Найти в Дзене
Я путешествую одна

Как украинцы Донбасса учились жить без Украины

Сегодня, дорогие мои читатели, хочу отлистать историю Донбасса на 7-8 лет назад, и вспомнить как писалась его новая история вне Украины. Ведь сквозь дым от разрывающихся снарядов не каждый мог представить другую жизнь, мирную, обратную сторону войны. И пока сводки наводняли новости с горящих фронтов, обычные люди продолжали выстраивать свою жизнь в изменившихся условиях, в регионе, который не просто полыхал, но и находился в неопределённом положении "серой зоны", которой будущее не обещали.

Храм недалеко от Майского рынка, который был обстрелян 13 июня.
Храм недалеко от Майского рынка, который был обстрелян 13 июня.

Постепенно приходило отрезвление. Предприниматели считали убытки, сворачивались и уезжали кто куда. Направления всегда было два: Россия или Украина. Кто-то приноравливался к новым обстоятельствам, перерегистрировал бизнес в ДНР, переезжал в освободившиеся торговые площади о которых, возможно, раньше и не мечтал.

Летом 2014 года продуктовые магазины не опустели, товар возили регулярно, правда некоторые позиции всё же пропадали с полок. Помню точно, что подсолнечное масло "Олейна" вообще невозможно было нигде купить. Появилось много нового товара, российского и белорусского. Непонятно было что вкусное, а что не очень и лучше мимо пройти.

Я стояла у витрин долго, всё рассматривала, читала и ... радовалась. Потому что нас не бросили и нам не пришлось есть собак, как об этом смачно рассказывали на украинском телевидении.

Маме впервые выплатили пенсию по инвалидности в рублях. Все купюры были по 50 руб., получилась небольшая пачка, которую я разложила на диване и с удовольствием рассматривала. Решила, что дизайн денег мне нравится.

Это были первые выплаты за несколько месяцев, до этого не было ни зарплат, ни социалки, ни пенсий. Вся финансовая система ушла, а новую ещё не построили. Люди жили на средства из своих запасов и гуманитарку. Органы власти ещё толком не сформированы, финансовой системы нет, работы у многих нет, за окном война. Смутное было время. Даже какое-то немного безнадёжное.

А потом стали выплачивать первые пенсии по возрасту в отделениях почты и скажу я вам - это был Ад. Очередь занимали в час ночи и плевать на комендантский час. Мне кажется, что если бы в этот ответственный момент, когда формируется очередь, подошли ребята из комендатуры, их пенсионеры уложили бы на месте. Мы с мамой пришли, минуя лютых собак, по тёмному городу, где не работал ни один фонарь, к двум часам ночи к почте, и мы уже были одиннадцатые. Очередь занимали для бабушки. Нужно было сидеть до утра, иначе тебя просто вычеркнут из списка, а списки множились на глазах. Такое ощущение, что их вёл каждый второй, сидя на своей лавке под ёлкой. Бои под почтой были страшные, крики, злость. Мамочек с детьми, за социалкой, пропускали без очереди, чем сильно злили уставших за ночь старушек.

Сквер на площади Ленина (Донецк).
Сквер на площади Ленина (Донецк).

А какие очереди были за гуманитаркой! Первое время в них можно было стоять часами. Пока толкаешься и ругаешься даже забываешь, что снаряд может прилететь.

Бабушка моя получала ежемесячную гуманитарную помощь от Рината Ахметова, российскую и от Красного Креста (один раз). Счастливая была и сытая.

Одно время я занималась российской гуманитарной помощью, когда работала в администрации города. Согласно поданным заявкам от нуждающихся, я высчитывала объём необходимой помощи, и от администрации ехала на грузовой машине на склады. Там оформляла накладные и по ним мне отгружали необходимое количество круп, масла, консерв, макарошек, и т.д. А уже в городе девочки-волонтёры расфасовывали всё и выдавали нуждающимся. Тоже было и с канцелярией перед 1 сентября. Поэтому, когда на Украине говорили, что российская гуманитарная помощь это фейк, меня это страшно злило.

