Найти тему

Анкона. Папа Римский, который лишился своего сердца.

Собор Святого Кириака. Анкона.
Собор Святого Кириака. Анкона.

Это произошло на границе III и IV веков - во времена Константина Великого. Святая Елена, мать императора, прибыла в Иерусалим в поисках Креста Животворящего – Креста, на котором распяли Иисуса. Раввином одной из иерусалимских синагог в то время был некий Кириак. Как и где они повстречались – не известно, но они встретились и на вежливую просьбу Елены показать место распятия, Кириак посмел ответить отказом. Его убеждали, упрашивали, пытались подкупить. Кирияк сломался, когда от угроз рукоприкладства перешли к самому действу. Кириак привел Елену со свитой на Голгофу на Лобное место, но не убежал - остался. Любопытство одна из черт богом избранного народа.
Между тем - результат превзошел ожидания: раскопки обнаружили три креста. Какой из них Истинный Крест Господень? Именно в нужный момент прибыл Патриарх Иерусалимский Макарий со своим окружением. Им и предоставили почетную, но тяжелую миссию возложения трех крестов - по очереди - на тело умершего юноши, подвернувшегося очень кстати. Юноша-мертвец ожил при соприкосновении с третьим Крестом Господня. Кириак был поражен увиденным, тот час уверовал и безотлагательно крестился. Позже он отправляется вместе со Святой Еленой в Рим - поклониться мощам Святых Апостолов Петра и Павла.
Путь шел морем, затем через порт Анконы, жители которой упросили Кириака стать их епископом. Он согласился, однако вскоре вновь направился в Иерусалим, где подпал под гонения христиан императора Юстиниана. Кириак не отрекся от христианской веры и принял мученическую смерть.
Впрочем, существует множество разночтений описанных событий.

Наш путь лежит не в Иерусалим, как могло показаться, а в Анкону. Город, который нельзя не полюбить. Так и хочется наговорить кучу хвалебных эпитетов. Да, красивый и интересный город. Но, на этом восхваления заканчиваются. Ведь мы - не за этим, мы - за римскими папами.

У Анконы, как и у всех населенных пунктов Италии, есть свой покровитель – это Святой Кириак. Не тот выдуманный папа Кириак, с которым встречались в Венеции на картинах Карпаччо. Это другой Кириак, совсем другой.

Главному собору Анконы (Кафедральный собор Святого Кириака - Cattedrale di San Ciriaco или Duomo di Ancona) более одной тысячи лет и, как видно из названия, он посвящен нашему Святому мученику Кириаку. Собор представляет собой смешение архитектурных стилей - византийского (планировка в виде греческого креста), романского и готического и считается одной из самых интересных средневековых церквей. Мое стремление в Анкону объясняется просто: я узнал, что город удостоен права сохранять сердце Римского Папы Пия II. То есть, где-то в реликварии в соборе есть сердце Папы Пия II.

Кто же такой этот Пий II (в миру - Энеа Сильвио Бартоломео Пикколомини, Анкона) - Папа Римский с 1458 года по 1464 года.

Портрет папы Пия II . Собрание Бременской картинной галереи. Германия.
Портрет папы Пия II . Собрание Бременской картинной галереи. Германия.

Очень интересная личность, но об этом – надеюсь – в другом рассказе. В преклонные годы Папа Пий II стал одержим идеей обратить турок в христианство, при его дворе даже составлялось письмо, призывающее турецкого султана, принять учение Христа. Как мы знаем - все без толку. Параллельно с убеждениями Пий II не жалел золота, сил и здоровья на организацию военного освобождения Константинополя от турок.

Прекрасная фреска Пинтуриккио (Pinturicchio) (около 1454-1513) – «Папа Пий II прибывает в Анкону».  Библиотека Кафедрального  собора Сиены.
Прекрасная фреска Пинтуриккио (Pinturicchio) (около 1454-1513) – «Папа Пий II прибывает в Анкону». Библиотека Кафедрального собора Сиены.

По замыслу Папы в Анкону из стран Европы должна прибыть огромная армия крестоносцев, а венецианский флот - доставить их в Византию. Удалось собрать скромную, даже по понятиям того времени, мало организованную толпу. Этих вояк, количество которых с каждым днем таяло от напрасного ожидания, дезертирства и инфекционных болезней, перевозить по морю было не на чем. Кораблей все не было. Пий II, провозгласивший начало Крестового похода, прибыл в Анкону чтобы лично возглавить это безнадежное мероприятие. Его с большим трудом, ели живого, не смотря на слабеющее здоровье, доставили из Рима. К середине августа 1464 года терпение кончилось, стало ясно – венецианцы со свойственной им необязательностью обманули – галер не будет. От перенесенных огорчений, напрасных трудов и ожиданий Папа Пий II скончался 14 августа 1464 года. Как говорили «от удара». Он не скончался в своей папской постели – он по слухам - умер стоя у окна в ожидании этих мерзавцев из Венеции на их мерзких кораблях. Папа скончался - без него вся затея с очередным походом на турок развалилась. Венецианские галеры наконец прибыли, но слишком поздно. Смело можно сказать – эпоха крестовых походов безвозвратно ушла.

Тело папы, уже с признаками разложения доставили в Рим, где с соответствующими почестями захоронили в соборе Святого Петра. Но на этом приключения останков Пия II не закончились.

