В третий раз принял участие в красивой и масштабной акции Петровский гребной марафон. Именно Акции, потому что казенное слово "мероприятие" не подходит к этому массовому действу, которое проводится энтузиастами водного туризма и спортивной гребли ежегодно в начале июня уже больше 10 лет.
Я давно уже не гребец, и даже года два назад продал байдарку, на которой с другом Серегой лет 30-40 назад каждый год открывали летний туристический сезон. Байдарку сменила ПВХшка с мотором, и задор помахать веслами появляется только в ситуациях, когда надо деликатно подойти к какому-то объекту, сберегая мотор."Железный конь идет на смену крестьянской лошадке!" - говорил Остап Бендер участникам митинга, посвященным автопробегу, и вот в моей жизни "железный конь" нашел свое место.
И все же, в гребном марафоне я свою нишу тоже нашел, как часто в последние года бывает, нишу волонтерскую. Мы, водномоторники, помогаем обеспечивать безопасность на воде, сопровождаем гребцов по всему маршруту, страхуем, помогаем в неприятных ситуациях, а иногда даже строим особо рьяных участников.
В общем, я участвую в сопровождении марафона на моторной лодке, и прохожу всю дистанцию в комфорте , лениво добавляя газку на румпеле, там где гребцам приходится махать веслами, иногда даже преодолевая себя, потому что 68 км за день дистанция, хоть и не сумасшедшая, но все же очень ощутимая. Знаю это по своим походам в молодости, когда мы старались больше 30 км за дневной переход не брать.
И все же этот рассказ не совсем о марафоне, а просто немного грусти об осознании уходящего времени и возрастных изменениях. То бишь, снова о себе.
Ключ на старт
Немного истории. Знакомство моё с Дмитрием, одним из организаторов и командором марафона у меня состоялось зимой 19 года, когда мы искали место под слип Бот Парада. Кто-то из знакомых сказал "А поговори с Димой, он организует большие спортивные мероприятия по гребле, и он знает все спуски к воде в городе". Мы пересеклись, поговорили, и хоть требования к местам слипа у гребцов и водномоторников оказались довольно разными, но взаимный интерес остался, и связь мы поддерживаем, как два человека, неизлечимо больные водой, хоть и немного с разными диагнозами. Правда гребцов присоединить к нашему Бот Параду не удается, поскольку скорости не совпадают, и вопросы безопасности не позволяют объединить форматы. Но вот в сопровождение марафона вписываюсь уже третий раз. Двадцатый год пропустил из-за ковидной истерии. А так, с 19 -го, уже третий раз получается поддержать марафон.
В этот раз предстартовое состояние колебалось от "пожалуй поеду" до "ну его на фиг". Последнее диктовалось еще и тем, что сейчас живу в Сертолово, и добраться к шести утра в Ингрию (яхтклуб рядом с впадением Ижоры в Неву) , где собирались спускать лодки участники группы поддержки, в том числе и мои соклубники и друзья, мне представлялось не только малореальным, но и чертовски сложным процессом. И хоть мне не надо было везти свой комплект, меня готова была принять в ряды команда компании "Гладиатор", которая выставляла четыре свои лодки в сопровождение, и даже можно было не ехать в саму Ингрию, а к восьми добраться в Петрокрепость, все равно вечер 10 июня я закончил с твердым решением, никуда не ехать, а утром позвонить Михаилу, в экипаж которого я собирался вписаться, и сказать, что я старый, усталый человек, и такая беготня уже не для меня. С такой малодушной мыслью я и уснул, даже не заводя будильник.
В четыре утра я проснулся. Без будильника. Надо сказать, что утро в моем Новом Сертолово та еще история. Вот за это я люблю его. Живешь в нормальной (ну для меня нормальной) квартире, и ощущаешь себя в лесу. По атмосфере, запахам, звукам... Причем не в каком-то диком страшном, а очень уютном, домашнем, спокойном и безопасном. Первые лучи солнца и прогноз РП5 обещают хорошую погоду. А причем тут РП5? Да при том, что даже еще не встав с постели, я полез в ноут, смотреть, что ждет на трассе марафона, надо ли брать дождевик, или достаточно просто толстовки под ветровку. Потому что ощущение было , что если не поеду - то буду сам себе злобный Буратино. Ну как не ехать, если утро в открытом окне пахнет свежестью еловых иголок, пропитанных росой, звенят птицы, не наигравшиеся еще в семейную жизнь, и просидеть дома в такой день - это преступление против человечности и геноцид самого себя.
