Найти тему
Щит_и_лира

Опера "Ася", Московская консерватория (концертное исполнение)

"Ася", Московская консерватория.

"О, милое, чистое, дивное созданье...я всё люблю в тебе и боюсь, боюсь тебя, люблю и не верю, не верю счастью своему".

Как часто мы не верим собственному счастью, считаем, что получили его незаслуженно и что "вечно так продолжаться не может". И одиночество - это, конечно, плохо, но уже знакомо и привычно...

Мне повезло отыскать настоящую жемчужину - оперу "Ася" М.М. Ипполитова-Иванова. В основу сюжета легла одноимённая повесть И. Тургенева, которую, думаю большинство из нас читали в рамках школьной программы. Главный герой NN (интересно, почему по либретто его так и не наделили именем?), будучи за границей, знакомится на студенческом празднике с художником Гагиным и его сестрой Асей. Гагин приглашает нового знакомого в гости. В разговоре с NN Гагин открывает тайну: Ася - родная сестра ему лишь по отцу, мать девушки была из крестьян; после смерти отца Гагин взял на себя заботу о незаконно рожденной сестре.

Ася влюбляется в NN и пишет ему письмо, в котором признаётся в чувствах и назначает свидание. Но Ася страшится охватившего её чувства: она рассказывает обо всём брату и просит увезти её.

Гагин приходит откровенно поговорить с NN. "Ведь Вы не женитесь на ней?"-напрямую спрашивает брат Аси. Сам NN не уверен, готов ли он так резко менять свою жизнь. Тем не менее, он решается объясниться с Асей и приходит к ней на свидание. NN пытается убедить девушку (правда, поначалу он едва не поддался её чарам), что они не смогут быть вместе. Ася в сердцах бросает: "Достаточно одного Вашего слова...мы не увидимся больше" и убегает прочь. Только тут NN осознаёт, что он упустил своё счастье...

В музыке Ипполитова-Иванова так много теплоты, согревающей душу меломана. "Ася" - классическая опера в стиле XIX столетия: у каждого основного действующего лица по знаковой арии, развитые хоровые партии. Для исполнения последних был специально приглашен хор им. Свешникова. И персонажи второго плана также не обделены: песня старого бурша - настоящий подарок для баса.

Ася в исполнении сопрано Алины Яровой - трогательная, живущая ожиданием любви и счастья, не такая капризная и взбалмошная, как в повести Тургенева. Да и NN совсем не напоминает скучающего и пресыщенного франта - скорее это герой, переживший в прошлом любовную драму и опасающийся рисковать своим сердцем снова. Анджей Белецкий великолепно сумел передать образ своего героя (кстати, помню, какой у Белецкого получился плут и пройдоха Джанни Скикки из одноименной оперы Пуччини!).

Так почему же "Ася", будучи исполненной впервые аж в 1900 году, оказалась незаслуженно забытой на целте столетие с лишним? Думаю, всё дело в том, что произведение это выпадает из общего оперного мейнстрима XIX -XX вв. Представили себе этот массовый мор героев, где что ни любовь, то кровь, убийство, трагедия? Немногочисленные критики, которые-таки заметили по сути мировую премьеру "Аси", отписались, что "Ася", дескать, похожа на "Евгения Онегина" П.И. Чайковского и потому оказалась вторична. Нет, ну а что, логично же: раз Ипполитов-Иванов назвал свой шедевр "лирические сцены" по аналогии с шедевром Чайковского, значит, эти две оперы похожи, и Ася есть копия Татьяны. Точка. Расходимся. Нет уж, ребята-демократы, у Татьяны с Онегиным всё было обречено на провал изначально, а в финале бесперспективность их отношений очевидна: " Но я другому отдана и буду век ему верна". Да и Онегин, в отличие от NN, безжалостный убийца: Ленский погибает от пули заклятого друга.

Так вот, в финале "Аси" у слушателя/зрителя остаётся надежда: а вдруг не всё ещё потеряно для героев, и они сумеют обрести счастье? Как говорится, "гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно". Финал остался открытым, что для оперы совсем не типично.

Спасибо дирижеру-постановщику, народному артисту СССР Юрию Симонову, всем певцам и музыкантам оркестра за прекрасное исполнение

шедевра русской классики. "Ася" достойна сценического воплощения, и это безусловно. Только попасть бы ей в руки адекватного и квалифицированного режиссера-постановщика...

Музыкально-театральный сезон московских театров близится к концу. Но сезон гастролей только начинается. В конце июля пойду инспектировать премьеру от Красноярского театра им. Хворостовского - оперу "Лакме" Лео Делиба. Каким будет представление европейца о Востоке на этот раз?...

#Московскаяконсерватория

#ася

#Ипполитовиванов