Первое место захоронения папа обрел в Старом соборе Святого Петра в часовне Святого Андрея. Затем при строительстве Нового собора его останки перенесли в Ватиканские гроты, а в 1623 году Папа Пий II и его племянник – Папа Пий III нашли окончательный приют в римской церкви Сант Андреа делла Валле (Sant’Andrea della Valle» в двух схожих шикарных гробницах. А Анкона удостоилась чести сохранять сердце Папы. Навсегда.

Захоронение Папы Пия II. Собор Сант Андреа делла Валле. Рим.
Захоронение Папы Пия II. Собор Сант Андреа делла Валле. Рим.

Захоронение Папы Пия  III, племянника Папы Пия II. Собор Сант Андреа делла Валле. Рим.
Захоронение Папы Пия III, племянника Папы Пия II. Собор Сант Андреа делла Валле. Рим.
Кенотаф (могила без содержимого), оставшийся в гротах собора Святого Петра от Папы Пия II
Кенотаф (могила без содержимого), оставшийся в гротах собора Святого Петра от Папы Пия II

Когда я с трудом – по жаре - преодолел путь от вокзала до подножия горы, на которой располагался собор Святого Кириака, а затем поднялся на свою голгофу на гору к соборной площади, то стал понимать состояние Папы Пия после переезда из Рима в Анкону. Короче – был еле-еле жив. Но действо на площади перед собором привело в нормальное состояние: отмечался какой-то религиозный праздник.

Праздник в Анконе.
Праздник в Анконе.

Праздник продолжается.
Праздник продолжается.

Одни молодые ребята на импровизированной сцене устанавливали кресты, другие примеривались быть распятыми на этих крестах. Все это под хохот на сцене и подбадривающие выкрики от многочисленных зрителей. Шла подготовка какого-то самодеятельного спектакля: скоро появится Святая Елена и заставит Кириака показать Лобное место, раскопают кресты, ну и дальше – понятно. Я не имели права задерживаться – я был у цели. Войдя в храм, обнаружилось: идет служба. Я перекрестился и присел на свободную лавочку. Огляделся. Нужно было сориентироваться – долго ли ждать окончания – необходимо уважительно относится к церковным традициям, но иногда… Когда ждать очень долго… Тихонечко, нагнувшись, обследовал правый неф, спустился в правую половину крипты – в ней меня никто не видел, тщательно ее осмотрел. Поднялся в основное пространство церкви, аккуратно исследовал левый неф и левую половину крипты: обнаружил захоронение Кариака и две мемориальных доски (см. фотки).

Захоронение Святого Кириака в крипте собора.
Захоронение Святого Кириака в крипте собора.

Мемориальный монумент в честь Папы Пия VI.
Мемориальный монумент в честь Папы Пия VI.

Мемориальный монумент в честь Папы Пия VII/
Мемориальный монумент в честь Папы Пия VII/

Папы Пия II – не обнаружил. Вдруг наверху послышалось какое-то движение: шум передвигающихся стульев, шарканье обуви, разговор и окрики знакомых. Это настал мой час. Теперь, не таясь, обошел всю церковь еще раз – ничего. То есть – ничего напоминающим Папу Пия II. Одни служители церкви уже собирали приставные стулья в стопочку, другие - откровенно выпроваживали прихожан на улицу. Тут мимо чуть не прошмыгнул сгорбившийся, очень худой человечек, весь в черном, с виноватым выражением на лице. Я – честное слово – ухватил его за рукав, он дернулся – я держал крепко и, как смог, объяснил, что хочу видеть место захоронения папского сердца. Человек поднес палец к губам «тихо», произнес andiamo – пошли, и приведя в заалтарное пространство, ткнул пальцем в прямоугольник на полу. И как по волшебству - исчез.

А под этой плитой - седце Папы Пия II.
А под этой плитой - седце Папы Пия II.

На полу выделялась серая мраморная плита, прикрывающая захоронение сердца Папы. Быстро, сделав снимки в полумраке без вспышки, я вышел на свет Божий. Туда, за алтарь – для мирского человека без сопровождающего – вход был категорически заказан. Вы бы видели, как смотрели на меня служители, когда я появился в пустой церкви! Смотрели, но промолчали. Спектакль на площади окончился, время в соборе пролетело очень быстро.

Традиция захоронения сердца отдельно от тела в основном возникла во времена крестовых походов, когда тела крестоносцев или то, что от них оставалось, пытались отправить на родину, а сердца хоронили там, где крестоносец погиб. Потом этот обычай (не широко) распространился на королевские дома. Традиционное раздельное захоронение папских внутренних органов и тела укоренилось в конце XVI века и отменено только в начале XX века.

Урна с сердцем Папы Льва XIII, последнего у кого сердце хронится в римской церкви Святых Винченцо э Анастазио а Треви (Santi Vincenzo e Anastasio a Trevi).
Урна с сердцем Папы Льва XIII, последнего у кого сердце хронится в римской церкви Святых Винченцо э Анастазио а Треви (Santi Vincenzo e Anastasio a Trevi).

Двадцать два сердца римских пап, от Сикста V до Льва XIII хранятся в специальных урнах в римской церкви Святых Винченцо э Анастазио а Треви (Santi Vincenzo e Anastasio a Trevi), что как раз напротив знаменитого фонтана Треви. Но толпе туристов не до этого. Извлечение папских сердец для посмертного сбережения в качестве реликвий носило утилитарный характер и имеет объяснение: на тот случай, если папа после смерти будет провозглашен Святым, то сердце его должно быть передано для поклонения в город, где папа родился, скончался или еще что-то, заслуживающее внимание. В заключение привожу мой перевод надписи на плите. До следующих встреч. Если было интересно – подписывайтесь.