Найти тему

Каталог товаров, работ, услуг в ЕИС

🧐 Все ли вы знаете о правилах применения Каталога товаров, работ, услуг?

КАТАЛОГ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ) - это систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя определенную информацию, которая описывает характеристики продукции.

  • КТРУ является инструментом описания заказчиком унифицированного объекта закупки (письмо Минфина России от 15 мая 2020 г. N 24-06-07/40220).
  • КТРУ размещен в Единой информационной системе в сфере закупок, формируется и ведется в электронной форме. Ведет КТРУ Минфин России.
  • Правила ведения и использования КТРУ установлены в ст.23 Закона 44-ФЗ и в специальном постановлении Правительства РФ от 08.02.2017 N145.
  • На каждый товар, работу, услуг, который размещается в каталоге, формируется код позиции каталога, который представляет собой уникальный цифровой код на основе кода ОКПД2. При этом код ОКПД из извещения должен совпадать с кодом ОКПД в КТРУ, иначе заказчика ждет административный штраф.
  • Если в КТРУ много позиций на один товар – внимательно выбираем нужную. За неправильный выбор позиции КТРУ - административка (решение ФАС от 28.01.2021 N 21/44/105/69).
  • КТРУ используется в любых закупках - и при проведении конкурентных способов, и при закупках у единственного поставщика (см. письма Минфина России от 13.02.2020 N 24-03-07/9746, от 13.02.2020 N 24-06-07/9746, от 17.09.2020 N 24-06-07/81840). Обязательные позиции каталога сейчас есть и для товаров, и для работ, и для разнообразных услуг. Нужный код каталога надо применять и к работам/услугам (см. решение ФАС от 01.06.2021 N 21/44/105/825).
  • Заказчики обязаны применять позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. Если позиция еще не обязательна или в позиции нет описания (не указаны требования к характеристикам товара, работы, услуги), то заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 33 Закона 44-ФЗ (письмо Минфина России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090). В этом случае в качестве кода каталога указывается код такого товара, работы, услуги согласно ОКПД2.
  • Обязательная информация в каждой позиции каталога:

- наименование товара, работы, услуги;

- единица измерения количества товара, объема выполняемой работы,
оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в
позиции).

  • Справочную информацию из КТРУ применять не обязательно, это право заказчика (см., например, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 28.06.2021 N 44-3030/21, письмо Минфина России от 11.06.2020 N 24-06-05/51015).
  • Все характеристики из КТРУ делятся на несколько видов с учетом обязательности их применения (письмо Минфина России от 29.10.2019 N 24-06-08/83024):

- НЕИЗМЕНЯЕМАЯ заказчиком - характеристика с установленным
значением, не подлежащим изменению заказчиком при выборе
позиции,

- ИЗМЕНЯЕМАЯ заказчиком (ВЫБОР ОДНОГО) - позволяет заказчику
выбрать одно из множества значений характеристики,

- ИЗМЕНЯЕМАЯ заказчиком (МНОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР) -
позволяет заказчику выбрать одно или несколько значений
характеристики.

Все эти характеристики могут быть обязательными или необязательными к применению заказчиками. Необязательные к применению характеристики в описании товаров, работ, услуг могут определять потребность заказчиков в ряде отдельных случаев, в связи с чем могут выбираться при необходимости.

Например, АВТОМОБИЛЬ ЛЕГКОВОЙ обозначен кодом позиции 29.10.20.000-00000001, где первые цифры (до знака "-") - это код ОКПД2.

При описании закупаемого автомобиля заказчик ДОЛЖЕН указать:

✔ емкость батареи электромобиля,

✔ рабочий объем двигателя,

✔ тип двигателя,

✔ тип коробки передач,

✔ тип привода.

Также заказчик ВПРАВЕ указать (если ему важны данные характеристики автомобиля):

✔ экологический класс,

✔ тормозные механизмы передние/задние

✔ тип легкового автомобиля

✔ размер колесных дисков

✔ мощность двигателя

✔ материал салона

✔ комплектация транспортного средства

✔ количество посадочных мест.

Все эти характеристики можно указывать только с теми показателями, которые предлагаются в позиции КТРУ.

  • Характеристики, которые не указаны в соответствующей позиции КТРУ, называются ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ. Их можно указать только в случае, если заказчик тут же письменно обоснует необходимость их применения.

Как считают антимонопольные органы «… заказчик должен указать обоснование дополнительных показателей, то есть раскрыть необходимость их наличия с точки зрения целей, которые намерен достичь заказчик при приобретении соответствующего товара...» (см., например, решение УФАС по Челябинской области от 20.01.2022 N 074/06/99-63/2022).

Если дополнительные характеристики не обоснованны, то заказчика ждет административная ответственность (см., например, решение ФАС от 18.05.2021 N 21/44/105/672ГОЗ, решение ФАС от 22.04.2021 N 21/44/105/505, решение УФАС по Московской области от 23.05.2022 N 050/06/105-17609/2022, решение УФАС по Рязанской области от 20.05.2022 N 062/06/106-244/2022). Кроме того, такие дополнительные параметры не должны ограничивать конкуренцию в закупке и подходить только товарам одного производителя (решение УФАС по Ставропольскому краю от 09.07.2021 N 026/06/64-1597/2021, решения УФАС по Пермскому краю от 24.02.2022 г. и от 17.02.2022 г.).

Возвращаясь к примеру с автомобилем: если заказчик, например, хочет установить дополнительные требования к цвету автомобиля, он должен обосновать как цвет повлияет на цель использования автомобиля. И обоснование "под цвет автопарка заказчика" 🤣 уж точно вызовет вопросы у антимонопольного органа.

