Найти тему
VIKENT.RU

Стресс. Часть 3/3

Термин из Словаря по конфликтологии 2.0 С.М. Храмова

Начало статьи

Стресс. Часть 1/3

Стресс. Часть 2/3

Некоторые меры противодействия стрессу (окончание)

9) Развитие личного бренда.

Фото-5. Г. Селье во время лекции в Луизиане объясняет принцип общего адаптационного синдрома. Фото: Fondation Hans Selye https://psyfactor.org/lib/i/xselye3.jpg.pagespeed.ic.SYOE4CNRVz.webp
Фото-5. Г. Селье во время лекции в Луизиане объясняет принцип общего адаптационного синдрома. Фото: Fondation Hans Selye https://psyfactor.org/lib/i/xselye3.jpg.pagespeed.ic.SYOE4CNRVz.webp

«Я всегда советовал своим детям и студентам не очень беспокоиться [...] о восхождении на очередную ступеньку карьеры (это стало буквально навязчивой идеей у честолюбивых людей [...]. Куда важнее совершенствовать самого себя и гарантировать свою полезность при любых поворотах судьбы. Крупный экономист, художник, ученый, первоклассный машинист или слесарь-водопроводчик легко находят пристанище [...]

Помните, что, помимо официальных титулов и степеней, наивысшее звание — это репутация вашего имени. Ваше значение и устойчивость вашего положения определяются прошлыми достижениями и нынешней квалификацией. Иными словами, ваша ценность измеряется способностью заслужить любовь ближнего».

Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. С. 102.

10) Естественная адаптация.

Пример-1. «В направленности адаптационного процесса при стрессе доминирует или противодействие, или приспособление, или уход от стрессорного воздействия.

[...] Существуют и физиологические механизмы такого „ухода“, например, в виде обморока, „отключающего“ человека от стрессогенной реальности. Ту же функцию выполняют „замещающие действия“, снижение мыслительной активности, „застревание“ на второстепенных размышлениях и т. д.».

Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. С. 225-226.

Пример-2. «Стресс ищет способ разрядки, адреналин требует деятельности».

Веллер М.И. Мое дело. М.: ACT,2012. С. 215.

11) Методика позитивной переоценки.

«Вернемся в нашу пробку. Вы сделали выводы из прошлой поездки, навигатор перед вами. Но внезапно он выходит из строя. И тут мы обратимся к методике позитивной переоценки. Необходимо осознать, что простаивание в пробке того стоит. Увидеть смысл. То есть вам нужно решить, что затрачиваемые усилия, неудобство, раздражение и непредвиденные задержки, даже неоднократные провалы — все это не просто ступеньки к желаемой цели, а точки роста и развития. Они ценны сами по себе».

Нагоски, Эмили. Выгорание. Новый подход к избавлению от стресса / Эмили Нагоски, Амелия Нагоски; пер. с англ. Антонины Лаировой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. С. 60-61.

12) Доброжелательные социальные контакты.

Пример-1. «Теплое общение. Поверхностные, но доброжелательные контакты с окружающими — первый внешний сигнал того, что мир вокруг безопасен. Большинство полагает, что соседка в поезде будет докучать — лучше бы оставила нас в покое! Но на самом деле вежливо перекинуться парой словечек полезнее для нашего психического благополучия, чем взаимное молчание. Люди, у которых больше социальных связей, как правило, счастливее . В следующий раз, купив чашку кофе, пожелайте бариста хорошего дня. Сделайте кассирше в столовой милый комплимент. Убедите свой мозг, что вас окружают приятные люди, что мир адекватен и предсказуем. Это работает!».

Нагоски, Эмили. Выгорание. Новый подход к избавлению от стресса / Эмили Нагоски, Амелия Нагоски; пер. с англ. Антонины Лаировой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. С. 42.

Пример-2. «Забронируйте полчаса в день на „антистрессовые“ разговоры. Если человек-антистресс по совместительству и ваш спутник жизни, можете добавить еженедельный час для „совещания в верхах“. Исследования утверждают, что это поддерживает уровень отношений».

