже на расширенный эпизод шоу.) Никогда прежде фильм о супергероях не имел такого огромного бюджета для работы (это был самый дорогой фильм). когда-либо сделанных в то время) или с передовыми спецэффектами. Он восстановил комиксы как прибыльный источник идей для Голливуда и стал прямым предшественником каждого фильма о супергероях, который следовал за ним. И, пересматривая его впервые за многие годы в новой версии 4K UHD, выпущенной Warner Brothers, становится совершенно ясно, что это вовсе не фильм о супергероях.

Как и подобает своему происхождению в 1970-х годах, «Супермен» по сути является фильмом-катастрофой. Это было десятилетие, когда такие фильмы, как «Аэропорт» и «Пылающий ад», доминировали в прокате, и хотя к 1978 году это увлечение уже замедлилось, Супермен полностью обязан ему. Супермен Кристофера Рива почти не борется с какой-либо преступностью — есть единственный монтаж, где он ловит воров и грабителей, и он странным образом заканчивается теперь неприемлемой шуткой о том, как ребенка шлепнули (за кадром) за «солгание» о Супермене. Большая часть фильма посвящена установлению личной жизни Супермена — его рождению на Криптоне, его детству и юношеским годам в Канзасе, его появлению в роли Кларка Кента в Метрополисе и его растущему роману с Лоис Лейн (Марго Киддер), где его две личности составляют две стороны любовного треугольника — чтобы мы поняли его как личность и позаботились о персонажах, которые ему небезразличны, когда что-то пойдет не так. Слишком затянувшаяся кульминация фильма — сплошная катастрофа, где Супермен спасает Калифорнию от землетрясения, устроенного Лексом Лютором (Джин Хэкмен). Он проходит через множество декораций со спецэффектами в рамках студийного тура — взрывы, рушащиеся плотины, поезд, несущийся к мосту, которого больше нет, — и показывает нам, как Супермен спасает положение в любой ситуации. Это как смотреть подборку разных фильмов-катастроф 70-х, но в каждом из них чудесным образом появляется Супермен.

-2

Молодой зритель сегодня, вероятно, не знал бы, что делать с этим фильмом. Он устарел так, как первый фильм Тима Бертона о Бэтмене, который вышел всего 11 лет спустя, не устарел, и поэтому Бэтмен, вероятно, должен получить признание как первый современный фильм о супергероях. Супермен сам по себе странный, и хотя это может звучать как критика, на самом деле это главная причина, по которой фильм так хорошо держится сегодня. Это также прямой результат самой природы Супермена как персонажа.

Несмотря на множество фантастических способностей, которыми создатели DC наделили Супермена на протяжении десятилетий, его величайшей сверхспособностью всегда была надежда. Супермен питается не только желтым солнцем нашей Солнечной системы, но и бездонным колодцем доброты и порядочности, которые вдохновляют каждое его действие. Он здесь не только для того, чтобы спасти нас от преступлений и несчастий, но и для того, чтобы вдохновить нас стать лучше. Супермен в фильме обращается к преступникам с таким же искренним приветствием, как и ко всем остальным, избегая циничных и разрушительных убеждений Бэтмена и еще более жестоких антигероев, которые множились в комиксах на протяжении 1980-х годов. Это потому, что Супермен не ищет мести и даже не пытается бороться с преступностью. Он здесь, чтобы бороться с мышлением и обстоятельствами, толкающими людей к преступлению, руководствуясь своей скромной доброжелательностью и не осуждая слишком строго тех, кто чувствует необходимость прибегнуть к таким проступкам. В фильме нет ничего тонкого в сравнении с Христом, но они никогда не кажутся сентиментальными или утомленными, как из-за превосходной игры Рива, так и из-за того, что Супермен всегда был таким. Супермен понимает, что персонаж — не просто супергерой, а современный светский мессия, и поэтому его длинные сцены спасения перед лицом массового уничтожения — более чем подходящий способ закончить эту конкретную историю.

-3

В фильме говорится, что вера в Супермена может даже гарантировать вам вечную жизнь. Супермен так занят спасением всех остальных в Калифорнии, что не успевает вовремя спасти Лоис Лейн. Держа ее мертвое тело на руках, он придумывает нелепый план прямо из комиксов Серебряного века и летит так быстро вокруг земного шара, что обращает его вращение вспять и таким образом перематывает время. Он старается сначала спасти Лоис при втором шансе, спасая ее от смерти. Загробная жизнь Лоис может быть не на небесах, но затем фильм твердо устанавливает, что ее отношения с Суперменом уже кажутся Лоис довольно небесными, поэтому жизнь с ним на Земле может быть ее личной землей обетованной.

Супермен — это не супергеройский фильм. Если вам нужно определить это, это какой-то квази-духовный романтический фильм-катастрофа, в котором просто так получилось, что в главной роли был оригинальный супергерой. Трудно провести какую-либо прямую связь между этим фильмом и блокбастерами Marvel последнего десятилетия, даже если Супермен заслуживает похвалы за якобы возрождение жанра в 1978 году. неожиданно грустно смотреть сегодня, когда и Рив, и Киддер умерли, но у него все еще есть сила и резонанс, с которыми не может сравниться большинство других фильмов с участием супергероев комиксов. Подобно персонажу Супермена, он стоит особняком как совершенно уникальное творение, которое сегодня может быть слишком легко неправильно понять и не уважать.