1694 год стал одним из самых кровавых и драматичных в Истории России. Начался он с того, что 4 февраля после тяжелой болезни скончалась официальная "мать" Петра Царица Наталья Нарышкина, вторая жена Царя Алексея Михайловича и любимая мачеха правящего Царя Ивана Алексеевича.
Самое удивительное, что ни во время её болезни, ни в момент смерти, ни в день отпевания и погребения, "сына" Петра рядом с ней не было. Рядом с Царицей, как и всю свою недолгую жизнь был только любимый пасынок Царь Иван Алексеевич.
А где же был Петр? Вот, что удалось выяснить академику Михаилу Михайловичу Богословскому. На девятый день по кончине матери Петр на увеселительной прогулке с Гордоном, гуляли весь день, пили до упаду. Через 3 дня Пётр на свадьбе у майора Беккера. 11 февраля 1694 года во время великого траура по матери царице, «был грандиозный банкет у Лефорта на 250 человек. Траур по царице-матери не помешал этому пиршеству» (М. М. Богословский, т.1, стр. 176).
Банкет был, конечно, в родном Бранденбурге, а не в Москве. Петру действительно не было дела до Натальи Нарышкиной, к которой он не имел никакого отношения, его занимало совсем другое.
После неудачи в 1693 году, Петровская команда с февраля 1694 года начала новые приготовления к походу на Архангельск. В письмах Лефорта говорится как минимум о трёх новых морских кораблях с голландских верфей для некоего нового важного похода. И это, в документах от 1694 года, за 3 года до официального Великого Посольства!
В 1694 году план по вторжению в Россию был немного скорректирован. Идти до Москвы теперь планировалось самыми неожиданными, второстепенными маршрутами. На Белом море Лейбницем был найден другой водный путь в глубь материка - по реке Онеге до Вологды. Этот древний поморский путь был почти забыт, и в устье Онеги никаких русских крепостей не было.
Река Онега
В начале апреля Пётр передает будущему адмиралу Федору Апраксину приказ отца главнокомандующего сухопутными войсками Курфюрста Фридриха: в апреле 1694 года начать новый поход, война продолжается, двигаться дальше до Вологды водяным путем через Архангельск и Онегу. Это продолжение начатой в 1693 году военной компании против Москвы, поэтому и говорится о продолжении войны.
Пришедшее из Европы оружие, а также "блоки на корабль" было приказано отправить до Вологды водяным путем. "Блоки на корабль" - это понтоны для транспортировки морской яхты Петра "The Transport Royal" в Волгу.
7 июня 1694 года первые корабли Петровской эскадры встали якорем у Соловков в составе флотилии всё тех же английских и голландских судов. Именно Соловецкий архипелаг был назначен исходной базой для похода на Вологду. С подходом всей эскадры 3 августа 1694 года экспедиция двинулась по двум основным направлениям: одна часть в устье Онеги для переброски судов до Вологды, другая в устье Двины. Штурмовать Ново-Двинскую крепость не предполагалось - планировалось высадить корпус чуть ниже крепости, в Унской губе и от туда по левому берегу Двины достигнуть Архангельска.
Пётр высадился на берегу в районе Пертоминского монастыря где был воздвигнут самый интересный обелиск Петровской эпохи - Крест с голландской надписью: "Этот крест сделал капитан Петр в лето Христово 1694" (см. Богословский, т.1, стр.186). На самом деле ни крест, ни точная надпись на нём не сохранились, в краеведческих музеях выставляются новодельные муляжи без голландской надписи. Остались только поминания этого знаменательного креста и легенды. А зачем Петру вообще воздвигать некий крест во время потешного плавания - развлечения? И при чём тут надпись на голландском языке за три года до
официального Великого Посольства?
Вологодский поход Петра в 1694 году
Этот Крест символизировал для Петра главное - что он достиг, наконец, Земли обетованной. Надпись на кресте была более обширная и информативная - поэтому её и уничтожили. Высадив боевой корпус на левом берегу Унской губы, Пётр покинул Архангельск -далее дело было за немецкими гренадёрами, а они знали своё дело отлично.
Очень скоро Архангельск был разделен на две части - с левой стороны Двины немецкие части, с восточной - Ново-Двинская крепость. Согласно Н.Г. Устрялову Архангельск был поделён на два двора: "на правой стороне от Двины русский, на левой - немецкий". Иноземная диаспора составляла в Архангельске подавляющее большинство, летом к Успенской ярмарке из Вологды, Ярославля и Москвы в Архангельск съезжались все русские иноземцы-негоцианты, а на рейде стояло до 100 иноземных кораблей. Именно эти местные иноземцы позволили захватить Архангельск без значимых потерь. Урок из предыдущего открытого военного похода 1693 года был извлечен сполна.
