Найти тему
Анастасия Миронова

"Учености плоды": очень странный фильм о культурных фашистах от патриота Угольникова

Приболела я тут: прелести школы. Ребенок отходил полторы недели на подготовительные занятия в первый класс - и вот. Но вчера, пока лежала, посмотрела фильм "Учености плоды". Понимаю, что у вас всех вагон времени, вы кино и сериалы смотрите по мере их выхода. У меня же с нашими стройками и огородом времени нет, поэтому я только добралась. Включила чуть ли не наугад: листала список по запросу "российские сериалы 2022" и зацепилась за этот. Посмотреть хотела из-за Игоря Угольникова. Я его до прошлого года никак не воспринимала. Помнила "Оба-на", конферанс, роль Жана-Поля Пискунова - и все. Когда у Дудя вышел выпуск про "Ширли-Мырли", я отметила, что Угольников дал серьезный комментарий. Не под стать сложившемуся его образу. Мне стало любопытно, кто же он теперь, что делает (как-то это мимо меня прошло). Оказалось, что он занимается давно кино, снимает, в роли продюсера и режиссера, серьезные ленты, преимущественно на военную тему ("Батальонъ" - он был продюсер). Еще оказалось, что у Угольникова режиссерское образование и имеет твердую политическую позицию, пусть мне не близкую, зато ее вполне внятно изъясняет.

Кадр из фильма "Учености плоды", hd.kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Учености плоды", hd.kinopoisk.ru

Так что, увидев вчера его сериал, решила посмотреть. В целом, не пожалела. Бывает и хуже.

Фильм из четырех серий. Оккупация немцами Михайловского, немцы считают, что русские не ценят свою культуру и не достойны ею распоряжаться, они присылают директора в мемориальный музей Пушкина, которая объясняет русским, как правильно Пушкина читать, как обходиться с его вещами. Когда советская армия подошла уже на расстоянии в 100 км, немцы решают "эвакуировать" музей в Германию именно потому, что русские не заслуживают Пушкина. Ну и местное население с помощью партизан решает, как быть дальше.

Указано, что фильм основан на реальных событиях. Это меня удивило. У Игоря Угольникова немцы не наносят Михайловскому никакого ущерба, а в конце оккупации стараются вывезти все ценное для сохранения памяти. Пусть и с презрением к русских ("Вы не цените Пушкина"), но они действуют из благородных соображений - спасти культуру.

По фильму получается, что немцы сохранили музей, оберегли его, меж тем как большевики (со слов самоназначенного директора Антипова) там все разграбили

Очень краешком сообщается, что немцы растащили обстановку, гарнитур из карельской березы, например, забрали. Складывается впечатление, что к Пушкину и впрямь явилась культурная высокая нация, которая даже после вечеринки оставляет все чистым и опрятным.

Честно говоря, я, несмотря на близость к Михайловскому и многократные поездки в Псков, Печоры, до Пушкина так и не доехала, знаю о периоде оккупации музея мало. Но вот сейчас почитала: в реальности немцы полностью разрушили усадьбу и в "эвакуацию" везли не культурные ценности, а диваны, кресла, дорогие предметы интерьера. Они там все сожгли, а могилу Пушкина - заминировали. Ни о каком новом директоре, подобном профессору литературы Марии Шиллер, которая в фильме Угольникова приезжает из Рейха спасать музей, упоминаний я не нашла. Был назначенный немцами директор музея Афанасьев с женой (в фильме - Антипов), который все делал в угоду немцам, все ценное им отдал и даже вырубил лес на нужды Вермахта (в фильме Антипов и жена спасают музей).

Вот достаточно подробный, при этом краткий рассказ об оккупации Михайловского. Либо нам тут что-то не рассказали, о чем знает господин Угольников, либо он это выдумал. Что очень странно, ведь режиссер системно демонстрирует патриотизм. У меня нет ответа. Надо больше почитать про те годы в Михайловском.

Что касается самого кино, его качества... Ну, исходные данные известные: немцы, партизаны, порабощенная деревня... Все типично

Из типичных же огрех - отутюженная свежая одежда, что на немцах, что на притащенных в одном исподнем на виселицу крестьянах. Это чудовищная ошибка современных костюмеров, которая портит все впечатление. Шейте из старого сукна. Или простирайте его 5-6 циклов подряд в машинке. Наймите людей, которые два-три дня будут разнашивать одежду. Не утюжьте костюмы перед каждой съемкой. Крестьяне имели одно-два одеяния на всю взрослую жизнь, утюгом владели единицы из тысяч. Немцы тоже, хорошо, если дважды за службу меняли шинель...