Яндекс карты.Проложить маршрут. Текущее местоположение. Петрокрепость. Общественный транспорт. Время прибытия.... Не устраивает. А так? А если посмотреть подробное расписание? А через Песочную? Ох!!! Мать!!! Электричка уже в 5-56!!! А я еще не собран!
Пулей вылетаю в кухню, (благо в моей "многоквартирной" студии кухня, кабинет, спальня, библиотека, кладовая инвентаря, гардеробная - все очень рядом). Одна рука включает чайник, другая открывает холодильник, третья ищет герму для телефона и документов, четвертая... Что? Рук две? Когда надо стремительно собраться, рук становится столько сколько надо. И вот уже запихиваю рацию, термос и фотоаппарат в походный рюкзак, и подтверждаю Яндекс-такси вызов машины. "Наши люди в булочную на такси не ездят!" конечно, так то в булочную, А попробуй полшестого утра без такси добраться за 20 минут до первой, и единственной, устраивающей по времени получения конечного результата, электрички. И вот станция Песочная, солнце уже прилично светит, заливая макушки деревьев и обещая очень яркий день, но все еще та часть суток, которая называется большинством людей ранее утро. Перрон почти пуст, и только пара человек в районе первого вагона вызывает у меня недоумение, рыбаки-не рыбаки, туристы - не туристы, видно, что они в какой-то походной одежде, с рюкзаком, но... непонятно, что их могло выгнать из леса в такую рань, если они приезжали отдыхать "сюда", и зачем они едут в город, если собираются в лес "отсюда"? Подхожу ближе - ба! Рюкзак вовсе не рюкзак, а упаковка чего-то водного, большие весла, спасики... Да это ж участники марафона - пронзает меня догадка, и становится радостно и приятно. Это сигнал поддержки, довод о правильности принятого решения.
А когда электричка приходит на Финляндский вокзал, и на пересадке в другую я вижу огромную толпу с байдарками, рюкзаками и веслами, в которую вливаются и мои попутчики, то и вовсе все сомнения отпадают, и становится даже невероятно удивительно как вчера вечером могли быть такие упаднические настроения? Праздник жизни затягивает. И вот я уже у воды, у истока Невы, и вливаюсь в эту многоголовую, многоголосую толпу, под звуки какой-то модной молодежной песни явно не патриотического содержания, льющейся на поле из мощных колонок, из настоящего походного музыкального станка, стоящего на пригорке.
И хоть слов и не понимаю, но ритмичное "Бенг-Бенг" настраивает меня на волну отдыха, и легкого куража. Как в молодости на турслетах.
Глядя на молодые лица участников, на то, как люди встречаются-обнимаются и готовятся к пробегу, я вспоминал встречались с друзьями на тех же Вуоксинских фестивалях, где царила очень похожая атмосфера. И в соседней бухте мне попалась во взгляд готовые к старту, но пока
стоящие без экипажа ладьи.
Вид пустых лодок почему то напомнил мне, что на этом празднике жизни я всего лишь гость, сторонний наблюдатель. Рискну ли я пройти всю Неву на гребной лодке когда-нибудь? Чем дальше, тем меньше на это шансов, пока же остается прокатиться по Неве с комфортом на катере. Ну что ж, каждому возрасту своё. И эта псевдофилософская мысль посещала меня не раз во время всего похода.
Пока же как раз подоспела и часть нашей сопровождающей группы, которая спускалась в Ингрии. Ребята прошли 40 километров по Неве, что б оказаться на старте. А потом, после финиша придется еще раз подняться до устья Ижоры, что б поднять лодки. Получается пробег в два марафона. Но на моторах это конечно несопоставимо легче, чем на веслах.
А на Ладоге царило редкое затишье.
Зеркальную поверхность потихоньку начали рушить участники, выходящие на предстартовые позиции. В этом году, в отличие от прошлых, старт проходил с правого берега истока Невы, а не из Шлиссельбурга, догадываюсь, что вызвано это многочисленными приключениями, имевшими место в прошлые года, когда неугомонные гребцы лезли на судовой ход, считая себя круче пароходов. Поэтому на стартовом инструктаже
было обозначено: ни шагу на центр, маршрут пролегает строго под правым берегом, единственный переход под левый берег ждет участников только при входе в Кронверкскую протоку, но там будет регулировать движение водная полиция, и все нарушители получат кроме медалей от организаторов, штрафы в случае создания угрозы аварийной ситуации. Забегая вперед, скажу, что инструктаж прослушали не все. Правда как раз у Петропавловки приключений особо и не было, а вот по пути приходилось постоянно снимать особо ретивых участников с невского фарватера.