  • Когда заказчик устанавливает доп.характеристики, всегда есть риск, что обоснование их необходимости не устроит УФАС 😎. Так получилось в закупке бытового кондиционера, в которой заказчик расписал несколько дополнительных показателей и постарался их обосновать, но один из участников закупки посчитал это "чушью", потребовал исключить их из технического задания и подал жалобу в УФАС по Республике Крым и городу Севастополю. Антимонопольный орган, к сожалению, согласился с предпринимателем и наказал заказчика (см., решение от 18 мая 2022 г. N 082/06/106-613/2022).

    Другой заказчик при закупке экскаватора дополнительные характеристики обосновал кратко - "производственная необходимость". Но УФАС по Брянской области с ним не согласилось и наказало административным штрафом (решение от 23.05.2022 N 032/06/106-456/2022).

    Показательно, что
    суды не всегда соглашаются с доводами антимонопольных органов. Так, Третий арбитражный апелляционный суд поддержал заказчика, который при закупках услуг охраны своих помещений обосновал дополнительные характеристики также кратко "соответствием потребностям заказчика" (см. постановление от 21.04.2022 N 03АП-1667/22 по делу N А74-13263/2021).

⛔ К сожалению дополнительные характеристики, даже с подробным обоснованием, можно указывать не всегда. Пункт 5 Правил использования КТРУ запрещает любые дополнительные характеристики, которых нет в КТРУ, если:

✔ заказчик закупает радиоэлектронную продукцию из Перечня постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878,

✔ заказчик закупает некоторые виды радиоэлектронной продукции из Перечня постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.

При этом антимонопольные органы и суды рассматривают такие дела не в пользу заказчиков 🤦‍♂️😢 (см., например, решение УФАС по Московской области от 24.05.2022 N 050/06/105-18006/2022, решение УФАС по Воронежской области от 27.05.2022 N 036/06/23-531/2022, решение УФАС по Республике Бурятия от 25.05.2022 N 003/06/33-439/2022, решение УФАС по Ярославской области от 15.10.2021 N 076/06/65-1006/2021, решение УФАС по Красноярскому краю от 28.04.2022 N 024/06/105-1034/2022, постановление АС Центрального округа от 26.05.2022 N Ф10-1552/22 по делу N А48-9099/2021, постановление 19 ААС от 17.02.2022 N 19АП-7375/21 по делу N А48-8722/2021).

  • С 2022 года при размещении извещения о закупке каждый заказчик должен помимо названия объекта закупки указывать в структурированном виде информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования КТРУ (п. 5 ч.1 ст.42 Закона 44-ФЗ). То есть позиция КТРУ и информация из нее (наименование, единица измерения и описание характеристик) должна быть указана прямо в извещении о закупке с использованием функционала ЕИС.
  • Надо ли применять КТРУ для товаров, поставляемых в ходе работ/услуг (например, если в ходе работ по благоустройству парка, подрядчик будет передавать в собственность урны, скамейки, фонари и пр.)?
    Минфин России считает, что надо (см. письмо от 25.11.2021 №24-03-07/95653). Но есть и иной подход, например, ФАС России считает, что при закупке работ надо использовать КТРУ только на работы, КТРУ на поставляемые товары не указываем и не применяем (см. решение ФАС от 11 июня 2021 г. N 21/44/105/926).
  • Если заказчик закупает оборудование единым комплектом, который будет использовать совместно, например, автоматизированное рабочее место (АРМ), надо ли применять КТРУ на "составляющие" такого комплекта?

К сожалению, практика разная. Есть две точки зрения:

1) КТРУ надо применять на каждую составляющую комплекта отдельно (решение УФАС по Пермскому краю от 08.04.2022, решение ФАС от 30.10.2020 N 20/44/105/1845).

2) КТРУ надо применять только на сам комплект, как единый вид товара, и если для него нет нужного КТРУ, то заказчик делает описание товара без использования каталога (решение УФАС по Кемеровской области от 19.10.2020 N 042/06/67-1651/2020, решение Ярославского УФАС от 20.10.2020 по делу № 076/06/64-960/2020, решение Пермского УФАС от 01.12.2020 г., от 16.02.2021 г. от 02.12.2020 г., решение УФАС по Краснодарскому краю от 21.04.2022 N 258/2022, постановление 13 ААС от 25.06.2021 N 13АП-14671/21 по делу N А21-8399/2020).

  • Наименование товаров, работ, услуг в техническом задании должно быть таким же как в позиции КТРУ, иначе – административка. Заказчик при закупке аккумулятора (КТРУ 27.20.21.000-00000015) в техническом задании написал в наименовании товара одно лишнее слово, за что был привлечен к административной ответственности (см. решение ФАС от 17.06.2021 N 17/06/105-432/2021).
  • Не забудьте про четыре "неочевидных" случая обязательного применения КТРУ:

✔ при определении и обосновании НМЦК, когда определяете "идентичность" и "однородность" товаров, работ, услуг, а также когда рассчитываете начальную цену при закупке товаров, для которых установлена минимальная доля закупок российских товаров (постановление Правительства рФ 2014),

✔при формировании актов о нормирование закупок по ст.19 Закона 44-ФЗ,

✔ при изменении характеристик товаров/работ/услуг при исполнении контракта в сторону их улучшения по ч.7 ст.95 закона 44-ФЗ (улучшенные характеристики не могут "выходить" за рамки выбранной заказчиком позиции КТРУ),

✔ при оценке заявок на участие в конкурсе по критерию "характеристики" в соответствии с постановлением Правительства РФ 2604 (показатели оценки по критерию «характеристики» должны «укладываться» в КТРУ).

Все эти вопросы подробно разобрали 9 июня на вебинаре, запись можно просмотреть по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=TMp95BF9uek