В остальном фильм порадовал хорошо проработанными деталями. Нет ляпов в костюмах, интерьере, более того, деталей много - это сегодня редкость. Теперь, как правило, бутафоры ставят в кадр пару исторических вещей, отчего кажется, что люди раньше жили в полупустых помещениях и ходили по пустынным своим дворам.

Много деталей и в игре актеров. Не скажу, что играют все хорошо, но сразу заметно, что Угольников раньше выступал один в кадре: он уделяет внимание мелким движениям, у его актеров все работает. Когда ты один на экране и должен удерживать внимание зрителей полчаса (раньше, во времена "Оба-на", рекламы не было, потом она появилась, но шла редко), то задействуешь все свое тело, все пространство вокруг тебя.

Я это сразу отметила: так мало где сейчас играют. Видна именно школа телевидения 90-х

Актеры в фильме подобраны все сплошь глубоко патриотичные. Сергей Безруков в роли самородка, который из-за контузии в Гражданскую не попал на фронт, не может стрелять и нравится женщинам. Не знаю, по-моему, Безруков не тянет на роль героя-любовника. Недавно его показывали в телерепортаже: он похудел, посвежел, помолодел лет на десять. Но в этом фильме и в "Обители" он какой-то отекший, с толстой шеей, приближающийся к бесформенности. Мне кажется, он страдает от проблем с щитовидкой или чего-то в этом роде. Понятно, что человек не виноват, но все же...

Сергей Безруков и Настасья Кербенген / Кадр из фильма "Учености плоды", hd.kinopoisk.ru
Сергей Безруков и Настасья Кербенген / Кадр из фильма "Учености плоды", hd.kinopoisk.ru

Не знаю, может, я придираюсь сильно, но мне он в этой роли не кажется хорошим.

Понравилась Анастасия Мельникова в роли жены Антипова. Я не так давно видела в какой-то дурацкой передаче интервью с этой актрисой, она рассказывала, что родила дочь (кажется, Марию) и намерена полностью отдаться материнству, она располнела, но не собиралась сидеть на диетах, а также - делать пластику и вообще как-то упахиваться в погоне за моложавостью. В итоге мы имеем женщину, которая выглядит на свой возраст и отлично смотрится в роли такой же женщины. Мне понравилось. Хотя, наверное, и ее на роль выбирали в том числе из-за политических взглядов и работы на власть. Но сыграла хорошо. А, главное, не примелькалась, я давно не видела Мельникову на экранах.

Игорь Угольников и Анастасия Мельникова / Кадр из фильма "Учености плоды", hd.kinopoisk.ru
Игорь Угольников и Анастасия Мельникова / Кадр из фильма "Учености плоды", hd.kinopoisk.ru

Однако едва ли не больше всего впечатляет работа композитора и очень удачное наложение музыки на кадры, особенно - на пейзажные съемки Михайловского. Я прочитала, что Сергей Шустицкий написал 80 минут саундтрека к этому сериалу, который идет 168 минут. Т.е., половину экранного времени звучит оригинальная музыка. Вероятно, это лучший саундтрек в нашем кинематографе последних лет.

Если резюмировать, то плюсы этого кино перевесят его минусы. Детальная проработка декораций, детализированная игра актеров, хороший темп повествования, прекрасная музыка. Один лишь вопрос портит все впечатление - вопрос достоверности. Вроде бы, Угольников хотел показать немцев этакими варварами, которые возомнили себя просветителями, но получились деликатные культурные завоеватели, спасающие для будущих поколений то, что не успели разрушить большевики. О том, что именно эти культурные люди топили печь книгами, сожгли музей и заминировали могилу Пушкина, в фильме ни слова.

Фото: topwar.ru
Фото: topwar.ru

*** Уже после написания этого текста я прочитала, что сегодня вечером в Новгороде в рамках празднования Дня России будут показывать этот фильм на площади у драмтеатра... Ну не знаю, не знаю...

****************************************

Вот здесь я писала об Угольникове в связи с его комментарием о "Ширли-Мырли"