Инструктаж закончился. Участники потянулись на воду, занимая стартовые позиции, с этого, довольно тесного, пляжа должно стартовать почти полторы тысячи человек. Одновременно это не сделать, поэтому загодя участники начали выходить на воду.
Предстартовая суета, она такая... суета. И даже кое-кто запереживал, не бросят ли его тут, в этом кошмарном, жарком мире, наполненном чужими людьми...
А тут еще добавилась пальба из буквально "стоявшей в кустах" пушки
Вышли на воду и мы, как и другие экипажи сопровождения. Михаил предложил начать дорогу с легкого предстартового перекуса. Ну, кто ж откажется, марафон - марафоном, а завтрак - дело святое!
Но звучит главный выстрел стартовой пушки. Участники начинают свой заезд, а мы - свой.
Ключ на старт! Поехали!!!!
Физика и лирика
Немного о технической стороне марафона. Петровский гребной марафон начинался с сольных проходов энтузиастов спортивной гребли. Сейчас же в нем участвуют практически все виды гребных и окологребных судов. Всё что приводится в движение мускульной силой может принять участие в пробеге. Конечно основу составляют водные туристы, у которых излюбленный вид плавсредства - байдарка. Были замечены старенькие, похоже еще советских времен "таймени" или "салюты", и каркасно-надувные туристические байдарки, и пластиковые каяки спортсменов.
Меня до глубины души потряс карманный вариант каяка, который кажется можно таскать с собой в метро в собранном виде. Не понимаю, как участник в нем размещался.
Наряду с такой "мелочью" шли и многовесельные шлюпы, шлюпки, драконы...
Даже простые рыбацкие надувнушки могли принять участие (и приняли)
Потряс меня один "брат по разуму", на старой уфимке, отправившийся покорять невские волны. Правда вышел он похоже лишь на дистанцию последних шести километров, но надуть лодку он побоялся, и представлял собой довольно курьезное зрелище (не хочу обидеть его словом "жалкое") .И без того скромные баллоны , еще и недокачанные, грозили сложиться пополам под весом гребца. Но на вопрос не надо ли ему помочь , взяв лодку и его на борт, мы получили категорическое нет. Герой только попросил питьевой воды, которой мы снабжали при необходимости, участников. И продолжил свой путь. Я был настолько ошарашен, что даже не сфотографировал этого "спортсмена".
Конечно самыми "безумными" участниками представляются мне любители САПов. Вот уж про кого можно сказать "безумству храбрых поем мы песню". Преодолеть, стоя на качающейся на волнах доске, 68 километров дистанции, даже пусть и имея возможность временами посидеть (в крайне неудобной позе), или прилечь отдохнуть, мне представляется достижением, требующим незаурядной физической подготовки. И тем приятнее, что среди любителей этого вида путешествий много девушек, которых, как обычно, с особым удовольствием фотографировал мой напарник Михаил.
Были и групповые САПы, но гораздо меньше, чем в прошлом году. Это мне кажется, еще более сложная тема, чем одиночный САП. Места на человека существенно меньше, стоять приходится почти всю дорогу.
И при этом, сапо-водители одни из самых оптимистичных участников. Когда дело доходило до камеры, то они почти всегда улыбались, и радовали меня своим оптимизмом.
Кстати, они же и самые "купаемые" участники. Хоть САП стоит на воде достаточно плотно, все же и упасть с него легко, особенно в условиях городской стоячей волны.Несколько раз мы направляли нашу лодку на помощь САПовцу, находящемуся в воде, и каждый раз помощь не требовалась, в несколько приемов участник легко забирался на доску.
Однако помощь все же пришлось оказывать. Причем одному из известных участников марафона, конструктору лодки-велосипеда, в прошлом году его "велосипед" на основе академической лодки, занял второе место по времени прохождения дистанции. А в этом изобретателя поджидал облом. Лодка нахлебалась воды, и вся конструкция не держала автора.
Пришлось изобретателя принимать на борт нашей лодки, а его тримаран брать на буксир.