Нагоски, Эмили. Выгорание. Новый подход к избавлению от стресса / Эмили Нагоски, Амелия Нагоски; пер. с англ. Антонины Лаировой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. С. 208.

13) Разрешение конфликта.

Для комплексного разрешения конфликтной ситуации рекомендуется воспользоваться Алгоритмом Храмова разрешения конфликтов

Тест на определение уровня стресса (по В. Ю. Щербатых)

Рис.-6. https://4.bp.blogspot.com/-tYU0eyghBpc/VGzkKLrSa_I/AAAAAAAAA7E/2_bmfkphZvo/s1600/401365_3220073623096_1304089356_33399937_702400674_n.jpeg
Рис.-6. https://4.bp.blogspot.com/-tYU0eyghBpc/VGzkKLrSa_I/AAAAAAAAA7E/2_bmfkphZvo/s1600/401365_3220073623096_1304089356_33399937_702400674_n.jpeg

«Интеллектуальные признаки стресса (наличие каждого симптома оценивается в 1 балл):

  1. Преобладание негативных мыслей
  2. Трудность сосредоточения
  3. Ухудшение показателей памяти
  4. Постоянное и бесплодное вращение мыслей вокруг одной проблемы
  5. Повышенная отвлекаемость
  6. Трудность принятия решений, длительные колебания при выборе
  7. Плохие сны, кошмары
  8. Частые ошибки, сбои в вычислениях
  9. Пассивность, желание переложить ответственность на кого-то другого
  10. Нарушение логики, спутанное мышление
  11. Импульсивность мышления, поспешные и необоснованные решения
  12. Сужение «поля зрения», кажущееся уменьшение возможных вариантов действия.

Поведенческие признаки стресса (наличие каждого симптома оценивается в 1 балл):

  1. Потеря аппетита или переедание
  2. Возрастание ошибок при выполнении привычных действий
  3. Более быстрая или, наоборот, замедленная речь
  4. Дрожание голоса
  5. Увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье
  6. Хроническая нехватка времени
  7. Уменьшение времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями
  8. Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность
  9. Антисоциальное, конфликтное поведение
  10. Низкая продуктивность деятельности
  11. Нарушение сна или бессонница
  12. Более интенсивное курение и употребление алкоголя.

Эмоциональные симптомы (наличие каждого симптома оценивается в 1,5 балла):

  1. Беспокойство, повышенная тревожность
  2. Подозрительность
  3. Мрачное настроение
  4. Ощущение постоянной тоски, депрессия
  5. Раздражительность, приступы гнева
  6. Эмоциональная «тупость», равнодушие
  7. Циничный, неуместный юмор
  8. Уменьшение чувства уверенности в себе
  9. Уменьшение удовлетворенности жизнью
  10. Чувство отчужденности, одиночества
  11. Потеря интереса к жизни
  12. Снижение самооценки, появление чувства вины или недовольства собой или своей работой.

Физиологические симптомы (наличие каждого симптома оценивается в 2 балла):

  1. Боли в разных частях тела неопределенного характера, головные боли
  2. Повышение или понижение артериального давления
  3. Учащенный или неритмичный пульс
  4. Нарушение процессов пищеварения (запор, диарея, повышенное газообразование)
  5. Нарушение свободы дыхания
  6. Ощущение напряжения в мышцах
  7. Повышенная утомляемость
  8. Дрожь в руках, судороги
  9. Появление аллергии или иных кожных высыпаний
  10. Повышенная потливость
  11. Быстрое увеличение или потеря веса тела
  12. Снижение иммунитета, частые недомогания.

Обработка результатов

Для подсчета суммарного показателя используется следующая схема. Наличие каждого симптома из интеллектуальных или поведенческих признаков стресса оценивается в 1 балл, каждый симптом из «эмоционального» списка оценивается в 1,5 балла, а каждый симптом из «физиологического» списка оценивается в 2 балла. Таким образом, общая максимальная сумма по всему списку теоретически может достигать 66.

Показатель от 0 до 5 баллов считается хорошим — означает, что в данный момент жизни сколь-либо значимый стресс отсутствует.