Разъезжая между городами всё чаще попадались объявления о поездках на Украину за оформлением пенсии. И это было так странно. Не укладывалось в голове. Какие поездки на Украину, мы же и есть Украина. Потом местные жители стали шутить, мол, надо правильно писать, поездки не на Украину, а в "цэ Европу".

Поэтому, когда в России, на ток-шоу говорили, что Украина не платит пенсии, это не совсем так. Украина пенсии платила, НО для этого нужно было выехать на подконтрольную территорию (а это не всегда было безопасно), зарегистрироваться там (соответственно за регистрацию нужно заплатить человеку, у которого ты якобы живёшь на постоянной основе), пройти верификацию в банке, оформить карточку и ждать, когда её сделают (может что-то ещё было, я уже не помню). Снимать перечисленные деньги, на тот момент, можно было только на Украине (позже стали обналичивать и в ДНР за какой-то там процент от суммы). Представляете с какими сложностями столкнулись люди глубоко преклонного возраста? Не каждому это было под силу. Вот отсюда и пошли разговоры о том, что Украина не платит пенсии. Она-то платила, но создала массу трудностей, чтобы заплатить как можно меньшему количеству людей. А сколько пожилых умирали в этих очередях на линии разграничения, так и не доехав до заветной пенсии.

Жизнь нас всех так закружила, что пока мы все стояли в каких-то очередях некогда было задуматься о том, кто мы и что дальше.

Донецкая Республика? Помнится, люди хотели здесь "крымский сценарий", но что-то пошло не так. Ну, Республика так Республика, всё равно многие были злые на Украину и за обстрелы, и за потоки лжи и ненависти в адрес жителей Донбасса.

-3

Постепенно на зданиях вывешивали флаги ДНР, и они красиво реяли на ветру. Сменялись таблички на административных зданиях, печатались новые учебники, как-то быстро появились автомобильные номерные знаки (сначала их выдавали только по желанию, а потом принудили всех сменить украинский номерной знак). Двойные ценники убрали и теперь весь товар был только за рубли. Сложно было адаптироваться, в рублях всё казалось очень дорого, и я ещё некоторое время переводила цены в гривны, это меня успокаивало.

Потом придумали паспорта ДНР, но люди запаниковали, что у нас отберут украинские, а паспорта ДНР нигде не признаны. И нам оставили паспорт Украины. Изначально паспорта ДНР получали те, кому по возрасту требовалась замена паспорта, ну и ради баловства, кто не планировал выезжать на Украину. Массовости не было, потому что не было смысла. И только когда объявили, что после получения паспорта ДНР жители Республики могут подать на российское гражданство, вот тогда миграционные службы "разорвали". Здравствуйте очереди! Снова!

Атрибутику Украины убрали из каждого города. Теперь о нашей принадлежности говорил только паспорт, который тихонько лежал в папке с документами, вместе с паспортами ДНР и РФ.

У нас даже гимн есть.
У нас даже гимн есть.

За 8 лет Украина осталась воспоминанием, как будто это или не с нами было, или очень и очень давно. Будто и не было Украины на Донбассе, как бы громко об этом не заявляла сама Украина. Но мы отвыкли. Мы стали забывать.

До 2014 года мы мирно жили в стране, президентов которой ругали, и не тесно нам было с бандерами, потому что они не заходили в наш дом в грязной обуви, не учили нас жить, не разрушали наши памятники. Каждый жил в своей сторонке. Они катались на заработки в Польшу, мы - в Россию. Всё изменилось на Майдане, хотя многие пытаются приуменьшить его значение.

На самом деле это невероятно - 8 лет прошло. Это так много. Это так долго. Мы все изменились, привыкли друг без друга и каждый сам по себе.

Таким я помню Донбасс, но у каждого свои воспоминания.