И уже так финишировать на Петропавловке.
Однако не только мы вписались в марафон, как пользователи техники с мотором. Приняли участие в "забеге" и пара мотосерфингистов. Они конечно не гребцы, но и не спасатели. Участники с номерами, не знаю, дошли ли они до финиша всей дистанции, скорей всего нет, поскольку ресурс у мотора похоже меньше, чем у человеческих рук. но тем не менее, выглядело это красиво.
Вот вобщем-то небольшой обзор участников, так сказать составляющая физическая.
А лирическая? А лирическая в том, что марафону все же все возрасты покорны. И я видел и гордился участником из Новгорода, на катамаране, который в свои глубоко за 60 прошел всю дистанцию.
И он был не единственным пожилым участником.
А значит, возможно и у меня есть еще шанс пройти Неву не только на моторе. Движение - жизнь.
И немного о погоде
А еще конечно повезло с погодой. Из трех праздничных выходных, этот день оказался самым жарким. Уже недалеко от старта я обратил внимание на отсутствие облаков.
Опытные участники прятались от Солнца, закрывая все что можно. И наша команда спасателей тоже скрывала лица отнюдь не от скромности, а что бы не сгореть.
На промежуточном финише у холма Славы уже казалось, что день немного избыточно жаркий, что однако не помешало нам подкрепиться горячей кашей и чаем.
И поглядеть на страдающих от жары костюмированных аниматоров. Хотя, по их веселым лицам, не такие уж они и страдающие.
В том прогнозе, который я читал ночью, обещали в районе часа небольшой дождь в середине маршрута. Обманули меня синоптики, подтвердив мнение, что прогнозам доверять не стоит.
Небо над Невой сохраняло чистоту , а марафон шел дальше и дальше. При этом Нева жила своей жизнью. И чем ближе к Питеру, тем интенсивнее было движение на ней.
Но в этом году было существенно меньше больших сухогрузов, зато в Неве, в одном из самых сложных мест маршрута - у пересечения судовых путей Невы и Малой Невы, у Авроры, не только жара, но и движение транспорта достигло своего апогея. Вот где я понял, что по сути наш ПКРовский Бот Парад проходит в тепличных условиях. Интенсивность движения на этом водном перекрестке зашкаливала, тем не менее, катера и прогулочные речные трамвайчики дисциплинированно давали пройти гребцам, которые в свою очередь, старались минимизировать время прохода, собираясь в небольшие группы.
Я очень волновался за проход этого места, поскольку мы еще были отягощены прицепом, и теряли в маневренности. Но присоединившись к одной из групп, пересекли судовой ход без приключений.
Всю дорогу до финиша мне казалось, что я довольно хорошо переношу жару, и что мое лицо еще весной на Ладоге загорело так, что можно не бояться обгореть. Каково же было мое удивление, когда уже после разворота назад, я почувствовал, что незакрытая тенью козырька и очками часть лица, горит от явного переизбытка ультрафиолета. "Еще один сгорел на работе!" К счастью не весь, и не совсем.
И хоть мы уже отметились на финише, и шли обратно, получив медали участников
Дневная работа еще была не окончена. Путь наш лежал наверх, в Ингрию, но по дороге мы продолжали следить за тем, что б участники не выходили на невский судоходный фарватер. Последние лодки встретили недалеко от Ижоры. Явно ребята и девчата не спешили, совместив участие в акции с приятным отдыхом. И вот теперь наверстывали, причем не очень интенсивно.
Праздник на Петропавловке продолжался уже без нас. Мы подходили к Ижоре. В восьмом часу вечера наконец спала дневная жара, и на берега Невы потянулись компании с шашлыками, и просто влюбленные парочки. И я мучительно ярко ощутил, что завидую этому молодому поколению, которое повторяет в чем-то мою молодость, а в чем-то совсем другое. Но и марафон, и береговые посиделки - это все стороны одной медали , которой не награждают никакие оргкомитеты. Это живая жизнь в которой я могу уже многое только наблюдать. А то неповторимое ожидание ежедневного чуда, присущее молодости, оно отзывается в душе легкой грустью, потому что это всё было, а шансов на его повторение уже нет.
Зато есть друзья, есть любимые дела, есть бесконечное течение воды, и на следующий год я постараюсь снова пройти Неву с этим ярким праздником "Петровский марафон", хотя бы для того, что б немножко предаться ностальгии.