Это произошло на границе III и IV веков - во времена Константина Великого. Святая Елена, мать императора, прибыла в Иерусалим в поисках Креста Животворящего – Креста, на котором распяли Иисуса. Раввином одной из иерусалимских синагог в то время был некий Кириак. Как и где они повстречались – не известно, но они встретились и на вежливую просьбу Елены показать место распятия, Кириак посмел ответить отказом. Его убеждали, упрашивали, пытались подкупить. Кирияк сломался, когда от угроз рукоприкладства перешли к самому действу. Кириак привел Елену со свитой на Голгофу на Лобное место, но не убежал - остался. Любопытство одна из черт богом избранного народа.
Между тем - результат превзошел ожидания: раскопки обнаружили три креста. Какой из них Истинный Крест Господень? Именно в нужный момент прибыл Патриарх Иерусалимский Макарий со своим окружением. Им и предоставили почетную, но тяжелую миссию возложения трех крестов - по очереди - на тело умершего юноши, подвернувшегося очень кстати. Юноша-мертвец ожил при соприкосновении с третьим Крестом Господня. Кириак был поражен увиденным, тот час уверовал и безотлагательно крестился. Позже он отправляется вместе со Святой Еленой в Рим - поклониться мощам Святых Апостолов Петра и Павла.
Путь шел морем, затем через порт Анконы, жители которой упросили Кириака стать их епископом. Он согласился, однако вскоре вновь направился в Иерусалим, где подпал под гонения христиан императора Юстиниана. Кириак не отрекся от христианской веры и принял мученическую смерть.
Впрочем, существует множество разночтений описанных событий.
Наш путь лежит не в Иерусалим, как могло показаться, а в Анкону. Город, который нельзя не полюбить. Так и хочется наговорить кучу хвалебных эпитетов. Да, красивый и интересный город. Но, на этом восхваления заканчиваются. Ведь мы - не за этим, мы - за римскими папами.
У Анконы, как и у всех населенных пунктов Италии, есть свой покровитель – это Святой Кириак. Не тот выдуманный папа Кириак, с которым встречались в Венеции на картинах Карпаччо. Это другой Кириак, совсем другой.
Главному собору Анконы (Кафедральный собор Святого Кириака - Cattedrale di San Ciriaco или Duomo di Ancona) более одной тысячи лет и, как видно из названия, он посвящен нашему Святому мученику Кириаку. Собор представляет собой смешение архитектурных стилей - византийского (планировка в виде греческого креста), романского и готического и считается одной из самых интересных средневековых церквей. Мое стремление в Анкону объясняется просто: я узнал, что город удостоен права сохранять сердце Римского Папы Пия II. То есть, где-то в реликварии в соборе есть сердце Папы Пия II.
Кто же такой этот Пий II (в миру - Энеа Сильвио Бартоломео Пикколомини, Анкона) - Папа Римский с 1458 года по 1464 года.
Очень интересная личность, но об этом – надеюсь – в другом рассказе. В преклонные годы Папа Пий II стал одержим идеей обратить турок в христианство, при его дворе даже составлялось письмо, призывающее турецкого султана, принять учение Христа. Как мы знаем - все без толку. Параллельно с убеждениями Пий II не жалел золота, сил и здоровья на организацию военного освобождения Константинополя от турок.
По замыслу Папы в Анкону из стран Европы должна прибыть огромная армия крестоносцев, а венецианский флот - доставить их в Византию. Удалось собрать скромную, даже по понятиям того времени, мало организованную толпу. Этих вояк, количество которых с каждым днем таяло от напрасного ожидания, дезертирства и инфекционных болезней, перевозить по морю было не на чем. Кораблей все не было. Пий II, провозгласивший начало Крестового похода, прибыл в Анкону чтобы лично возглавить это безнадежное мероприятие. Его с большим трудом, ели живого, не смотря на слабеющее здоровье, доставили из Рима. К середине августа 1464 года терпение кончилось, стало ясно – венецианцы со свойственной им необязательностью обманули – галер не будет. От перенесенных огорчений, напрасных трудов и ожиданий Папа Пий II скончался 14 августа 1464 года. Как говорили «от удара». Он не скончался в своей папской постели – он по слухам - умер стоя у окна в ожидании этих мерзавцев из Венеции на их мерзких кораблях. Папа скончался - без него вся затея с очередным походом на турок развалилась. Венецианские галеры наконец прибыли, но слишком поздно. Смело можно сказать – эпоха крестовых походов безвозвратно ушла.