Показатель от 6 до 12 баллов означает, что человек испытывает умеренный стресс, который может быть компенсирован с помощью рационального использования времени, периодического отдыха и нахождения оптимального выхода из сложившейся ситуации.

Показатель от 13 до 24 баллов указывает на достаточно выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, возникшее в ответ на сильный стрессорный фактор, который не удалось компенсировать. В этом случае требуется применение специальных методов преодоления стресса.

Показатель от 25 до 40 баллов указывает на состояние сильного стресса, для успешного преодоления которого желательна помощь психолога или психотерапевта. Такая величина стресса говорит о том, что организм уже близок к пределу возможностей сопротивляться стрессу.

Показатель свыше 40 баллов свидетельствует о переходе организма к третьей, наиболее опасной стадии стресса — истощению запасов адаптационной энергии«.

Лазебникова И.А. Стресс, а что дальше? [Электронный ресурс] // Профессиональная психотерапевтическая газета, 2021, № 2. Режим доступа: https://www.psy.su/feed/8982/?utm_source=vk&utm_medium=social&utm_campaign=1. Дата доступа: 25.05.2022.

Пример предоставлен И.Л. Викентьевым https://vikent.ru/vikentyev/

Выводы

1) Стрессу подвержены все живые организмы.

2) Ганс Селье впервые описал физиологический стресс как общий адаптационный синдром организма.

3) Реакция на стресс — это защитно-приспособительная функция организма.

4) В условиях стресса напряженность организма в ответ на неблагоприятные физические и психологические фактор-стрессоры значительно повышается.

5) Организм каждый раз пытается приспособиться к стрессовой ситуации.

6) В результате стрессорного воздействия защитно-приспособительные реакции организма развиваются. Однако адаптационная энергия организма не беспредельна.

Задача на закрепление термина «стресс».

Фото-6. Никола Тесла в детстве https://biographe.ru/uchenie/nikola-tesla
Фото-6. Никола Тесла в детстве https://biographe.ru/uchenie/nikola-tesla

Никола Тесла с сожалением вспоминал: «В декабре 1878 года, благодаря собственной глупости, стараниям Пешла (профессор, преподававший физику. — Прим. С.М. Храмова) и неприязненному отношению ко мне большинства студентов, я был исключен из школы. Исключение было обставлено весьма подлым образом. Я узнал о нем только постфактум. Меня вызвал декан и сказал, что я исключен за неуспеваемость и плохое поведение. Неуспеваемости как таковой не было, потому что даже ведя беспутную жизнь я успевал делать необходимый минимум, учил столько же, сколько учили остальные. Другое дело, что я не выходил за рамки этого, но исключать за неуспеваемость меня было нельзя. Что же касается плохого поведения, то оно также не отличалось от поведения других студентов. Просто мои враги, возглавляемые Пешлом, преувеличивали каждый мой промах в десять раз. Если я спорил с кем-то по поводу бильярдной партии, то назавтра рассказывали, будто я устроил разгром в пивной и т. п. Я возмутился. Несправедливость всегда возмущала и продолжает возмущать меня. Я наговорил бедному декану, который хорошо ко мне относился, много резких слов и оглушительно хлопнул дверью, когда уходил».

Тесла Никола. Дневники. Я могу объяснить многое. М.: Яуза-пресс, 2017. С. 58-63. Источник: Участники курса «Как читать умные книги?» https://livrezon.ru/baza/notes/457/

Вопрос-1. Явилась ли реакция Николы Теслы на стрессовую ситуацию рациональной?

Вопрос-2. Каким образом можно было поступить Николе Тесла для того, чтобы попытаться разрешить конфликтную ситуацию?

+ Ваши дополнительные возможности:

1) Видео: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / СЛОВАРЬ ТВОРЧЕСТВА VIKENT.RU: Стратегии личности

2) Вы можете #бесплатно скачать:

ВИДЕО-ЗАДАЧНИК ПРОЕКТА VIKENT.RU № 01

-4

#конфликтология #стресс #дистресс #разрешениеконфликта