Как только «Макдоналдс» ушел из России, многие с причитаниями и заламываниями рук кверху кричали о том, как несправедливо судьба, ведь великий «Мак» покинул их! Но если серьезно, то, несмотря на причитания одних и неадекватные вопли со стороны других (мол, валите обратно), сеть ресторанов быстрого питания имела большое значение для России. Это и рабочие места, качество, стандарты, доступные цены, налоги и многие другие очевиднейшие плюсы. Но будет ли так с новым детищем, которое было выкуплено у правообладателей?
Итак, начнем с малого. История Биг-Мака, и самого «Мака», соответственно, в России берет начало в далеком 1990 году в Москве. Об этом событии уже снято сотни репортажей и документалок, поэтому добавлять лишние строчки в очевидной истории я не буду.
«Макдоналдс» тут же завоевал огромную популярность среди бывших советских граждан. Они могли видеть что-то подобное лишь только за границей или в неофициальных провезенных (советские люди умели нелегально провозить разное) журналах, которые подпольно передавались из рук в руки.
К 2020 году «Макдоналдс» – это огромная сеть ресторанов по всей стране. В одной лишь Москве их было больше 120 штук. С началом пандемии коронавируса активно развилась сеть доставки, которая начала приносить весомую прибыль, так как люди были готовы платить, если им бургеры привозились прямо к порогу, пусть и доставка стоила денег (бесплатно с определенной суммы, но она что-то заоблачная была). Все это подталкивало руководителей сверху развиваться и вкладываться дальше, так как Россия была перспективным рынком.
В чем же крутость «Макдоналдс»? В том, что для этой сети всегда были в приоритете стандарты качества. Быстро, вкусно и дешево. При этом чтобы было удобно и приятно находиться в самом заведении. Некоторые участники российского рынка называли «Макдоналдс» своего рода общепитным дискаунтером, где все было по экстремально низким ценам. У отечественных «типо» аналогов вообще была совсем другая модель бизнеса, а цены все равно в среднем на 20-40% выше, чем в нашем популярном фастфуде.
Ой, а все помнят, что «Макдак» это еще и бесплатные туалеты? Причем не какое-то дно с загаженными унитазами и обмоченными писсуарами, без бумаги, без мыла и полудохлым автоматом для просушки рук. Нет, тут тоже подход был всегда особый. Если туалеты, то чуть ли не вылизанные, если туалетка, то всегда огромными рулонами, дозаторы с мылом работали, а автоматы для обсушки рук постоянно менялись и совершенствовались. И да, помимо туалетов, в «Макдоналдсе» просто можно было посидеть, даже ничего не покупая.
Бесплатный вайфай, ненапряженная музыка и довольно приятная атмосфера…ммм, вспоминаю славные годы студенческие. Именно это заведение спасало нас стабильным соединением с глобальной сетью без прерываний, где можно было оперативно найти инфу, скачать рефераты или подготовиться к лабораторной. Короче, я думаю, что тут каждый найдет свое воспоминание.
Помню этот животрепещущий вайб начала нулевых, когда меня впервые повели в это заведение, где все вокруг носились, было много еды и очень приятно пахло. Учитывая, что мне было совсем немного лет, я не очень хорошо помню причины похода. Но зато прекрасно помню «Хэппи-мил» с игрушкой «Шелби» (живой по сей день), популярной на то время (олды, тут ли вы?). Естественно, этот детский набор всегда был самым популярным во все времена, чтобы ни происходило. Игрушка и набор еды для детей, что еще нужно то?
Про детские праздники то я вообще молчу. Там можно было договориться проводить дни рождения и различные вечеринки, а работники заведения в этом всецело помогали и поддерживали. Не знаю, честно, не замечал это в Москве, но когда я жил в Казани, то видел это повсеместно.
Теперь копнем в «Макдоналдс» более глубоко. В России сеть ресторанов пользовалась услугами сотен российских производителей, то есть изначально и по стандартам все производилось именно отечественное. А если перейти на сухие цифры статистики, то для России «Макдоналдс» – это 167 млрд рублей налоговых выплат в бюджет страны каждый год. Свыше 800 ресторанов по всей стране с 60 тыс. работников. Фастфуд занимал целых 7% (все, что выше 1% -- это уже крупные сети, которые выбились, скажем, за пределы своего региона, так что это большая цифра) от всего рынка общепита страны. Ну, и собственно, 2,5 млрд инвестиций в экономику России ежегодно.
Всего лишь ресторан быстрого питания, а сколько делал положительно лишь с экономической стороны. Я уж молчу про благотворительные программы и фонды поддержки (нагуглите сами, там реально очень много всего доброго и полезного было сделано). И вопящие, мол, «валите в свой Пиндостан», «мы любим все свое», «будет теперь все отечественное», «теперь заживем», либо живут в отрыве от реальности, либо кукуха летит по-крупному. Потому что не осознавать ценность такого небольшого винтика в целой экономике и ее состоянии как минимум странно.
Теперь пару слов о том, что придет на смену «Макдоналдсу». В частности, 15 ресторанов переименованной сети откроются уже 12 июня, то есть сегодня. Я публикую статью ночью, поэтому посмотрим, что за зверь откроет свои двери сегодня утром, так как шумихи по этому поводу было много.
Главная интрига, связанная с новым «Макдоналдсом» — название. Пока известно лишь то, что оно не будет похоже на прежнее, в медиа звучит множество вариантов. Опять таки, все это будет известно уже 12 июня, поэтому догадками и рассуждениями я заниматься не собираюсь. Мне кажется, что из этого вопроса специально сделали какой-то квест, чтобы подогреть ажиотаж.
Из меню исчезнут главные фирменные бургеры «Макдоналдса» — бигмак и бигтейсти. Из названий также уберут приставку «мак», что логично. Но вот весь вопрос упирается в то, а будет ли этот также качественно и недорого? Какой будет сервис? Потому что примеров отечественного общепита с низким сервисом, плохой едой и в целом высокой ценовой политикой мы знаем просто в огромном количестве (также можно поискать в интернете, на многие статьи наткнетесь).
Так одно и то же? Или никто не увидит разницы? Качество, стандарты, цены…неужели…все будет спущено в унитаз, как и сами прекрасные и чистые туалеты (где, кстати, бывало, умывались и приводили себя в порядок люди перед работой, что чаще всего наблюдалось уже именно в Москве)? Хотелось бы надеяться на лучшее. Но, неважно какое будет название, это всего лишь внешняя оболочка. Всегда главное – наполнение, от него то и будет зависеть, будет ли сеть процветать или загнется в течение года.