Параллельно к устью Онеги с Соловков была отправлена эскадра в составе: "впереди вице-адмирал И.И. Бутурлин на корабле "Апостол Павел", за ним четыре голландских корабля, возвращающиеся домой из Архангельска; в центре - адмирал князь Ф.Ю. Ромодановский на корабле "Святое пророчество", где находился и Пётр; за ним четыре возвращающихся английских корабля и, наконец, контр-адмирал Гордон на яхте "Святой Петр"" (Богословский, т.1. стр. 192-193). 17 августа эскадра достигла мыса Святого носа и ... на этом официальное повествование о Втором Архангельском походе 1694 года заканчивается.
Далее якобы все дружно отправились в Москву где в конце осени заполыхали невиданные доселе "потешные" баталии... Тогда выгорело пол - Москвы, а сама Россия вновь погрузилась в череду непрекращающихся войн и мятежей. Но, чтобы Петровские гренадёры достигли Москвы, нужно было ещё очень потрудиться - нужно было успеть перерезать Волгу, дабы не позволить русским быстро подтянуть военные соединения с южных и восточных регионов страны.
Начиналась совсем другая история Петра Великого, те самые Виктории, о которых молчит даже Марсова книга Великого Императора.
Вологодский поход Петра в 1694 году
От Белого моря по реке Онеге действительно шла древняя поморская дорога до Вологды, которая до образования Северодвинского торгового пути была основной."Товары съ Волги шли въ рѣку Шексну, изъ которой вступали въ притокъ ея Пыдьму и подымались имъ верстъ 20 до Кородецкой пристани, отъ Кородецкой пристани перетаскивались чрезъ волокъ въ 45 верстъ до озера Воже, откуда Свидью, Лаче и Онегою слѣдовали до города Онеги" (К. Петров. Олонецкие губернские ведомости. 1859. № 42. С. 201 ‒ 202.). Поэтому "Городом" в Указе Петра I, до которого надо было по реке Онеге разведать дорогу и перебросить войска, мог быть только город Вологда.
Курфюрст Фридрих прекрасно понимал, что на Северодвинском пути их эскадры будут ждать русские кордоны. Вот почему основной удар решили нанести по Онежскому пути, подойти к Вологде через реку Онегу, озеро Воже и Кубенское озеро и по Сухоне войти в речку Вологда для захвата Города.
Главной составляющей стратегического успеха всей операции являлась быстрая переброска военных кораблей из Белого моря в Волгу. Это знаменательное событие романовские историки попытались забыть. Но некоторые упоминания об этом мероприятии сохранились. Так, например в письме Т. Н. Стрешневу от 29 марта упоминается уже знакомый нам корабль: «29 марта царь вновь писал ему, на этот раз уже с деловым распоряжением о том, чтобы провести подаренную в Англии яхту «The Transport Royal», когда она придёт в Россию, из Архангельска через Кубенское озеро в Вологду, а из Вологды в Волгу» (Богословский. т.2, стр. 411).
До наших дней сохранилась «цидулка» (то есть тайное указание) в которой «Петр сообщал Тихону Никитичу о подарке ему яхты от английского короля «The Transport Royal» и выражает желание эту яхту, когда она прибудет в Архангельск, переправить Северной Двиной, Сухоной и другими реками в Волгу» (Богословский, т.2, стр. 489).
А как объяснить переброску военного морского корабля с Северного моря в Волгу? Если пользоваться официальной хронологией, это событие проходило в 1698 году, а на самом деле в 1694 году. Азов ещё не принадлежит Петру, и никаких верфей под Воронежем у него нет. Есть эскадры и экспедиционный корпус в Белом море, который необходимо срочно перебросить в глубь России.
Указание Петра Стрешневу являлось сверхсекретным, но при этом рассматривались два разных маршрута. Если в тайной "цидулке" Тихону Никитичу Стрешневу говорится о Северодвинском пути, то в первом распоряжении указывается переброска судна из Белого моря до Вологды через Кубенское озеро.
Дело в том, что Кубенское озеро лежит в стороне от Северодвинского пути и никакого резона перебрасывать судно из реки Сухоны в это озеро нет - река Сухона сама приведёт в Вологду. Кубенское озеро, располагаясь с севера от Вологды, могло лечь по маршруту экспедиции только в случае использования Онежского пути.
Вот почему мы имеем смутные упоминания о тайном посещении Петром I Кубенского озера, якобы для разведки глубин. Но это очевидный подлог. Пётр действительно был на Кубенском озере, но не в 1692 году, а в 1694 , во время Вологодского похода.
Исторический клуб(istclub.ru) Google Play-Электронные книги-Запретная История России Александр Касаткин "Крушение Империи Русских Царей в 1676-1700 гг." Части 1 и 2 до 1694 года. Глава 15. "Как Петр окно в Европу порубал с другой стороны".
Далее продолжение повествования о Вологодском походе Петра, захвате Петровскими войсками Вологды, Костромы и Буя и о том почему русские города Плёс и Ореховец достойны называться Городами-героями.
Подписывайтесь на канал, комментируйте, впереди у нас много нового, интересного и неожиданного.