Тело папы, уже с признаками разложения доставили в Рим, где с соответствующими почестями захоронили в соборе Святого Петра. Но на этом приключения останков Пия II не закончились.
Первое место захоронения папа обрел в Старом соборе Святого Петра в часовне Святого Андрея. Затем при строительстве Нового собора его останки перенесли в Ватиканские гроты, а в 1623 году Папа Пий II и его племянник – Папа Пий III нашли окончательный приют в римской церкви Сант Андреа делла Валле (Sant’Andrea della Valle» в двух схожих шикарных гробницах. А Анкона удостоилась чести сохранять сердце Папы. Навсегда.
Когда я с трудом – по жаре - преодолел путь от вокзала до подножия горы, на которой располагался собор Святого Кириака, а затем поднялся на свою голгофу на гору к соборной площади, то стал понимать состояние Папы Пия после переезда из Рима в Анкону. Короче – был еле-еле жив. Но действо на площади перед собором привело в нормальное состояние: отмечался какой-то религиозный праздник.
Одни молодые ребята на импровизированной сцене устанавливали кресты, другие примеривались быть распятыми на этих крестах. Все это под хохот на сцене и подбадривающие выкрики от многочисленных зрителей. Шла подготовка какого-то самодеятельного спектакля: скоро появится Святая Елена и заставит Кириака показать Лобное место, раскопают кресты, ну и дальше – понятно. Я не имели права задерживаться – я был у цели. Войдя в храм, обнаружилось: идет служба. Я перекрестился и присел на свободную лавочку. Огляделся. Нужно было сориентироваться – долго ли ждать окончания – необходимо уважительно относится к церковным традициям, но иногда… Когда ждать очень долго… Тихонечко, нагнувшись, обследовал правый неф, спустился в правую половину крипты – в ней меня никто не видел, тщательно ее осмотрел. Поднялся в основное пространство церкви, аккуратно исследовал левый неф и левую половину крипты: обнаружил захоронение Кариака и две мемориальных доски (см. фотки).
Папы Пия II – не обнаружил. Вдруг наверху послышалось какое-то движение: шум передвигающихся стульев, шарканье обуви, разговор и окрики знакомых. Это настал мой час. Теперь, не таясь, обошел всю церковь еще раз – ничего. То есть – ничего напоминающим Папу Пия II. Одни служители церкви уже собирали приставные стулья в стопочку, другие - откровенно выпроваживали прихожан на улицу. Тут мимо чуть не прошмыгнул сгорбившийся, очень худой человечек, весь в черном, с виноватым выражением на лице. Я – честное слово – ухватил его за рукав, он дернулся – я держал крепко и, как смог, объяснил, что хочу видеть место захоронения папского сердца. Человек поднес палец к губам «тихо», произнес andiamo – пошли, и приведя в заалтарное пространство, ткнул пальцем в прямоугольник на полу. И как по волшебству - исчез.
На полу выделялась серая мраморная плита, прикрывающая захоронение сердца Папы. Быстро, сделав снимки в полумраке без вспышки, я вышел на свет Божий. Туда, за алтарь – для мирского человека без сопровождающего – вход был категорически заказан. Вы бы видели, как смотрели на меня служители, когда я появился в пустой церкви! Смотрели, но промолчали. Спектакль на площади окончился, время в соборе пролетело очень быстро.
Традиция захоронения сердца отдельно от тела в основном возникла во времена крестовых походов, когда тела крестоносцев или то, что от них оставалось, пытались отправить на родину, а сердца хоронили там, где крестоносец погиб. Потом этот обычай (не широко) распространился на королевские дома. Традиционное раздельное захоронение папских внутренних органов и тела укоренилось в конце XVI века и отменено только в начале XX века.
Двадцать два сердца римских пап, от Сикста V до Льва XIII хранятся в специальных урнах в римской церкви Святых Винченцо э Анастазио а Треви (Santi Vincenzo e Anastasio a Trevi), что как раз напротив знаменитого фонтана Треви. Но толпе туристов не до этого. Извлечение папских сердец для посмертного сбережения в качестве реликвий носило утилитарный характер и имеет объяснение: на тот случай, если папа после смерти будет провозглашен Святым, то сердце его должно быть передано для поклонения в город, где папа родился, скончался или еще что-то, заслуживающее внимание. В заключение привожу мой перевод надписи на плите. До следующих встреч. Если было интересно – подписывайтесь.